Формы организации воспитательного процесса ( 2ч.)
Занятие 1.
Тема: Воспитание и его место в целостном
Педагогическом процессе
1.Воспитание как специально организованная деятельность.
2. Цели и задачи гуманистического воспитания.
3. Личность в концепции гуманистического воспитания.
4. Воспитание как интериоризация общечеловеческих ценностей.
5. Концепция воспитания в современной России.
Литература:
1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. –Казань, 2000.
2.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.-Ростов/н/Дону, 1999.
3.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. –М.,1997.
4.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1998.
5. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В.. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластенина. – М, 2004.
6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие.- М.,2002.
Конспект: Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // Педагогика, 2005, № 10. с.3-17.
Занятие 2.
Тема: Воспитание базовой культуры личности
1.Философско-мировоззренческая подготовка школьников.
2. Гражданское воспитание школьников и его значение для современной России.
3. Формирование культуры межнационального общения как основы для построения гражданского общества.
4. Правовая культура школьников и работа по предотвращению правонарушений в детской и подростковой среде.
5.Воспитание гуманности как средство формирования нравственности.
6.Экологическое воспитание учащихся: содержание, методы, средства.
7. Трудовое воспитание и профориентация школьников.
8.Формирование эстетической культуры.
9. Воспитание физической культуры личности, потребности в здоровом образе жизни.
Практическое задание:
1. Самостоятельно заполнить таблицу.
Воспитание базовой культуры личности.
Компоненты базовой культуры | Цель | Формы и методы | Средства | Специфика применения | |
1. | Гражданское воспитание | ||||
2. | Правовое воспитание | ||||
3. | Нравственное воспитание | ||||
4. | Экологическое воспитание | ||||
5. | Трудовое воспитание | ||||
6. | Эстетическое воспитание | ||||
7. | Физическое воспитание | ||||
8. | Правовое воспитание |
Занятие 3-4.
Тема: Возрастосообразность педагогического процесса (4 ч.)
1.Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы, условия и движущие силы развития личности.
2.Возрастная периодизация в педагогике.
3. Акселерация и неравномерность развития.
4.Особенности воспитания в различных возрастных группах:
- младший;
-средний;
- старший возраст.
Литература:
1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.-608с. Раздел III, Гл.1,2,с. 347-388.
2.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М:Изд. центр «Академия»,2000. – 192 с.
3.Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. Пособие для студентов. –М: Изд-во Владос-Пресс, 2002. - 176с.
4.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.-М.:Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с. Раздел II, лекция 11, с. 203-217.
Практическое задание:
1.Решение педагогических ситуаций с помощью технологии «Дерево решений» в рабочих тетрадях.
Занятие 5.
Тема: Методы воспитания (2ч.)
1. Понятие «метод воспитания», его сущность и специфика.
2. Классификация методов воспитания.
3. Условия выбора метода воспитания.
4. Специфика применения различных методов воспитания с учащимися различных возрастных групп.
Литература:
1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. –Казань, 2000.
2.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.-Ростов/н/Дону, 1999.
3.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. –М.,1997.
4.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1998.
5. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В.. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластенина. – М, 2004.
6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие.- М.,2002.
Практическое задание:
1.Используя классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского, заполнить таблицу в рабочих тетрадях:
Название метода | Цель применения | Условия эффективности | Специфика применения | |
1. | Беседа | |||
2. | Поручение | |||
3. | Соревнование… |
Занятие 6.
Формы организации воспитательного процесса ( 2ч.)
1.Понятие формы организации воспитания. Классификация форм организации воспитания.
2. Комплексный подход к организации воспитательных дел.
3. Формы организации воспитания в русле классификации по видам воспитывающей деятельности:
-интеллектуально-познавательной,
-ценностно-ориентированной,
-трудовой,
- ценностно-ориентированной
-физкультурно-спортивной,
-свободного общения,
-игровой.
4.Педагогический анализ воспитательного дела.
Литература:
1. Аралова М.А. Классный час играючи. Выпуск 1. – М., 2002.
2. Блохина Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе. – М.: Рос-ое пед. агентство, Брянск: «Курсив», 1997.
3. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М., 2001.
4. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. /Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М., 2002.
5. Классному руководителю. Учеб.-метод. Пособие. /Под ред. М.И.Рожкова. – М., 1999.
6. Косолапов В.И. Диспуты и конференции в школе. – М., 1975.
7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Прак. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д, 2000.
8. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 1999.
.
Практическое задание:
Работа в микро- группах: опираясь на предложенную литературу, а также используя Интернет-источники и материалы педагогической периодики подобрать материалы, разработать и провести фрагмент воспитательного мероприятия соответствующей направленности:
Для студентов ФКДД - физкультурно-спортивной,
для студентов МДОИЯ – игровой,
для студентов ПП - ценностно-ориентированной,
для студентов ПО - свободного общения.
Занятие 7.