Пед. процесс как система. Сущность, закономерности и структура пед. процесса
Современные философеко-нед. концепции, их суть и значение для педагогики
Концепция - это систематизированная научно-обоснованная система взглядов на цели, способы организации и оценку результатов пед. процесса. Существует несколько устоявшихся общепринятых философско-пед. концепций в том числе: 1. Гуманистическая концепция организации образования. Цель - всестороннее и гармоническое развитие личности. Основные средства - разнообразные личностноориентированные и развивающие пед технологии, а также создание благоприятных в эмоционал Отношении образоват. среды. Пед. результат оценивается по общему уровню развития и гуманистич направленности личности. Недостатком в этой концепции является то что образование и развитие личности не имеет ярко выраженной практической направленности. 2 Прагматическая Цель - подготовить человека к практич. деят. существующей в системе соц. отношений; формировать и развивать соц. мобильность личности. Основные средства: использование практич. ориентированных приближенных к реальной жизни пед. технологий; использование современ. технич. средств. Результат оценивается по востребованности личности в системе соц. отношений. 3. Бихевиористская (поведенческая). Цель -сформировать у личности устойчивые поведенческие стереотипы или модели поведения в соответствии с которыми он выстраивает взаимоотношения с людьми и выполняет предъявляемые ему требования. Средства: использование тренинговых технологий обучения в сочетании с технологиями психич. воздействия на личность внушающих определенную установку и программирующих поведение определенных поведенческих стереотипов. 4. Религиозная. Цель -сформировать способности и возможности человека, находить путь к Богу. Средства: использование пед технологий построенных на тех или иных религиозных требованиях, которые считаются неизменными, абсолютными, совершенными. Результат оценивается мерой включенности человека в религиозную жизнь и степенью его веры. 5. Концепция экзистенциального развития личности Цель - максимально развить индивид, и неповторимые свойства и способности личности. Средства: включение человека в разнообразные творческие виды деят. развивающие его индивид, способности. Пед. результаты оцениваются по степени индивид, развития личности. 6. Позитивистская. Цель -сформировать научные мировоззрения. Средства: включение человека в научно-исследоват. и научно-творческую деят. Оценка результата по степени сформированности научного мировоззрения очищенного от религиозных, философских, гражданских компонентов
Пед. процесс как система. Сущность, закономерности и структура пед. процесса.
Пед. процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых. направленное на достижение чаданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. В пед. процесс как систему слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. В качестве систем в которых протекает пед. процесс выступают ситема народного образования, взятая в целом, школа, класс. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географич., общественных, культурных. Структура - это расположение элементов в системе. Ее составляют выделенные по определенному; критерию элементы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в целостном пед. процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии и ученика. Закономерности: 1. Закон соц. обусловленности целее, содержания и методов пед. процесса - раскрывает объективный процесс определяющего влияние общественных отношений, соц. строя на , формирование всех элементов воспитания и обучения. 2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деят. учащихся -раскрывает соотношение между пед. руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами. 3. Закон целостности и единства пед. процесса - раскрывает соотношение части и целого в пед. процесс. 4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики. 5. Закономерность динамики пед. процесса - величина всех предыдущем этапе. 6. Закономерность развития личности в пед. процессе - зависит от: наследственности, воспитат. и учебной среды, применяемых средств и способов пед. воздействия. 7. Закономерность управления учебно-воспитат. процессом - зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами, величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых. 8. Закономерность стимулирования - зависит от: действия внутренних стимулов пед. стимулов. 9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в пед. процессе - зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практич. применения осмысленного. К). Закономерность единства внешней и внутренней деят. - зависит от: качества пед. деят. качества собственной учебно-воспитат. деят. воспитуемых. 11. Закономерность обусловленности пед. процесса - зависит от потребностей общества и личности, возможностей общества, условий протекания процесса. 12. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием, обучающая деят. преподавателя
преимущественно носит воспитывающий характер. 13. Другая закономерность говорит о том, что естьь зависимость между. Только взаимодействие всех компонентов обучения обеспечит достижения результатов соответствующих поставленным целям.