Ведь по настоящему нашим будет только то, что мы отдадим
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия............................................................................................ 4
Часть 1.Общие положения................................................................................. 6
1.1.Учитель-логопед и школа............................................................................. 6
1.2.Оформление на работу.................................................................................. 7
1.3. Права, обязанности и ответственность........................................................ 8
Должностная инструкция учителя-логопеда.................................................... 10
1.4. Аттестация................................................................................................... 14
Часть 2.Организационная деятельность.......................................................... 16
2.1. Рабочее место.............................................................................................. 16
Паспорт кабинета............................................................................................... 18
2.2. Организация работы.................................................................................... 18
План работы...................................................................................................... 20
График работы................................................................................................... 23
Часть 3.Связь дисциплин.................................................................................. 24
Часть 4.Содержание работы............................................................................ 30
Часть 5.Обследование...................................................................................... 39
Индивидуальная карточка ребенка.................................................................... 44
Индивидуальная речевая карта.......................................................................... 50
Карта специфических ошибок........................................................................... 64
Журнал обследования........................................................................................ 68
Часть 6.Организация процесса коррекционной работы.................................. 68
Групповая карта................................................................................................ 71
Перспективное планирование (индивидуальное, групповое).......................... 72
Тематическое планирование занятий................................................................ 81
Журнал логопедических занятий....................................................................... 87
Конспект логопедического занятия................................................................... 87
Часть 7.Подведение итогов.............................................................................. 97
Отчет о работе.................................................................................................... 98
Диалог с оппонентом.......................................................................................... 99
Приложение....................................................................................................... 106
Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения (извлечение)................................................................................. 106
2.1 Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям
работников учреждений образования РФ........................................................ 112
3.1 Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной
компетентности при присвоении квалификационной категории.................... 113
«Так я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам...».
Антуан де Сент Экзюпери.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Уважаемые коллеги!
Внастоящее время в целях оптимизации образовательного процесса во многих общеобразовательных учреждениях (школах) создана комплексная служба по оказанию логопедической помощи и психолого-социальной поддержки детям школьного возраста.
Это предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики разных специалистов: логопеда, психолога и социального педагога, являющихся сотрудниками школы и способствующих координации внешней и внутренней образовательной политики учреждения в соответствующих направлениях.
Такой подход позволяет рассматривать работу школьного логопеда как альтернативный вариант помощи в сравнении с традиционным (логопедический пункт при общеобразовательных учреждениях) и свидетельствует о дальнейшем совершенствовании системы специальной помощи.
>Если у Вас диплом о высшем образовании по специальности «дефектология», Вам присвоена квалификация «учитель-логопед» и Вы работаете в государственном общеобразовательном учреждении (ГОУ) значит, мы коллеги и должны сотрудничать.
>Если из всех вузов Вы выбрали педагогический, из всех факультетов сделали выбор в пользу факультета коррекционной педагогики (дефектологический), из всех специальностей получаете знания по логопедии, из всех возможных мест работы уже отдаете предпочтение школе и можете быть назначены на должность учителя-логопеда, значит, мы потенциальные коллеги и, тем более, должны сотрудничать.
Или...
Можно не продолжать. Понятно, на кого ориентирована для сопоставления с собственным опытом работы или кому предлагается в помощь данная книга, которая носит откровенно пропагандистский характер в пользу применения своих профессиональных знаний в должности учителя-логопеда, работающего в школе.
Несмотря на разницу лет в профессии (большую или меньшую), нас с Вами объединяет главное желание, даже потребность, делиться с другими знаниями. А расставаться со знаниями желательно легко и с нескрываемым удовольствием.
Ведь по настоящему нашим будет только то, что мы отдадим...
Делиться необходимо, прежде всего, с теми, кто пока этими знаниями не владеет, т.е. с детьми. А они на пути к знаниям могут столкнуться с препятствиями. Но они преодолимы, мы то с Вами знаем, при нашей поддержке, с нашей помощью и нашим пониманием их временных трудностей (речевых и психологических), потому что Мы и Они вместе, на пути к обоюдным достижениям и победам.
Но для этого необходимо систематизировать собственные профессиональные знания.
Книга призвана помочь учителю-логопеду построить работу так, чтобы она была методически грамотно организована, эффективна и документально правильно оформлена.
Все рекомендации даны с максимально возможным учетом:
■ базовых логопедических знаний;
■ новейших исследований в области коррекционной педагогики;
■ знаний смежных дисциплин;
■ требований нормативных документов, действующих на настоящий момент.
Своего рода это попытка совместить рекомендации и требования с их практическим применением. И Вам решать, какой материал и в каком объеме использовать в своей работе.
Для удобства прочтения большинство документов дано в виде таблиц или схем.
Для понимания содержательной стороны некоторых аспектов деятельности предлагается «диалоговое окно» с условным оппонентом.
«Уж лучше традиционное предисловие; его хоть можно не читать да и не писать».
Это Вы так подумали? Главное подумали одинаково. Тогда давайте проведем еще одну проверку на совместимость взглядов.
Коррелятивно-идентификационный тест
НЕ торопитесь становиться «абсолютным» логопедом: логопедия - не столько постановка звуков, формирование навыка правильного письма и т. д., а нечто большее (имеется в виду - роль человеческого фактора, значимость общения человека с человеком).
НЕ спешите превратиться в «воинствующего» логопеда: - нельзя помочь, руководствуясь лозунгом «я заставлю тебя быть счастливым» - несчастному или «я заставлю тебя стать умным» ...
НЕ уходите в «ремесленника» от профессии: если Вы рассуждаете - «Я знаю, что все узнаю» - значит, Вы в начале пути. Если: «Я знаю, что все знаю» - значит, Вы в середине пути. И только если Вы задумываетесь (все чаще) о том, что «я знаю, что ничего не знаю» - то, видимо, Вы прошли два первых.
НЕ горячитесь в самооценке собственных знаний: - многознание еще не есть Знание. Возможно, нам и не дано познать всего, но, право, это не повод, чтобы...
НЕ бойтесь действий из-за возможности ошибиться: не ошибается только тот, кто ничего не делает.
НЕ смущайтесь задавать вопросы: не задается вопросами только тот, кто ничего не знает и поэтому не представляет, о чем спрашивать; или знает все (что весьма сомнительно); или делает вид, что знает все, скрывая зачастую собственную некомпетентность.
НЕ стесняйтесь иронизировать, прежде всего, над собой: ирония (не путать с сарказмом) есть признак и показатель ума.
А теперь зачеркните «НЕ»... И если эти утверждения для Вас не приемлемы или не совсем подходят -мы единомышленники, способные вести диалог.
Коротко о структурно-содержательной стороне предлагаемого материала, логика изложения которого определяется последовательностью решения профессиональных практических задач специалистом по мере их возникновения за условный период времени (учебный год).
Особенности работы школьного логопеда: положительные моменты и организационные трудности; правила приема на работу; права, обязанности и ответственность; аттестация учителя-логопеда, являющегося сотрудником СОШ, рассматриваются в первой части. Основные рекомендации по общей организационно-планирующей деятельности даны во второй части.
В третьей части представлены некоторые положения, являющиеся теоретическим обоснованием специфики коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы в СОШ. Учет базовых логопедических знаний, знаний смежных дисциплин во многом определяет подход к рассмотрению вопросов общего содержания логопедической помощи, содержания процесса коррекционной работы (четвертая часть); технологию проведения логопедического обследования, рассматриваемого как начальный этап организуемого процесса (пятая часть); поэтапной организации процесса коррекционной работы (шестая часть); оценки и анализа эффективности коррекционной работы, результативности организационно методической деятельности как завершающего этапа (седьмая часть).
Параллельно приводятся образцы заполнения требуемой и необходимой документации. Для удобства прочтения большинство документов дано в виде таблиц или схем.
В приложении даны копии (или извлечения) нормативных документов, регламентирующих в настоящее время деятельность учителя-логопеда в ГОУ.
Для понимания содержательной стороны некоторых аспектов деятельности предлагается «диалоговое окно» с условным оппонентом.
В завершение хотелось бы поблагодарить, прежде всего, детей (учащихся школы № 981 ЮАО г. Москвы) и их родителей, с которыми мы прошли путь интересный и взаимно полезный; выразить признательность за содействие и поддержку в работе директору школы Богомолову Г. Г. и всем, кто принимал участие в подготовке к написанию данного пособия. Особая благодарность лично С. Н. Шаховской и Т. В. Волосовец за внесенные коррективы и консультативную помощь.
« А, вот и подданный! воскликнул король.
«Как же он меня узнал? ~ подумал Маленький принц. Ведь он видит меня в первый раз!»
Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди - подданные.
Подойди, я хочу тебя рассмотреть, сказал король, ужасно гордый тем, что он может быть для кого-то королем.
Ведь для короля самое важное, чтобы ему повиновались беспрекословно. Непокорства он бы не потерпел. Это был абсолютный монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания».
Антуан де Сент Экзюпери.
Ч а с т ь I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учитель-логопед и школа
Работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего, помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего, по русскому языку), содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует оптимизации общеобразовательного процесса.
Таким образом, директор как официальный представитель образовательного учреждения чрезвычайно заинтересован в появлении среди сотрудников учителя-логопеда, поддерживая и оказывая содействие в организации работы на всех ее этапах, ожидая от специалиста встречной заинтересованности, проявления профессионализма и результативности логопедической помощи. При этом пропаганда логопедических знаний не есть манифестация их значимости и пользы, а эффективная и действенная работа учителя-логопеда, являющегося, как правило, единственным специалистом в области коррекционной педагогики в общеобразовательном учреждении.
Принимая во внимание, что школьный логопед - работник системы образования и, следовательно, должен строить свою работу с учетом взаимодействия ее структур: окружное управление образования, окружной научно-методический центр (ОНМЦ), окружные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Департамент образования города Москвы, НИИ коррекционной педагогики РАО, Министерство образования РФ (Управление специального образования).
Основные рекомендации, которые следует учитывать в работе учителю-логопеду:
►Вы - работник системы образования, а значит, вправе рассчитывать на содействие и помощь в организационно методической работе со стороны структурных подразделений системы и должны взаимодействовать с ними.
►Вы - сотрудник конкретного общеобразовательного учреждения, а значит, содействуете оптимизации общеобразовательного процесса, используя для этого свои профессиональные знания и умения.
►Вы - специалист в области коррекционной педагогики, а значит, помогаете учителю в работе с той категорией учащихся, которые требуют специализированной помощи, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.
►Вы - учитель для детей, которые пришли в школу и испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, и активно помогаете, корригируя и развивая, воспитывая и обучая, прежде всего таким учащимся.
►Вы - консультант родителей и учителей, обращающихся к Вам за профессиональной поддержкой по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями речи с целью получения действенных рекомендаций.
► Вы - творческая личность и самоутверждаетесь в профессиональном поиске.
Если этому соответствовать, то Вы «обречены» на:
♦ любовь со стороны детей;
♦ уважение и содействие со стороны коллег;
♦ признательность и поддержку со стороны родителей;
♦ высокую оценку своих профессиональных качеств со стороны руководства;
♦ чувство самоудовлетворения.
Сравнивая профессиональную деятельность (общие и частные направления работы, цели и задачи, принципы, методы и приемы коррекционного воздействия) учителя-логопеда школы и учителя-логопеда логопедического пункта как структурного подразделения государственного общеобразовательного учреждения, становится очевидным, что принципиальных различий в организационно-методической работе быть не должно, независимо от того, работаете Вы «при» школе в логопедическом пункте (и Ваш работодатель - Управление образования) или «в» школе (и Ваш работодатель - школа).
С одной стороны, работа в конкретном общеобразовательном учреждении упрощает решение многих организационных вопросов, с другой - разработанные нормативные документы ориентированы прежде всего на учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте. Учитывая, что общие направления профессиональной деятельности и методика коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы идентичны, учитель-логопед школы, как и учитель-логопед логопедического пункта, обязаны руководствоваться следующими нормативными документами и методическими рекомендациями (до возможного принятия соответствующих инструкций, регламентирующих деятельность школьного логопеда):
1 Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ, 1995 г. (Дано в приложении).
2 Инструктивное письмо «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», 2000 г. (Дано в приложении).
3 Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Ястребова А. В., Бессонова Т. П., 1996 г.
1. 2. Оформление на работу
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 56).
>образовательное учреждение является юридическим лицом, осуществляет «подбор, прием на работу и расстановку кадров», т.е. оно выступает «работодателем» для всех работников данного образовательного учреждения. А так как официальный представитель образовательного учреждения - это его директор, то именно он принимает учителя-логопеда на работу, поощряет, порицает (вместе с профсоюзным комитетом), увольняет сотрудников. Таким образом, с одной стороны, расширены права директора по подбору и расстановке кадров, с другой - возросла и его ответственность как руководителя образовательного учреждения;
>трудовые отношения работника и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), который заключается в письменной форме и, как правило, коллективный. С большинством сотрудников директор общеобразовательного учреждения заключает долгосрочный контракт на неопределенный срок, т. е. на всю жизнь, но это не лишает права увольняться или переводиться на другое место работы.
При оформлении на работу специалист обязан предоставить директору школы следующие документы:
■заявление о приеме на работу на имя директора школы;
■паспорт;
■трудовую книжку (на начинающего специалиста трудовую книжку обязана оформить школа);
■диплом об образовании;
■аттестационный лист квалификационной категории (если имеется);
■удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации (если имеется);
■свидетельство об ИНН;
■карточку медицинского страхования;
■медицинскую книжку (если имеется);
■страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
В свою очередь, школа обязана ознакомить устраивающегося на работу учителя-логопеда со следующими документами (ознакомление подтверждается в письменной форме):
■коллективным договором;
■уставом школы;
■правилами внутреннего распорядка;
■должностными обязанностями учителя-логопеда (если разработаны);
■приказом по охране труда и соблюдению правил техники безопасности;
■другими актами, характерными для данного образовательного учреждения.
Далее директор издает приказ по школе о приеме на работу, и в трудовой книжке делается соответствующая запись «назначен(а) на должность учителя-логопеда». Учитель-логопед расписывается в «Книге приказов» о том, что он ознакомлен с приказом о своем назначении.
1.3. Права, обязанности и ответственность
Организация деятельности учителя-логопеда определяется четким представлением своих должностных прав, обязанностей и ответственности, которые необходимо конкретизировать исходя из основных положений должностных обязанностей учителя-логопеда.
Как руководитель общеобразовательного учреждения директор школы информирован только в общих вопросах функциональных обязанностей учителя-логопеда, руководствуясь Тарифно-квалификационными характеристиками (ТКХ), и не обязан знать всей специфики организационно методической работы специалиста коррекционной педагогики. В этом вопросе директор школы вправе рассчитывать на профессиональную помощь и компетентность со стороны логопеда при составлении Должностной инструкции, в которой раскрываются, конкретизируются все направления деятельности учителя-логопеда как сотрудника учреждения.
Должностная инструкция - документ, закрепляющий обязанности, права и ответственность учителя-логопеда как сотрудника государственного общеобразовательного учреждения (ГОУ), разработанный в соответствии с действующими на момент составления нормативными документами и с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения учителем-логопедом (в случае отсутствия разработанной ранее должностной инструкции для специалиста коррекционной педагогики).
«Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (далее - учреждения) служат основой при... разработке должностных инструкцийработников, закрепляющих их обязанности, права и ответственность». (22.11.95 г. № 65).
Цель должностной инструкции - дать точное описание конкретного рабочего места, определить существенные элементы правового статуса сотрудника, выполняющего данную работу.
Основные требования к должностной инструкции заключаются в следующем:
■ инструкция должна соответствовать тарифно-квалификационным характеристикам (для учителя дефектолога, учителя-логопеда) и действующему на момент ее утверждения законодательству;
■ форма должностной инструкции, структура ее текста должны соответствовать ГОСТу на организационно-распорядительную документацию;
■текст должностной инструкции состоит из следующих разделов:
1) Общие положения.
2) Функции.
3) Должностные обязанности.
4) Права.
5) Ответственность.
6) Взаимоотношения. Связи по должности.
При составлении Должностной инструкции необходимо учитывать:
■ Среди неуспевающих учащихся общеобразовательных школ почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Неуспеваемость в школе часто вызывает негативное отношение к учебе, создает трудности общения с успевающими детьми, учителями, родителями, что может привести к появлению асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. В связи с этим логопед, психолог, социальный педагог школы могут совместно разработать и подать для рассмотрения директору школы Проект комплексной целевой программы психолого-социально-коррекционной службы, предусматривающей взаимодействие и сотрудничество школьных работников, направленной на личностное развитие, социальную адаптацию и коррекцию имеющихся нарушений, способствуя успешному обучению и воспитанию детей данной категории. В этом случае в раздел «Взаимоотношения. Связи по должности» должны быть внесены соответствующие дополнения.
■ Расширяя свои права в рамках профессии, Вы автоматически увеличиваете и свои профессиональные обязанности, за которые должны будете нести ответственность.
■ Должностная инструкция представляется для согласования и утверждения руководителю учреждения и с момента подписания вступает в силу.
Вы можете или использовать в полном объеме предлагаемый вариант Должностной инструкции, разработанный в соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям «учитель-дефектолог», «учитель-логопед», или взять за основу при составлении собственного документа, адаптируя содержание, с учетом потребностей конкретного общеобразовательного учреждения, или разработать самостоятельно Должностную инструкцию, руководствуясь следующими нормативными документами (текст документов прилагается):
1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ» (разделы «Должностные обязанности», «Должен знать») от 22.11.1995 г. № 65.
2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2.