Ключ к тестовым заданиям

№ заданий  
1. а ,г,е,ж,з,и
2. б, в,д,ж
3. а,в,д
4. а
5. а,в,г,ж,и
6. б, в, д, е,з
7. а, г, д, ж
б
9. а,в,г
10. б
11. а
12. б
13. а,в,г,е
14. а
15. б
16. б
17. а
18. б,в,д
19. а,в,д,е
20. а,в,д,е
21. б,г,д,ж
22. б
23. б
24. А3,Б1, В2
25. А4, Б1, В3, Г2
26. А3, Б2, В1
27. А3, Б4, В5, Г1, Д2

Уровень

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ*

1. Обществом в течение многих лет главная цель воспитания формулировалась как «Всестороннее и гармоничное развитие личности». Может ли она быть актуальна сейчас? Почему вы так думаете?

2. Метод воспитания является инструментом как воздействия, так и взаимодействия. Так ли это? Докажите.

3. Нет методов хороших или плохих. Важна система методов. Так ли это? Свой ответ обоснуйте.

4. Как Вам кажется, почему не существует единого подхода к классификации методов обучения?

5. В каком случае предлагаемый подход к воспитанию можно назвать системой.

6. Какую из изученных вами моделей воспитания вы бы выбрали для воспитания собственных детей? Почему именно эту?

7. Несколько лет назад было повальное увлечение вальдорфской педагогикой. В настоящее время мы наблюдаем спад. С чем, на ваш взгляд это связано?

8. А.С.Макаренко упрекали в предпочтении коллективных интересов индивидуальным. Так ли это?

9. Как вы считаете, гарантирует ли высокие результаты развития коллектива только знание педагогом теории коллектива А.С.Макаренко?

10. Всем известно, что результаты воспитания отдалены во времени. С чем, на ваш взгляд это связано?

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ**

Педагогические задачи объединены по своему содержанию и способам их решения в три группы, обозначенные буквами «В» (выбор правильного ответа из предложенных); «Д» (действия учителя по разрешению педагогической ситуации); «П» (последовательность действия учителя в предложенной педагогической ситуации).

В- 1. А.С.Макаренко считал, что «В нашем обществе недисциплинированность, недисциплинированный человек – это человек, выступающий против общества, и такого человека мы рассматриваем не только с точки зрения внешнего технического удобства, но с точки зрения политической и нравственной. Иметь такую точку зрения на дисциплину необходимо каждому педагогу, но это только тогда, когда дисциплина рассматривается как результат воспитания» Ваше отношение к данному высказыванию:

А) Совершенно правильно. Дисциплина является результатом всего воспитательного процесса, а не отдельных воспитательных мер. Дисциплина ставит ребенка в более защищенное положение, так как она соединяет в себе две вещи – требование к ребенку и уважение его.

Б) Абсолютно неверно. Прошло то время, когда требование дисциплины было одним из самых важных в школе. Личность должна быть свободна от «морализирования» и выбирать самостоятельно свой путь нравственного развития.

В) Да, дисциплина нужна, но требования необходимо применять к детям, нарушающим нормы поведения в обществе, а от хороших, примерных детей не надо требовать дисциплины.

В-2. В методическом кабинете воспитатель одной школы делилась педагогическим опытом организации воспитательного процесса в своем классе. Дисциплина у нее железная. Дети ходят все время строем. На прогулку – строем, в столовую строем, и даже в туалет – строем. Мнения

присутствующих педагогов разделились:

Школа – это не казарма. Постоянный строй не сформирует у детей сознательной дисциплины. Этому способствует правильная организация режима, пример воспитателя и совместная работа воспитателя с родителями по формированию у детей навыков сознательной дисциплины.(+).

Не нужно ходить строем. Надо сделать жизнь детей интересной и организованной, тогда и порядок в группе будет. Для этого необходимо распределить поручения, чередовать их, подбирая поручения соответственно индивидуальным особенностям детей. Это их приучит к ответственности и порядку. (+)

Это очень правильное решение. Ходьба строем дисциплинирует детей, приучает их к порядку. Да и возни с отдельными детьми меньше – все на виду.

В-3. Коллектив оказывает огромное влияние на личность воспитанника:

- Отрицательное влияние. Коллектив нивелирует личность. За коллективом не видна индивидуальность. Слабовольные дети легко попадают под влияние коллектива и теряют свое личностное своеобразие.

- Коллектив играет вторичную роль в формировании личности, так как основной фактор – биологический. Какая дана наследственность ребенку – это и является его сущностью, и никакой коллектив ничего не изменит.

- Коллектив играет огромную роль в формировании личности. Так как в совместной деятельности и общении по достижению общественно-значимой цели, у ребенка формируются такие качества, как взаимопомощь, товарищество, гуманизм, доброта, скромность, трудолюбие. (+)

В-4. В учительской возник спор между педагогами о сущности труда. Является ли труд нравственной категорией, или он нейтрален и не имеет воспитательной направленности. Из приведенных суждений надо выбрать то, которое отражает вашу точку зрения.

А) Так как одну и ту же работу выполняют люди с разными нравственными устремлениями, то труд не оказывает влияние на нравственное становление человека.

Б) Труд как воспитание нравственности возможен только как часть общей системы воспитания. В противном случае он оказывается нейтральным процессом. (+)

В) Удовлетворение прямых потребностей (есть, одеваться, обеспечивать семью) является основой труда и его движущей силой. Эта потребность не зависит от нравственной позиции личности.

Г) На нравственность оказывает влияние характер труда. Творческий труд возвышает, рутинный разрушает.

В-5. Петя, за которым пришла мама, отказался идти с ней домой, мотивируя это тем, что он дежурный в классе и пока он не завершит свое дежурство, он не уйдет домой. Мама возмутилась и сказала: «Ничему эти дежурства не учат, пустая трата времени и сил».

Да, это правильно. Дежурства не нужны, так как они учат детей, что нужно что-то делать только тогда, когда за тобой наблюдают.

Дежурства конечно нужны, так как они учат детей ответственности за коллектив класса. Выполняя поручения, ребенок понимает, что он приносит пользу другим детям. (+)

Дежурства – это формальность. С дежурным никто не считается. Он выполняет это поручение, потому что ему велела воспитатель, и он боится ослушаться

Дежурства нужны. Но при этом воспитатель должен научить детей правильно выполнять поручения. Сформировать у них мотивы общественной пользы. (+)

№ Д-1. Во время проведения спортивного часа дети лазали по канату. Всем было весело, у всех получалось, только Коля тихо стоял в сторонке и не подходил к канату. Воспитатель спросил: «А ты Коля, почему не участвуешь?». «А он у нас трус», - закричал Сережа. Все дети засмеялись, а Коля заплакал. Действия воспитателя:

А) Заставить мальчика лезть по канату.

Б) Отругать Сережу и других детей.

В) Сказать всем детям: «А вы знаете, у меня в детстве тоже не получалось. Только не по канату лазать, а через спортивного коня прыгать. Я очень боялась, а потом научилась преодолевать свой страх и у меня все получилось» (+)

Г) Сказать Коле: «А я уверена, что у тебя все получится, надо только попробовать. Давай я тебе помогу. Я буду тебя поддерживать с одной стороны, а Сережа с другой». (+)

Д) Предложите свой вариант

Д-2. После беседы на тему «Вредность пассивного курения», проведенной во время классного часа дети, возвращаясь домой, увидели свою учительницу, которая сидела на скамейке около дома и курила сигарету. Дети подошли к ней и сказали: «Мария Петровна, курить вредно!» Действия учителя:

А) Согласиться с детьми, затушить сигарету и уйти.

Б) Сказать «Это не ваше дело. Вы еще маленькие учить меня»

В) Сказать «Да, курю, но очень хочу бросить. Пока не получается» (+)

Г) Ответить «Да, курю. Поэтому и болею много. А вот бросить никак не могу» (+)

Д) Предложите свой вариант.

Д-3. Во время экскурсии дети вдруг увидели дым, идущий из подвала школы. Они с криком подбежали к учителю: «Анна Петровна, у нас в школе пожар. Анна Петровна выслушала детей и:

А) бросила группу и побежала в школу

Б) отвела детей подальше от школы

В) оставила детей с самым организованным ребенком, напомнив им правила поведения в экстремальных ситуациях и пошла в школу разобраться в ситуации (+)

Г) сказала детям: «Не обращайте внимания, это горит, скорее всего, мусор».

Д) Предложите свой вариант

Д-4.В классе шел субботник, все активно с задором работали. Только Стасик ничего не делал. На вопрос учителя «Почему он ничего не делает?», воспитанник ответил: «А я и дома ничего не делаю, все делают мама и бабушка». Действия воспитателя:

А) объяснить Стасику необходимость трудовых навыков в жизни человека.

Б) попросить детей убрать за Стасика

В) сказать воспитаннику: «Дома ты можешь делать что хочешь, а в группе то, что я скажу»

Г) предложить ребенку трудовое поручение в соответствии с его интересами (+)

Д) поручить Стасику самостоятельно организовывать трудовое дело в классе (+)

Е) Предложите свой вариант

Д-5. На прогулке воспитатель детям предложил поиграть в игру. Дети отказались. Действия воспитателя:

А) заставить воспитанников играть в предложенную игру.

Б) обидеться и вообще не общаться с детьми во время прогулки

В) заинтересовать игрой, объяснив ее правила (+)

Г) выбрать «любимчиков» и назло остальным играть с ними

Д) спросить у ребят, в какую игру они бы хотели сыграть (+)

Е) Предложите свой вариант

Д-6. Учитель начальной школы повезла детей на трамвае в театр. В трамвае дети шумели, резвились и мешали остальным пассажирам. Воспитателю сделали замечание. Она ответила:

А) Ничего страшного, потерпите. Эти маленькие дети и они не могут стоять как солдаты.

Б) Не ваше дело. Дети никому не мешают. Трамвай – общественное место и в нем могут ехать все.

В) Не все дети еще научились себя вести, но мы работаем над этим. Поэтому, пожалуйста, потер-

пите, а вы, ребята постарайтесь вести себя потише и не мешать остальным пассажирам (+)

Г) Предложите свой вариант

Д-7. Две класса начальной школы собирались на экскурсию . Когда они вышли на улицу, внезапно пошел дождь. Учитель одного класса вернул детей в школу, а учитель другого класса сказал, что у него по плану экскурсия и он не будет менять план. Завуч начальных классов так охарактеризовал действия воспитателя:

А) Правильно. План составлен и нет оснований его менять Экскурсия – так экскурсия. Дети не сахарные не растают.

Б) Неправильно. Какая может быть прогулка под дождем? Надо было с детьми постоять под навесом.

В) План не догма. Особенно в работе с детьми. Можно прогулку заменить развивающим занятием или тихим чтением книги. (+)

Г) Предложите свой вариант

П-1.В класс пришел новый ученик. Он замкнут, малообщителен, сторонится товарищей. Причина его замкнутости в заикании. Последовательность действий воспитателя:

А) посещение школьника на дому с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка - 1

Б) создание правильных комфортных для ребенка, взаимоотношений в группе - 5

В) выявление положительных сторон воспитанника - 2

Г) введение ученика в те виды деятельности, где его положительные качества наиболее значимы - 4

Д) беседа с учащимися – 3

П-2. Учитель решил подготовить и провести в классе коллективное творческое дело. Последовательность его действий:

А) коллективная подготовка дела – 3

Б) предварительная работа – 1

В) коллективное подведение итогов – 5

Г) проведение коллективного дела – 4

Д) коллективное планирование – 3

Е) ближайшее последействие коллективного дела – 6.

П-3. Учителю предстоит сформировать коллектив младших школьников. Какова последовательность его действий?

А) выявить активных детей - 3

Б) сформулировать цель деятельности детского коллектива - 1

В) создать отношения ответственной зависимости - 5

Д) организовать разнообразную деятельность детей - 4

Е) конкретизировать задачи по организации коллектива - 2

* Ответы не ищите, решайте сами.

** Правильные ответы помечены знаком «+».

Перечень приложений

При ложение Ф.И.О. автора, название приложения Стр.
Н.В.Бордовская.Педагогический процесс.  
М.И.Рожков,Л.В.Байбородова. Сущность и структура взаимодействия.  
И.Н.Сиземская, Л.И.Новикова. Проблемы современного воспитания в философском контексте.  
Е.Н.Степанова, Л.М.Лузина. Воспитание ребенка как человека культуры.  
И.З.Гликман. Воспитание или формирование?  
И.А.Колесникова. Сущность и социально-педагогические явления воспитания.  
Н.Ф.Голованова. Панорама взглядов на воспитание.  
Н.Е.Щуркова. Цель и принципы воспитания.  
Деловая игра «Экспертиза»  
Н.Е.Щуркова. Программа воспитания школьников.  
В.Б.Ежеленко. Средство в структуре педагогического процесса.  
З.И.Васильева. Методы воспитания-насущная проблема перестройки образования  
Л.И.Маленкова. Традиционные и творческие формы организации воспитательного процесса.  
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. Классификация форм воспитательной работы.  
С.А.Шмакова. Игры учащихся – феномен культуры.  
Игра «Светофор»  
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. Классный воспитательный час.  
А.С.Макаренко. Перспектива.  
Л.И.Петрова. Диагностика сплоченности коллектива младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования.  
Е.Степанов. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы.  
Е.Степанов, Н.Алексеева.Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной диагностики (1)  
Е.Степанов, Н.Алексеева. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности. (2)  
Л.И.Петрова. Индивидуальный подход к ребенку в формировании нравственных убеждений.  
М.В.Николаева. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы  
Н.Ф.Голованова. Технология педагогической поддержки.  
Деловая игра «Индивидуальный маршрут»  
Н.В.Бордовская. Модели и стили воспитания.  
Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. Системный подход к построению воспитательного процесса.  
Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова. Сущность, содержание и структура воспитательной системы.  
Ю.П.Азаров. Преодоление элементов авторитарности – необходимое условие дальнейшей демократизации внутришкольной жизни.  
А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. Модели и стили.  
В.А.Могилевская. Вальдорфская школа Р. Штайнера.  
У.Ахмаваара. Нравоучительные истории – инструмент воспитания морали.  
В.А.Могилевская. Педагогическая система Марии Монтессори.  
В.А.Сухомлинский. Отношение к родителям, родным, близким.  
Г.И.Вергелес, Л.Н.Кутергина. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника.  
Л.И.Петрова. Индивидуальная работа с родителями младших школьников.  
А.С.Макаренко. Об авторитете родителей.  
Н.Е.Щуркова. Принципы взаимодействия школы и семьи.  
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи.  

Оглавление

Введение

Тема 1. Педагогика в системе гуманитарных наук

Тема 2. Педагогический процесс как основная категория педагогик

Тема 3. Воспитание ребенка в контексте культуры

Тема 4. Воспитание в целостной системе образования личности

Тема 5. Воспитание как педагогический процесс

Тема 6. Содержание современного воспитания

Тема 7. Методы современного воспитания

Тема 8. Организационные формы воспитания

Тема 8.1, Формы коллективной творческой деятельности

Тема 8.2. Игра как специфическая форма воспитательной

работы с младшими школьниками

Тема 8.3. Классный час как важнейшая форма

воспитания в начальной школе

Тема 9. Коллектив как необходимая среда воспитания личности

младшего школьника

Тема 10. Индивидуальный подход в воспитании младшего

школьника

Тема 11. Характеристика систем воспитания

Тема 11.1. Современные концепции воспитательных систем

Тема 11.2. Авторитарное воспитание

Тема 11.3. Свободное воспитание 1 Тема 11.4. Личностно-ориентированное воспитание

Тема 12. Совместная работа семьи и школы по формированию

личности ребенка

Особенности построения экзаменационных билетов по курсу

«Теория воспитания»

Критерии оценки знаний студентов по курсу

«Теория воспитания»

Особенности построения контрольных тестовых заданий

по курсу

«Теория воспитания»

Проверь себя

Тестовые задания

Ключ к тестовым заданиям

Проблемные вопросы

Педагогические задачи

Перечень приложений


Наши рекомендации