I.2. Структура педагогической науки и её основные отрасли
Оставаясь ЕДИНОЙ наукой, педагогика представляет собой совокупность многих педагогических дисциплин.
Сложилась определенная СТРУКТУРА (СИСТЕМА) педагогической науки, которая включает следующие разделы:
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА - это наука об общих свойствах и закономерностях педагогической деятельности, педагогического взаимодействия и педагогического процесса, педагогических систем. Общая педагогика выступает как единая теория, позволяющая рассматривать процессы развития, воспитания, образования и обучения в их единстве. Она обобщает данные всех педагогических наук в единую теоретическую систему. Исследуются прежде всего методологические аспекты педагогического знания (методология и методы педагогического исследования), основные категории педагогики. Важное значение придаётся изучению проблемы соотношения процессов развития и воспитания, а также – изучению факторов, обусловливающих процесс развития личности.
Предметом её исследования выступают наиболее общие свойства и закономерности педагогической помощи процессу развития ребенка. Общая педагогика имеет свои методы исследования: теоретический анализ, сравнительный анализ, исторический анализ, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
Общая педагогика - наука ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, т.к. она стремится к обобщению свойств и закономерностей педагогических явлений, к раскрытию их сущности; наука ЦЕЛОСТНАЯ, т.к. имеет в качестве предмета изучения целостный процесс развития и формирования личности; является наукой ИНТЕГРАТИВНОЙ, т.к. синтезирует психологические, социологические, философские и биологические знания о процессе развития личности и о педагогическом процессе.
Общую педагогику можно было бы назвать философией образования и воспитания. С ее изучения начинается процесс познания всех частных педагогических явлений и процессов. Овладение общей педагогикой позволяет педагогу видеть перспективы развития личности ребенка, нацеливать свою деятельность на решение социальных задач, даёт возможность формировать целостное представление о структуре педагогической деятельности в контексте социальных явлений.
Начинающему педагогу очень важно научиться видеть педагогический процесс целостно, а свою педагогическую деятельность рассматривать как возможность создания благоприятных условий для полноценного развития личности.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ – часть педагогической науки, которая исследует движущие силы и закономерности в организации воспитательного процесса, осуществляет поиск наиболее благоприятных условий для развития личности, анализирует воспитательные системы и принципы, формы, методы и приёмы воспитательной деятельности.
Это наука о свойствах и закономерностях воспитательной деятельности, воспитательного взаимодействия, процесса воспитания и воспитательных систем (цели, содержание, принципы, методы, формы и средства воспитания). Овладение теорией воспитания помогает педагогу в организации благоприятных условий для полноценного развития личности, выборе наиболее целесообразных форм, методов и приемов в воспитательной деятельности.
ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ) – часть педагогической науки, которая исследует движущие силы и закономерности процессов познания и обучения, разрабатывает и обновляет различные подходы и принципы в организации учебной деятельности учащихся, разрабатывает формы, методы, средства учебно-познавательной деятельности.
Это наука о свойствах и закономерностях учебной деятельности, дидактического взаимодействия, процесса обучения и дидактических систем (цели и содержания обучения, принципы, методы, формы и средства обучения). Овладение теорией обучения позволяет педагогу разрабатывать содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, создавать благоприятные условия для общего и интеллектуального развития личности ребенка в процессе его обучения, выборе наиболее целесообразных форм, методов и приемов обучения.
МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ - данная наука является логическим продолжением теории воспитания, цель которой - "конкретизировать теорию вплоть до предписаний непосредственных практических действий" (91). Деятельность учителя характеризуется своей конкретностью, она складывается из определенных действий. Однако понятие "методика" нельзя путать с термином "рецептурность". Мы уже отмечали, что педагогическая наука не даёт готовых рецептов и жёстких рекомендаций для построения педагогического процесса. В практической деятельности всегда отражается творческая индивидуальность учителя.
При разработке методических основ воспитательного процесса всегда происходит соединение научных знаний о процессах развития и воспитания ребенка и особенностей личности педагога – его эрудиции, культуры, темперамента, характера, его личной педагогической позиции.
Для начинающего педагога, когда ещё только складывается, вырабатывается определённый стиль его деятельности, важно осмысливать методические приемы воспитательного влияния и учиться обосновывать их целесообразность в соответствии с особенностями личности ребенка и ситуации его развития.
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ преподавания учебных предметов изучают особенности реализации общих законов процесса воспитания и обучения личности в процессе преподавания конкретного предмета. Частные методики не подменяют общую теорию воспитания и обучения, но исследуют особенности развития личности в процессе преподавания гуманитарных, естественно-научных и математических дисциплин, выявляют образовательный, развивающий и воспитательный потенциалы этих учебных предметов в целях общего и интеллектуального развития личности. Изучение частных методик происходит на основе общей педагогики, теории воспитания и обучения.
Для начинающего педагога очень важно сосредоточить свое внимание на осмыслении процесса обучения как возможности создания благоприятных условий для общего и интеллектуального развития личности.
ШКОЛОВЕДЕНИЕ изучает общие принципы и формы управления системой образования, регламентируется Законом об образовании РФ, государственными стандартами и программами. Особую актуальность приобретает эта часть педагогической науки в настоящее время, когда создаются новые типы школ, когда в каждой школе создается воспитательно-образовательный процесс, учитывающий особенности социальной ситуации развития школьников. Сегодня многие школы работают в инновационном режиме, когда создаются новые педагогические технологии и образовательные подходы в развитии личности. Некоторые школы приобретают статус «авторской», так как в организации их воспитательно-образовательного процесса просматривается четко выраженная педагогическая позиция ее создателей, отмечается высокая результативность педагогического процесса. Знание основ школоведения помогает грамотно организовать воспитательно-образовательный процесс, осуществлять контроль за его функционированием.
Современная педагогика - многоотраслевая наука. Традиционно педагогическая наука возникла и развивалась как школьная педагогика. В истории педагогики первым научным произведением называется книга Я.А.КОМЕНСКОГО «Великая дидактика» (Чехия, 1632-38), в которой он обосновал учебно-воспитательную систему школы.
В современных условиях расширяется сфера приложения педагогических знаний, возникают новые отрасли в системе педагогической науки, у каждой из них – свой предмет исследования и своя проблематика, но все они базируются на общих теоретических основаниях. Однако не может быть простого переноса методов и форм школьной педагогики в другие сферы деятельности людей, необходим поиск специальных форм и методов развития, воспитания, образования и обучения личности.
Из общей структуры педагогики как целостной науки выделяются отдельные её ОТРАСЛИ, в которых акцентируется внимание на исследовании и решении конкретных задач, обусловленных особенностями развития личности.
Новые отрасли педагогики возникают на основе:
Ø учета возрастных особенностей развития личности – дошкольная и школьная педагогика, педагогика взрослых;
Ø учета специфических условий развития личности – школьная, вузовская, профессионально-технического образования, производственная, военная, семейная и т.п.;
Ø учета специфических особенностей в развитии личности, так называемая специальная педагогика - дефектология (сурдо-, тифло-, сурдотифлопедагогика, т.е. педагогика для развития глухих, слепых, слепоглухонемых детей; олигофренопедагогика, т.е. педагогика для развития умственно отсталых детей; логопедия, т.е. педагогика для детей с нарушением речи), исправительно-трудовая педагогика (педагогика для трудновоспитуемых детей);
Ø интеграции педагогики с другими науками – история педагогики, педагогическая психология, социальная педагогика, сравнительная педагогика, этнопедагогика и т.п.;
Ø …………………………………………………
Как видим, современная педагогика давно переросла рамки "детовождения" - своё первоначальное значение. Слово «педагогика» образовано от двух греческих слов: «пайс» – дитя, «эгейн» - веду. «Педаном» – так в Древней Греции называли раба, сопровождавшего ребенка в школу.
Современная педагогика представляет собой совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих процессы развития, воспитания, образования и обучения детей и взрослых людей в разных ситуациях социального развития. Посредством педагогической науки люди пытаются осмысливать условия развития человеческой личности, ее подготовки к разнообразным видам деятельности, пытаются выявлять причины, мешающие полноценному становлению личности, и совершенствовать воспитательно-образовательную среду, разрабатывать новые технологии воспитания и обучения, помогающие приобщению человека к высшим духовным ценностям.
Отрасли педагогической науки рассматриваются как самостоятельные сферы исследовательской деятельности. Авторы сосредоточивают особое внимание на поиске специфических условий, форм и методов развития личности, значимых для решения конкретных задач.
Изучая курс педагогики, Вы сможете убедиться в том, что выделение перечисленных выше отраслей можно считать условным, каждая из них представляет собой систему педагогических знаний, в которых проявляются и возрастные особенности личности, и ее индивидуальные особенности, и специфические особенности условий ее развития. Скорее, нужно размышлять о внутрипредметных связях в системе педагогических наук. При подготовке к педагогической деятельности прежде всего следует сосредоточить внимание на изучении общих основ педагогики, осмысление которых позволяет познать сущность педагогических процессов, их закономерности и принципы. Это, в свою очередь, позволяет получить представление о педагогической деятельности, ее основных этапах – целеполагании, организации и осуществлении педагогического процесса, анализе его результатов.
Курс педагогики, включенный в систему Вашего профессионально-педагогического образования, расширит границы Вашего педагогического кругозора, сориентирует на познание сущностных характеристик процессов развития, воспитания, образования и обучения, на формирование целостного представления о педагогическом процессе.
В данном курсе педагогики Вам будут предложены знания многих отраслей педагогической науки, осмысление которых оказывает влияние на формирование Вашей педагогической позиции. В их числе можно назвать следующие:
ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА, которая исследует особенности организации воспитательно-образовательного процесса с учетом возрастных особенностей личности - педагогика раннего детства и дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых. Для того чтобы занять правильную педагогическую позицию, необходимо познакомиться с процессом возрастного развития личности, определить целесообразность форм и методов воспитательно-образовательного процесса, которые создают благоприятные условия для разрешения возникающих в процессе личностного развития противоречий, способствуют возникновению необходимых для данного возраста психических новообразований.
Умение педагога проанализировать проблемы и тенденции личностного развития в каждом возрасте позволяет перевести социальную ситуацию развития личности на уровень воспитательной ситуации развития.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - интегративная отрасль научного знания, многие психологи рассматривают ее «как самостоятельную науку, как особую ветвь прикладной психологии» (Л.С.Выготский). Однако педагогическая психология рассматривается и как часть педагогического знания. В научной литературе употребляется термин «психологическая педагогика» (В.П.Зинченко), где акцентируется внимание на проблемах педагогики, решение которых обусловлено психологическим знанием.
Исследование психологических основ развития личности позволяет педагогам вырабатывать личностно-деятельностный подход в организации воспитательно-образовательного процесса в любом типе образовательных учреждений. Включение психологических знаний в наш курс педагогики поможет Вам рассматривать организацию воспитательно-образовательного процесса как создание условий для личностного развития школьника, сосредоточить свое внимание на осмыслении ключевых проблем педагогической деятельности, таких как: субъект-субъектные отношения учителя и ученика, психологические основы процессов воспитания и обучения, психологические механизмы и закономерности личностного развития и др.
В современной школе существует должность психолога, который призван решать проблемы личностного развития каждого ребенка, однако психолого-педагогическая подготовка необходима каждому учителю. Осмысление данных вопросов поможет Вам сформировать педагогическую позицию, в основу которой будут положены принципы гуманной педагогики.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ рассматривает эволюцию взглядов на процессы развития, воспитания, образования и обучения личности. Цель исследований – выявить и сохранить то лучшее, что было накоплено нашими предшественниками. Важно изучить условия, при которых педагогические идеи прошлого носили прогрессивный характер.
Принцип историзма, который используется при изучении нашего курса педагогики, позволяет научиться оценивать тенденции в развитии той или иной педагогической идеи или системы, увидеть истоки зарождения той или иной педагогической технологии, форм и методов воспитательно-образовательного процесса. Изучение прошлого позволяет использовать то ценное, что наработано в прошлом и в современных условиях может помочь решению задач личностного развития. История педагогики может научить будущего педагога анализировать ошибочные подходы в решении конкретных проблем, извлекать уроки из ошибок прошлого, предостерегать от повторения этих ошибок.
Опыт показывает, что в суждениях наших современников нередко звучат идеи прошлого (как ошибочные, так и прогрессивные), поэтому изучение истории педагогики способствует формированию собственной педагогической позиции, обобщающей многовековой педагогический опыт.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, или другое название - ЗАРУБЕЖНАЯ ПЕДАГОГИКА, ставит своей задачей изучение зарубежного опыта и возможностей его использования в практике отечественной школы. В данных исследованиях присутствуют сопоставления исторического характера (эволюция изучаемого предмета), сравнительного (состояние образования в отдельных странах, в мире в целом), концептуального или философского (анализ концепций и систем), юридического, социологического, психологического и педагогического плана.
Сравнительный анализ даёт возможность раскрыть соответствие или несоответствие существующей практики воспитания и образования объективным процессам мирового развития, выявить прогрессивные тенденции, отвечающие гуманистическим устремлениям. Особенно это важно в настоящее время, когда в нашей стране происходит пересмотр собственных позиций, ведется поиск новых, наиболее прогрессивных педагогических технологий, создаются новые педагогические системы.
Педагогу очень важно уметь занять собственную педагогическую позицию, уметь проанализировать и оценить целесообразность всех нововведений, которые заимствуются из опыта зарубежных школ.
ПРЕВЕНТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА, которая изучает пути и способы предупреждения социальных отклонений молодёжи, решает задачи научного обеспечения процесса педагогической профилактики антиобщественного поведения. Особое внимание обращается на выявление социально-психологических механизмов деформации личности на разных этапах её развития; на изучение условий и факторов, порождающих отклоняющееся поведение, на научный анализ его природы, тенденций и закономерностей. В исследованиях проводится разработка комплексной системы средств, форм и методов ранней диагностики отклоняющегося поведения и его действенного предупреждения.
Педагогам, работающим в условиях общеобразовательной школы, очень важно продумать все те возможные отклонения, которые проявляются как следствие возрастных особенностей развития личности и особенностей неблагоприятной социальной ситуации ее развития. Опыт показывает, что умение педагога вовремя заметить проблему и направить свои усилия на ее решение намного эффективнее, нежели чем работа по перевоспитанию трудных подростков и правонарушителей, организованная в исправительных учреждениях. Эти вопросы решаются в ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА- отрасль педагогического знания, которая исследует условия развития личности и методы семейного воспитания. Выявляются особенности развития личности в семье, исследуются разные типы современной семьи и тактики семейного воспитания. Особое внимание обращается на решение проблем, которые возникают в практике семейного воспитания.
Каждому человеку необходимо овладевать знаниями, которые помогают организовать воспитательную среду в условиях семьи, выработать наиболее оптимальную для конкретного типа семьи тактику воспитания. Знания семейной педагогики помогает учителю понять социальную ситуацию развития каждого ребенка, объяснить проблемы его развития, взаимодействовать с родителями в решении проблем личностного развития ребенка.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - отрасль педагогического знания, которая исследует проблему социализации личности. По определению некоторых ученых, ее можно назвать педагогикой, исследующей окружающую среду и факторы ее влияния на развитие личности, а также ориентирующей педагогов на создание благоприятных условий для социализации личности в школе, районе, городе.
Особое значение придается работе с семьей, профилактике правонарушений среди подростков, коррекции дезадаптивного поведения. В этой связи превентивную и семейную педагогику можно рассматривать как часть социальной педагогики.
В современной школе существует должность социального педагога, который призван защищать права и интересы ребенка, в его обязанности входит работа с семьей и работа по профилактике правонарушений и коррекции поведения. Однако знания по социальной педагогике необходимы каждому учителю для того, чтобы суметь увидеть проблемы в личностном развитии ребенка и доступными ему мерами попытаться помочь ребенку решить эти проблемы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - раздел педагогики, изучающий факторы выбора профессии, пути, формы и методы, обеспечивающие решение данной задачи. Особое внимание обращается на изучение возрастных особенностей при формировании жизненных планов и профессиональных интересов. Исследуются профориентационные возможности учебных предметов в жизненном и профессиональном самоопределении школьников, их влияние на выбор будущей профессии.
Особую актуальность сегодня приобретает данный аспект в педагогической деятельности современной школы, когда возникает необходимость готовить школьников к рыночным отношениям, развивать такие социальные навыки, которые позволили бы каждому выпускнику школы определить свое место в мире профессий, раскрыть свои потенциальные возможности, реализовать свои интересы и склонности.
В современной школе существует должность профконсультанта (к сожалению, не в каждой школе она является обязательной). Профконсультант организует работу, связанную с познанием мира профессий, он ведет такие учебные предметы, как «Твоя профессиональная карьера» (автор -С.Н.Чистякова), «Человек на рынке труда» (авторы–преподаватели КемГУ) и др. Однако знание основ профессиональной ориентации помогает каждому учителю в рамках своего предмета решать проблемы жизненного и профессионального самоопределения школьников.
В предлагаемом Вам курсе педагогики отражены проблемы, которые исследуются в перечисленных отраслях педагогического знания. Вы имеете возможность познакомиться с основными категориями педагогики, исследовать проблемы развития личности ребенка на разных этапах его жизни в различных ситуациях его социального развития. Осмысление педагогических проблем расширит Ваш педагогический кругозор, обогатит Ваши представления о педагогической деятельности, поможет сформировать Вашу профессиональную педагогическую позицию.
________________________________
Вопросы для размышления
Какие другие отрасли педагогической науки Вам известны? Какие проблемы они исследуют?
Что лежит в основе классификации педагогических наук? Возможна ли иная классификация? Сформулируйте предмет и задачи каждой отрасли и направления педагогического знания. Определите круг вопросов, которые эти отрасли изучают.
Вернитесь еще раз к анализу дискуссий о предмете педагогики. Попытайтесь еще раз проанализировать формулировки предмета педагогики и сформулировать свое определение, в котором отразились бы современные взгляды на границы, определяющие предмет педагогики, и возможности применения педагогического знания.
________________________________