Комплексная система ранней помощи Института коррекционной педагогики РАО
Комплексная система ранней помощи разработана сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО Н.Д.Шматко и Т.В.Пелымсксой. Она включает раннее выявление дефекта слухи, слухопротезирование (подбор ребенку индивидуального слухового аппарата, обеспечивающего необходимое звукоусиление), оказание педагогической помощи.
Данная система имеет также большое значение для глухих и слабослышащих детей с сочетанными нарушениями развития (грубое нарушение зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и т.п.), что нередко приводит к исключению их из системы специального обучение. Раннее начало комплексной помощи позволяет многим из них учиться в специальных учреждениях.
Система такой помощи опирается, прежде всего, на раннюю диагностику состояния слуховой функции. Ее авторами разработана методика медико-педагогического исследования-слуха младенцев и детей раннего возраста, которая предусматривает электрофизиологическое, аудиологнческое и педагогическое изучение слуховой функции, позволяет разграничить глухоту и тугоухость, а также определить степень снижения слуха внутри каждой группы детей со слуховым дефектом и уточнить режим работы индивидуального слухового аппарата Данные педагогического обследования состояния слуха, позволяющие оценить динамику развития слухового восприятия, ложатся в основу создания программ абилитацин. При проведении такого обследования регистрируются безусловно-ориентировочные (поведенческие) реакции малыша на комплекс звуковых стимулов. В качестве таковых используются игрушки, издающие различные звучания — низкочастотные (барабан), среднечастотные (дудка гармошка), высокочастотные (шарманка, погремушка), а также синтетические сигналы — тоны аудиометра, подаваемые в звуковом поле, голос и шепот. Во время обследования выявляются отсутствие реакции на акустические сигналы или реагирование только на звуки низких частот (барабан), степень и объем восприятия предъявляемых звуковых раздражителей.
Система ранней помощи ставит перед собой определенные развивающие и учебно-воспитательные задачи. Это прежде всего обеспечение возможности полноценного эмоционального общения и речевого контакта смогшими, условия которых меняются в зависимости от этапов его развития.
Не менее значимой задачей комплексной системы является обеспечение в условиях общения возможности восприятия ребенком со слуховым дефектом звуков окружающего мира и обращенной к нему речи.
Ведущая форма обучения детей с нарушенным слухом раннего возраста — занятия с родителями, которые проводятся в домашних условия». Они сочетаются с занятиями, консультациями в медицинских или образовательных учреждениях.
Ранняя абилитационная и педагогическая помощь в специальных дошкольных образовательных учреждениях
По достижению глухими и слабослышащими детьми 1,5 (2) — 3 лет для них становится возможным обучение и воспитание в условиях стационарного пребывания в специальных дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время разработаны разнообразные модели групп кратковременного (неполного) посещения, которые выполняют адаптационные задачи по воспитанию и обучению детей ясельного возраста. Коррекционно-развиваюшие программы этих учебных заведений включают.
физическое воспитание детей направлено на становление моторных навыков, содействие их физическому и психическому развитию, укреплен их здоровья (по подражанию действиям воспитателя).
В разделе «Труд» программа предполагает воспитание у неслышащих малышей привычки к аккуратности и культурно-гигиенических навыков.
Игра содействует формированию у детей с нарушенным слухом навыков предметно-игровой деятельности, целенаправленных действий с предметами и игрушками; воспитывает у них интерес к совместным играм, способствующим желанию общаться с другими детьми.
Изобразительная деятельность и конструирование предусматривают формирование положительного эмоционально - заинтересованного отношения к выполняемой работе (лепке, рисованию, аппликации, конструированию) и ее результатам.
Ознакомление с окружающим миром расширяет представления детей о приметах и явлениях, специально группируемых воспитателем в рамках наиболее доступных тем (комната, где помещается группа; двор, дворовая площадка; семья, люди; предметы одежды и обуви; продукты питания; предметы обихода -посуда, мебель; растения — фрукты, овощи; животные; погода).
Развитие речи пронизывает весь «рабочий день» пребывании ребенка в учебном учреждении и осуществляется в самых разнообразных формах:
- обыгрывание игрушек, проведение дидактических игр, демонстрация действий с предметами (внимание ребенка постоянно привлекается к речи, к лицам говорящих взрослых и детей);
- использование игрушек, которые «разговаривают» с детьми, «здороваются», «играют», «прощаются»;
- подражание речи взрослых в доступной для них форме (артикулирование, воспроизведение звуков, слогов, лепетных и усеченных слов);
- формирование навыков сопряженно-отраженного проговаривания; побуждение в быту и на занятиях к использованию речи в доступной форме;
- поощрение речевой активности, фиксация внимания на табличках,
Развитие слухового восприятия прежде всего предусматривает обучение ребенка ношению индивидуальных слуховых аппаратов течение всего дня, умению снимать и надевать наушники, реагировать на звуковой сигнал и подходить к сурдопедагогу или воспитателю, а также реагировать на речевые и неречевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука.
Обучение произношению построено на звукоподражании, воспроизведении лепетных и полных слов, которые ребенок уже может произносить: сначала усечено (туту как «у-у», пока как «пай»), затем — приближенно, с использованием звуковых замен (бобо как «по-по», дом как «том»), и, наконец точно (папа, ам-ам).
После этого приступают к воспроизведению фраз из двух слов (полных, усеченных, лепетных, звукоподражательных). Эту работу полезно сопровождать выполнением одновременно с педагогом широких и мелких движений руками, включая движения фонетической ритмики. Но самым главным является пробуждение у детей интереса к устному общению, преодоление страха перед ним.