Интерактивные тенденции образования в XXI в
Интенсивное развитие компьютерных технологий, стремительный рост ин-формационного пространства требует кардинальных изменений в области об-разования и нового подхода к обучению. Одним из приоритетных стратегиче-ских направлений модернизации образования в Российской Федерации явля-ется обеспечение детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, специальными условиями обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения не только физиче-ского, но и психического плана: нарушение высших познавательных процес-сов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, аб-страктно– логического мышления, связной речи), недоразвитие эмоцио-нально– волевой сферы (завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение).
Информационные технологии стали перспективным средством в профес-сиональном обучении детей с ОВЗ. Отечественные и зарубежные исследова-ния по использованию компьютерных технологий в коррекционно – образова-тельном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесо-образность этого, но и особую их роль в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хан-тер и др.) .
Психолого– педагогическое исследование обучающихся с ОВЗ, а также опыт работы с данной категорией детей показывают, что компьютерные тех-нологии на уроках могут обеспечивать совершенствование и активизацию учебного процесса, создают положительную мотивацию к учению, способ-ствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, тактильной памяти, познавательной активности. Помимо этого, компьютери-зация учебного процесса предлагает богатейшие возможности для индивидуа-лизации обучения – в том числе по объёму, темпу и логике изложения матери-ала, позволяя учесть особенности обучающихся с ОВЗ. ИКТ вызывают у детей особый интерес: применение цвета, графики, звука, современных средств ви-деотехники позволяет моделировать на уроках различные процессы, ситуации, с которыми сталкиваешься как в быту, так и в профессиональной деятельно-сти. Но, чтобы применение ИКТ на уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса: любое плани-рование урока, т. е. его проектирование, должно осуществляется в соответ-ствии с общим уровнем развития всей учебной группы, индивидуальных осо-бенностей и возможностей каждого обучающегося. Пользуясь цифровыми
наглядными средствами обучения, необходимо соблюдать следующие требо-вания:
подбирать только такие материалы (рисунки, презентации, кроссворды, игры и т.д.), которые служат решению основной задачи обучения ;
адаптировать текстовый учебный материал с учетом активного словаря обучающихся с ОВЗ;
всю подобранную цифровую наглядность необходимо демонстрировать последовательно;
заранее определять место и вид технических демонстрационных средств, используемых на уроке, а также вид работы с этими средствами;
использовать на уроке оптимальное количество цифровых образователь-ных ресурсов;
обеспечить качество демонстрируемого цифрового материала (рисунков, схем, фотографий, фильмов и т. д.).
В группах детей с разными нарушениями развития часто возникают труд-ности при подаче учебного материала. Для решения этой проблемы на практи-ческих занятиях междисциплинарного курса «Технология ремонта и обновле-ния швейных изделий» по профессии «Портной» используются презентации, позволяющие обеспечить визуальное восприятие технологической последова-тельности трудовых действий и дальнейшее их выполнение. При комбиниро-ванном воздействии ( через зрение и слух) доля усвоенного материала дости-гает половины, а если вовлечь обучающегося в практическую деятельность, то доля усвоенного может составить 75%.
Интернет безгранично расширил возможности обнаружения и демонстра-ции учебной информации через показ видеороликов. Например, при изучении тем «Волокнистые материалы», «Ткацкое производство» по учебной дисци-плине «Основы материаловедения» обучающиеся с увлечением смотрят ви-деофильмы о производстве и применении различных волокон, тканей, после чего составляют небольшое эссе. Очень важную роль в работе с детьми с ОВЗ занимает ещё одна функция компьютера – использование его как инструмента творческой деятельности, обучающегося. Использование наглядности в виде цифровых образовательных ресурсов (презентации, мультимедиа, фильмы) не только усиливает мотивацию обучающихся к предмету, но также может слу-жить опорой при самостоятельной деятельности. Для выполнения мини– про-ектов по теме «Декоративные элементы для обновления швейных изделий» обучающимся на уроке посредством ИКТ предоставляется базовая информа-ция: красочные фото швейных изделий, декорированных различными отде-лочными элементами; материалы, инструменты и приспособления для созда-ния этих элементов и технология выполнения. У детей пробуждается любозна-тельность, творческая заинтересованность. В процессе изучения тем «Вы-шивка», «Лоскутная техника», совершая виртуальные экскурсии по залам раз-личных выставок, обучающиеся знакомятся с видами рукоделия , которые ис-пользуются в декоративно–прикладном творчестве. Применение ИКТ на уро-ках специальных дисциплин при обучении детей с ОВЗ позволяет создать эф-фективные условия обучения. Элементы урока, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, воздействуют на обучающегося сильнее, чем только слово педагога , вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мо-тивацию к изучению предмета и освоению выбранной профессии.