Структура педагогического процесса
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина): 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить?); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как и всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).
Цель - Принципы - Содержание - Методы - Средства - Формы
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической ипсихологической.
В психологической структуре урока можно выделить три подструктуры: 1 — познавательные процессы, 2 — мотивация учения, 3 — напряжение.
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел вдвижение», необходим такой компонент как управление.
Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели; формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; планирование деятельности по достижению цели; реализация проекта — контроль за ходом выполнения — корректировка — подведение итогов.
Вопросы и задания:
1. Назовите выдающихся педагогов прошлого и расскажите об их роли в развитии педагогики.
2. Дайте определение предмета педагогики и основных педагогических понятий.
3. Как Вы разрешите спор между теми, кто считает её искусством. Приведите аргументы в пользу того или иного утверждения.
«ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»
План лекции:
1. Общие принципы дидактики.
2. Цели и содержание современного образования (Госстандарт, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия).
3. Формы организации обучения в современной школе и вузе.
4. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
Сущность, структура и функции процесса обучения
Что следует понимать под обучением и в чем состоит сущность относящихсяк нему понятий?
Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:
- стимулирование познавательной активности учащихся
- организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
- развитие мышления, сообразительности, памяти, твоpческих способностей и дарований;
- формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
- выработка и совершенствование у учащихся учебно-познавательных умений и навыков;
- формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).
Какова внутренняя структура процесса обучения?
В процессе обучения, как и во всякой человеческой деятельности, выделяются следующие структурные компоненты:
- целевой;
- потребностно-мотивационный;
- содержательный;
- операционно-деятельностный;
- эмоционально-волевой;
- контрольно-регулировочный;
- оценочно-результативный.
В чем состоит сущность, значение и определение целевого компонента обучения?
Цель обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся. В этом отношении целевые установки обучения делают для учащихся понятными смысл, способы и направленность учебно-познавательной деятельности.
В процессе обучения вообще и на каждом отдельном занятии в частности решаются три группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков). Ко второй — развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей). К третьей — воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т.д.).
Функции обучения:
Образовательная функция
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
Воспитывающая функция.
Обучение воспитывает всегда, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
Развивающая функция.
Развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса.
Общие принципы дидактики
Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.