Логопедические пункты при средних общеобразовательныхшколах

Развертывание сети логопедических пунктов при средних общеобразовательных школах в республиканских, краевых и областных центрах началось в 1949 г.

В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах на всей территории страны.

Логопедические пункты — специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. Они организуются в одной из общеобразовательных школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.

Основные его задачи:

• исправлять недостатки речи у учащихся;

• пропагандировать логопедические знания среди учителей и населения; • своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы.

Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

При отборе детей логопед обследует их в классе (подготовительной группе).

На логопедический пункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.

Одновременно на городском логопедическом пункте занимается 18—25 человек, на сельском — 15—20 человек. Педагогическая работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающегося обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма составляет примерно 4—9 месяцев; детей с ОНР и нарушениями письма и чтения — 1,5 — 2 года.

Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя и администрацию школы.

Эффективность логопедической работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Важное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей. Родители присутствуют при зачислении детей в логопедическую группу, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях родители присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций. 42.Логопедическое обследование. Логопедическое обследование - это исследование состояния речевого развития ребёнка с целью выявление возможных отклонений. В процессе логопедического обследования специалист обращает внимание на все стороны речевого развития ребёнка.ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

· Диагностика (около 1 часа)

· Консультация родителей

· Оформление логопедического заключения

· Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка

Логопедическая диагностика

Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

· произносительная сторона

· фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)

· словарь

· грамматический строй речи

· связная речь

· артикуляционная моторика (подвижность органов речи) ,мелкая моторика рук Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

· Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.

· Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.

· Жалобы родителей, характеристика воспитателей.

· Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

· Строение органов артикуляции, подвижность их.

· Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.

· Состояние вербального интеллекта.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

· на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)

· умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)

· состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);

· знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);

· умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

· понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;

· какими речевыми средствами пользуется он в общении;

· подражает ли речи взрослого;

· как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);

· использует ли мимику, жесты.

Наши рекомендации