Формы организации воспитательного процесса ( 2ч.)

Занятие 1.

Тема: Воспитание и его место в целостном

Педагогическом процессе

1.Воспитание как специально организованная деятельность.

2. Цели и задачи гуманистического воспитания.

3. Личность в концепции гуманистического воспитания.

4. Воспитание как интериоризация общечеловеческих ценностей.

5. Концепция воспитания в современной России.

Литература:

1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. –Казань, 2000.

2.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.-Ростов/н/Дону, 1999.

3.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. –М.,1997.

4.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1998.

5. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В.. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластенина. – М, 2004.

6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие.- М.,2002.

Конспект: Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // Педагогика, 2005, № 10. с.3-17.

Занятие 2.

Тема: Воспитание базовой культуры личности

1.Философско-мировоззренческая подготовка школьников.

2. Гражданское воспитание школьников и его значение для современной России.

3. Формирование культуры межнационального общения как основы для построения гражданского общества.

4. Правовая культура школьников и работа по предотвращению правонарушений в детской и подростковой среде.

5.Воспитание гуманности как средство формирования нравственности.

6.Экологическое воспитание учащихся: содержание, методы, средства.

7. Трудовое воспитание и профориентация школьников.

8.Формирование эстетической культуры.

9. Воспитание физической культуры личности, потребности в здоровом образе жизни.

Практическое задание:

1. Самостоятельно заполнить таблицу.

Воспитание базовой культуры личности.

    Компоненты базовой культуры       Цель   Формы и методы   Средства   Специфика применения
1. Гражданское воспитание        
2. Правовое воспитание        
3. Нравственное воспитание        
4. Экологическое воспитание        
5. Трудовое воспитание        
6. Эстетическое воспитание        
7. Физическое воспитание        
8. Правовое воспитание        

Занятие 3-4.

Тема: Возрастосообразность педагогического процесса (4 ч.)

1.Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы, условия и движущие силы развития личности.

2.Возрастная периодизация в педагогике.

3. Акселерация и неравномерность развития.

4.Особенности воспитания в различных возрастных группах:

- младший;

-средний;

- старший возраст.

Литература:

1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.-608с. Раздел III, Гл.1,2,с. 347-388.

2.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М:Изд. центр «Академия»,2000. – 192 с.

3.Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. Пособие для студентов. –М: Изд-во Владос-Пресс, 2002. - 176с.

4.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.-М.:Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с. Раздел II, лекция 11, с. 203-217.

Практическое задание:

1.Решение педагогических ситуаций с помощью технологии «Дерево решений» в рабочих тетрадях.

Занятие 5.

Тема: Методы воспитания (2ч.)

1. Понятие «метод воспитания», его сущность и специфика.

2. Классификация методов воспитания.

3. Условия выбора метода воспитания.

4. Специфика применения различных методов воспитания с учащимися различных возрастных групп.

Литература:

1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. –Казань, 2000.

2.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.-Ростов/н/Дону, 1999.

3.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. –М.,1997.

4.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1998.

5. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В.. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластенина. – М, 2004.

6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие.- М.,2002.

Практическое задание:

1.Используя классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского, заполнить таблицу в рабочих тетрадях:

  Название метода Цель применения Условия эффективности Специфика применения
1. Беседа      
2. Поручение      
3. Соревнование…      

Занятие 6.

Формы организации воспитательного процесса ( 2ч.)

1.Понятие формы организации воспитания. Классификация форм организации воспитания.

2. Комплексный подход к организации воспитательных дел.

3. Формы организации воспитания в русле классификации по видам воспитывающей деятельности:

-интеллектуально-познавательной,

-ценностно-ориентированной,

-трудовой,

- ценностно-ориентированной

-физкультурно-спортивной,

-свободного общения,

-игровой.

4.Педагогический анализ воспитательного дела.

Литература:

1. Аралова М.А. Классный час играючи. Выпуск 1. – М., 2002.

2. Блохина Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе. – М.: Рос-ое пед. агентство, Брянск: «Курсив», 1997.

3. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М., 2001.

4. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. /Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М., 2002.

5. Классному руководителю. Учеб.-метод. Пособие. /Под ред. М.И.Рожкова. – М., 1999.

6. Косолапов В.И. Диспуты и конференции в школе. – М., 1975.

7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию: Прак. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д, 2000.

8. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 1999.

.

Практическое задание:

Работа в микро- группах: опираясь на предложенную литературу, а также используя Интернет-источники и материалы педагогической периодики подобрать материалы, разработать и провести фрагмент воспитательного мероприятия соответствующей направленности:

Для студентов ФКДД - физкультурно-спортивной,

для студентов МДОИЯ – игровой,

для студентов ПП - ценностно-ориентированной,

для студентов ПО - свободного общения.

Занятие 7.

Наши рекомендации