Структура педагогического процесса

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина): 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педа­гогической коммуникации (М) (как учить?); 4) преподава­тель (П); 5) учащийся (У). Как и всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).

Цель - Принципы - Содержание - Методы - Сред­ства - Формы

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, ме­тодической ипсихологической.

В психо­логической структуре урока можно выделить три подструк­туры: 1 — познавательные процессы, 2 — мотивация уче­ния, 3 — напряжение.

Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел вдвижение», необходим такой компонент как управление.

Педагогическое управление есть процесс перевода педагоги­ческих ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонен­тов: постановка цели; формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; планирование деятельности по достиже­нию цели; реализация проекта — контроль за ходом выпол­нения — корректировка — подведение итогов.

Вопросы и задания:

1. Назовите выдающихся педагогов прошлого и расскажите об их роли в развитии педагогики.

2. Дайте определение предмета педагогики и основных педагогических понятий.

3. Как Вы разрешите спор между теми, кто считает её искусством. Приведите аргументы в пользу того или иного утверждения.

«ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»

План лекции:

1. Общие принципы дидактики.

2. Цели и содержание современного образования (Госстандарт, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия).

3. Формы организации обучения в современной школе и вузе.

4. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Сущность, структура и функции процесса обучения

Что следует понимать под обучением и в чем состоит сущность относящихсяк нему понятий?

Под обучением следует понимать целена­правленный педагогический процесс организации и стиму­лирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоз­зрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

В качестве важнейших задач обучения выступают следую­щие:

- стимулирование познавательной активности учащихся

- организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

- развитие мышления, сообразительности, памяти, твоpческих способностей и дарований;

- формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

- выработка и совершенствование у учащихся учебно-познавательных умений и навыков;

- формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).

Какова внутренняя структура процесса обучения?

В процессе обучения, как и во всякой человеческой деятельности, выделяются следующие структурные компоненты:

- целевой;

- потребностно-мотивационный;

- содержательный;

- операционно-деятельностный;

- эмоционально-волевой;

- контрольно-регулировочный;

- оценочно-результативный.

В чем состоит сущность, значение и определение целе­вого компонента обучения?

Цель обучения есть не что иное, как идеальное (мыслен­ное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных ре­зультатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремить­ся педагог и учащиеся. В этом отношении целевые установки обучения делают для учащихся понятными смысл, способы и направленность учебно-познавательной деятельности.

В процессе обучения вообще и на каждом отдельном за­нятии в частности решаются три группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладе­ние знаниями, выработка умений и навыков). Ко второй — развивающие (развитие мышления, памяти, творческих спо­собностей). К третьей — воспитательные (овладение ми­ровоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, фор­мирование взглядов, убеждений и т.д.).

Функции обучения:

Образовательная функция

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.

Воспитывающая функция.

Обучение воспитывает всегда, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

Развивающая функция.

Развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса.

Общие принципы дидактики

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это ос­новные положения, определяющие содержание, организаци­онные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Наши рекомендации