Формы организации учебного процесса в высших школах
Лекция
1. Особенности, виды, структура лекции в ВУЗе.
2. Методические основы чтения лекции.
Литература :
1. Вербицкий «активное обучение в высшей школе»
2. Ильясов «структура процесса обучения»
3. Талызина «управление процессом усвоения знаний»
Лекция – «текст». Впервые как форма обучения появляется в Др. Греции. В России появляется только в период преподавания Ломоносова. Он говорил, что преподавателю необходимо обладать красноречием. Выдающимися лекциями считаются лекции Менделеева. Замечательные лекции отмечались лекции Пирогова.
Признаки необходимости лекции:
1. Нужны если нет учебников по новому курсу
2. Если есть учебник, но его разделы очень скромны, узки и устарели, они не раскрывают тему.
3. Лекции необходимы если по одному и тому же вопросу существуют различные взгляды.
4. Лекция имеет колоссальное эмоциональное воздействие.
Преимущества лекции стстоят:
А) это творческое общение лектора с аудиторией – мощное эмоциональное взаимодействие.
Б) лекция весьма экономичный способ получения знаний в общем виде.
В) Лекция активизирует мыслительную деятельность.
Требования к лекции:
1. Научность и информативность. Лектор должен опираться на научные факты.
2. Доказательность и аргументированность.
3. Эмоциональная форма изложения. Хорошо прочитанная лекция оказывает огромное эмоциональное влияние на студента, формирует интерес к дисциплине.
4. Четкая структура и логика раскрытия излагаемых вопросов.
5. Активизация мышления слушателей.
Обязательно в каждой лекции должен быть тезарус – понятийный аппарат, и должны быть примеры. Примеры должны отвечать трем основным условиям:
А) не быть случайными
Б) не быть слишком грамоздкими
В) не быть устаревшими
Виды лекций:
1. Вводная лекция – она знакомит с целью курса, с особенностями курса, связать теоретический курс с практическими. Она настраивает на отношение к предмету. Дают учебники.
2. Обзорная лекция. Читается в конце курса. Она должна отражать все теоретические положения курса или раздела.
3. Обзорная лекция – систематизация знаний. Самые трудные лекции на экзамене.
4. Проблемные лекции.
5. Публичные лекции.
Структура лекции:
Лекция состоит из трех основных частей: введение, основная часть, заключение.
Во введении формулируется тема, цели лекции и план. Целесообразно указать место данной лекции в курсе. Полезно связать текст лекции с предыдущим материалом. Темп изложения вводной части всегда выше, чем темп изложение основной части (5-7 минут).
Основная часть – в ней рассматривают узловые вопросы, даются четкие формулировки и определения основных теоретических вопросов. Число вопросв в лекции колеблется от 2 до 4. Переходу к изложению первого вопроса основной части должна предшествовать пауза.
Заключение – это обобщение и краткая формулировка идей лекции. Здесь можно дать рекомендации о порядке изучения изложенного материала, охарактеризовать литературу, ответить на вопросы (5-7 минут).
Смотерть чтобы студенты записывали конспект.
NB – особо важно!
25.03.2010 Лекция 4
Вузовской лекции предъявляются следующие требования:
1. Лекция должна быть информативной.
2. Она должна стимулировать мыслительную деятельность, она должна быть воспитывающей и развивающей.
Работа над лекцией складывается из 4-х основных этапов:
1. Тема лекции. Определяется уровень подготовленности аудитории. Произвести отбор теоретического и фактического материала.
2. Подготовка лекционного текста (с латинского «сотканный»). Текст лекции имеет внутреннюю организацию. Очень важно посмотреть как этот текст будет восприниматься. Текст лекции выполняет две основные функции. Первая - передача научной информации в жатом и систематизированном виде, доказательство полезности и практической ценности для обучаемых. Вторая – активизация логического мышления обучающегося. Научный стиль лекций должен обладать теме же свойствами, что и научное исследование: логика, доказательность, точность определений и формулировок, эмоциональная окрашенность. Текст лекции должен обладать четырьмя основными свойствами: дескриптивностью (описательность), контекст, имеет информационные единицы (основная мысль темы, основные темы текста, основные факты текста, детали и подробности текста), несет культурологическую функцию (расширяет кругозор, повышает культуру мышления, формирует ассоциативное мышление).
Особое место при составлении лекции занимают лингвистические параметры текста лекции. Текст лекции должен быть предельно насыщен смыслом, все ли знакомые слова и термины нужно объяснить или прописать на доске.
3. Методика изложения текста лекции. Лектор должен излагать лекцию так:
1) Аудитория должна понимать информацию.
2) Информация должна вызывать интерес.
3) Аудитория должна успевать законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию осмысленно.
4) Аудитория должна иметь возможность кратковременной «разгрузки» во время пиков внимания.
Текст лекции позволяет регламентировать речевую деятельность преподавателя. Текст лекции необходимо написать за несколько дней до прочтения.
Методические условия чтения лекции:
1. Установить контакт с аудиторией (не возвышаться над аудиторией, не удивляться вопросам, не возмущаться незнанием).
2. Необходимо включать в лекцию элементы беседы, рассказа.
3. Необходимо следить за аудиторией и менять манеру изложения материала.
4. Следить за энергетикой аудитории, соблюдать оптимальный темп речи.
5. Следить за речью. Оптимальная скорость чтения лекции два слова в секунду.
4. Учет ошибок:
1) Страх перед аудиторией.
2) Мэтерская позиция и демонстрация высокомерия.
3) Прикованность к конспекту.
4) Тяжелый, сухой язык изложения.
5) Высокая плотность новых понятий.
6) Лекция носит сугубо теоретический характер, отсутствует связь с практикой.
При чтении лекции следует учитывать:
1. Внешний вид.
2. Мимика. Должно быть суровым но доброжелательным.
3. Поза.
4.
01.04.2010 Лекция 5