Статья «Отбор содержания информационной подготовки экономистов»
Для отбора содержания информационной подготовки экономиста предлагается система частно-дидактических принципов, главным из которых является принцип пересекаемости. Суть его заключается в углубленном изучении тех разделов образовательной области «Информатика», которые пересекаются с экономикой.
Анализ сферы деятельности специалиста экономического профиля позволяет сделать следующие заключения:
— любую форму организации, занятую производством товаров или услуг, можно рассматривать как экономическую систему, для обеспечения эффективности функционирования элементов которой используется процесс управления,
-- лица, участвующие в организации управления, формируют особый вид трудовой деятельности - управленческий (непосредственным управлением заняты хозяйственные руководители — менеджеры, директора организаций, начальники отделов и т.д.; подготовкой к управлению — плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики);
— особенность управленческого труда состоит в том, что его предметом является информация, необходимая для руководства производством;
— генерация информации, обеспечивающей процесс управления, является целью автоматизированной информационной системы (АИС) экономического объекта;
— специалист экономического профиля (бухгалтер, менеджер, маркетолог и др.) является обязательным элементом системы управления экономическим объектом, участником управленческого труда, а значит должен иметь навыки работы с разнотипной информацией, в том числе экономической, в рамках АИС для выработки управленческой информации и ее использования при принятии и реализации управленческих решений.
Следовательно, предметом изучения экономики является согласованная деятельность людей в рамках экономического объекта, связанная с наиболее выгодным производством материальных и нематериальных благ, управление которой осуществляется на основе управленческой информации, генерируемой АИС экономического объекта. С другой стороны, предметом изучения информатики являются общие закономерности, связанные с реализацией информационных процессов по сбору, хранению, обработке и передаче информации в различных системах, в том числе АИС.
Принцип пересекаемостиобеспечивает соответствие содержания информационной подготовки экономиста тенденциям интеграции профессионального образования, согласуется с такими общедидактическими принципами, как: связь обучения с жизнью, профессиональная направленность обучения, единство профессионального, общего и гуманитарного образования, научность.
Ориентирами для выделения такого минимума в образовательной области «Информатика» для специалистов экономического профиля служат требования к выпускнику учреждения профессионального образования. Минимальный объем содержания образовательной области «Информатика» для экономистов также определяется государственным образовательным стандартом.
Так как в максимальном объеме изучение образовательной области «Информатика» доступно и необходимо не всем, разумно максимальный объем материала из образовательной области «Информатика», предназначенного для изучения (но не усвоения!) специалистами экономического профиля, определять ценностью его использования в выбранной профессии.
Сначала в соответствии с первым принципом пересекаемости формируется разумно максимальный объем содержания информационной подготовки специалистов экономического профиля, на уровне которого будет вестись преподавание информатики
На первом уровне выделяется обязательный минимум содержания, определенный государственным образовательным стандартом образования по направлениям и специальностям экономики.
Внутри каждого уровня, сформированного на первом этапе для каждой дидактической единицы, определяется уровень усвоения учебного материала по сформированным критериям.
Степень соответствия уровня подготовки студентов уровню усвоения учебного материала определяется с помощью системы многоуровневых контрольных заданий и тестов, что позволяет проводить гибкий мониторинг результатов обучения и осуществлять «миграцию» студента на более высокий уровень.
Принцип уровневой дифференциацииобеспечивает соответствие содержания информационной подготовки экономиста таким тенденциям, как демократизация и личностно-ориентированный подход к профессиональному образованию; согласуется со следующими общедидактическими принципами: общедоступность высшего образования, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, уважение к личности обучаемого в сочетании сразумной требовательностью к нему.
Принцип вееравыражается в отборе содержания информационной подготовки, способствующего формированию у обучающегося широкого кругозора и эрудиции в области современных достижений информатики и их использования не только в экономике, но ив других сферах жизнедеятельности человека. От широты кругозора зависит творческий и прогностичный характер информационной деятельности экономиста, его мобильность, которые обеспечиваются возможностью видения и понимания перспектив и тенденций развития общества и экономики с точки зрения информационного анализа.
Принцип веераобеспечивает соответствие содержания информационной подготовки экономистов тенденции фундаментализации профессионального образования: согласуется с такими общедидактическими принципами, как: профессиональная мобильность, связь обучения с жизнью, научность.
Последним предлагается принцип адекватности,выражающийся в отборе содержания, обеспечивающего соответствие начальной информационной подготовки студентов возможностям материально-технической базы образовательного учреждения требованиям работодателей к информационной подготовке специалиста экономического профиля, выделенному учебному времени, имеющейся учебно-информационной среде.
Данный принцип согласуется с такими принципами проектирования содержания учебной дисциплины, как: полнота содержания в пределах времени, отведенного на изучение данного предмета, преемственность содержания с учетом уровня усвоения ранее полученной информации при изучении базовых предметов, соответствие содержания предмета возможностям учебно-материальной базы учебного заведения с учетом перспектив ее развития на ближайший период.