Статья «Отбор содержания информационной подготовки экономистов»

Для отбора содержания информационной подготовки экономиста предлагается система частно-дидактических принципов, главным из которых является принцип пересекаемости. Суть его заключается в углубленном изуче­нии тех разделов образовательной области «Информатика», которые пересекаются с экономикой.

Анализ сферы деятельности спе­циалиста экономического про­филя позволяет сделать следующие заключения:

— любую форму организации, за­нятую производством товаров или услуг, можно рассматривать как эко­номическую систему, для обеспече­ния эффективности функционирова­ния элементов которой использует­ся процесс управления,

-- лица, участвующие в организа­ции управления, формируют особый вид трудовой деятельности - управ­ленческий (непосредственным управлением заняты хозяйственные руководители — менеджеры, дирек­тора организаций, начальники отде­лов и т.д.; подготовкой к управлению — плановики, бухгалтеры, экономи­сты, учетчики);

— особенность управленческого труда состоит в том, что его предметом является информация, необходи­мая для руководства производством;

— генерация информации, обес­печивающей процесс управления, является целью автоматизирован­ной информационной системы (АИС) экономического объекта;

— специалист экономического про­филя (бухгалтер, менеджер, маркето­лог и др.) является обязательным эле­ментом системы управления эконо­мическим объектом, участником уп­равленческого труда, а значит должен иметь навыки работы с разнотипной информацией, в том числе экономи­ческой, в рамках АИС для выработки управленческой информации и ее ис­пользования при принятии и реализа­ции управленческих решений.

Следовательно, предметом изуче­ния экономики является согласован­ная деятельность людей в рамках экономического объекта, связанная с наиболее выгодным производ­ством материальных и нематериаль­ных благ, управление которой осу­ществляется на основе управлен­ческой информации, генерируемой АИС экономического объекта. С дру­гой стороны, предметом изучения информатики являются общие зако­номерности, связанные с реализа­цией информационных процессов по сбору, хранению, обработке и передаче информации в различных системах, в том числе АИС.

Принцип пересекаемостиобес­печивает соответствие содержания информационной подготовки экономиста тенденциям интеграции профессионального образования, со­гласуется с такими общедидактичес­кими принципами, как: связь обуче­ния с жизнью, профессиональная направленность обучения, единство профессионального, общего и гуманитарного образования, научность.

Ориентирами для выделения тако­го минимума в образовательной области «Информатика» для специали­стов экономического профиля слу­жат требования к выпускнику учреж­дения профессионального образо­вания. Минимальный объем содер­жания образовательной области «Информатика» для экономистов также определяется государствен­ным образовательным стандартом.

Так как в максимальном объеме изу­чение образовательной области «Ин­форматика» доступно и необходимо не всем, разумно максимальный объем материала из образовательной обла­сти «Информатика», предназначенно­го для изучения (но не усвоения!) спе­циалистами экономического профиля, определять ценностью его использо­вания в выбранной профессии.

Сначала в соответствии с первым принципом пересекаемости формируется разумно максимальный объем содержания информацион­ной подготовки специалистов эконо­мического профиля, на уровне кото­рого будет вестись преподавание информатики

На первом уровне выделяется обязательный минимум содержа­ния, определенный государствен­ным образовательным стандартом образования по направлениям и специальностям экономики.

Внутри каждого уровня, сформиро­ванного на первом этапе для каждой дидактической единицы, определяет­ся уровень усвоения учебного матери­ала по сформированным критериям.

Степень соответствия уровня под­готовки студентов уровню усвоения учебного материала определяется с помощью системы многоуровневых контрольных заданий и тестов, что позволяет проводить гибкий мони­торинг результатов обучения и осу­ществлять «миграцию» студента на более высокий уровень.

Принцип уровневой дифферен­циацииобеспечивает соответствие содержания информационной подго­товки экономиста таким тенденциям, как демократизация и личностно-ориентированный подход к профессиональному образованию; согласу­ется со следующими общедидакти­ческими принципами: общедоступ­ность высшего образования, учет возрастных и индивидуальных осо­бенностей обучаемых, уважение к личности обучаемого в сочетании сразумной требовательностью к нему.

Принцип вееравыражается в от­боре содержания информационной подготовки, способствующего фор­мированию у обучающегося широко­го кругозора и эрудиции в области современных достижений информа­тики и их использования не только в экономике, но ив других сферах жизнедеятельности человека. От широты кругозора зависит творческий и прогностичный характер информацион­ной деятельности экономиста, его мобильность, которые обеспечивают­ся возможностью видения и понима­ния перспектив и тенденций развития общества и экономики с точки зрения информационного анализа.

Принцип веераобеспечивает соответствие содержания информационной подготовки экономистов тен­денции фундаментализации про­фессионального образования: со­гласуется с такими общедидакти­ческими принципами, как: профес­сиональная мобильность, связь обу­чения с жизнью, научность.

Последним предлагается прин­цип адекватности,выражающийся в отборе содержания, обеспечива­ющего соответствие начальной информационной подготовки студен­тов возможностям материально-технической базы образовательно­го учреждения требованиям работо­дателей к информационной подго­товке специалиста экономического профиля, выделенному учебному времени, имеющейся учебно-ин­формационной среде.

Данный принцип согласуется с та­кими принципами проектирования содержания учебной дисциплины, как: полнота содержания в пределах времени, отведенного на изучение данного предмета, преемствен­ность содержания с учетом уровня усвоения ранее полученной инфор­мации при изучении базовых пред­метов, соответствие содержания предмета возможностям учебно-материальной базы учебного заве­дения с учетом перспектив ее раз­вития на ближайший период.

Наши рекомендации