Технология проектировочной деятельности

Понятие учебный проект. Из истории метода проектов. Классификации проектов: по доминирующей деятельности обучающихся (исследовательский, информационный, творческий, ролевой); по комплексности и характеру контактов (монопроекты, межпредметные, по характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные, телекоммуникационные и др.); по продолжительности (мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные и др). Формы учебных проектов: бизнес-план, видеоклип, газета, макет, игра, выставка, видеофильма, коллекция, статья, сценарий и др.. Признаки проектной деятельности. Этапы работы над проектом. Методический паспорт проекта

Проект(лат. «брошенный вперед») – план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание.

Проектирование- деятельность по созданию чего-либо.

Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Принципы проектной деятельности: гуманизм, личная заинтересованность ученика, деятельностный подход, индивидуальный темп, процесс работы над своим проектом, сотрудничество учеников и учителя, комплексный подход, осознанность деятельности, уважение к иной точке зрения, ответственность за результат, исползование окружающей жизини как лаборатории.

Учебный проект – дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации; развивающее специфические умения и навыки проектирования:

· Проблематизация

· Целеполагание и планирование деятельности

· Самоанализ и рефлексия

· Презентация (самопредъявление) проекта с использованием наглядности, продуктов проекта

· Поиск информации, вычленение и усвоение необходимого знания из информационного поля

· Практическое применение ЗУН в различных ситуациях,

· Проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация, обобщение и т.д.)

Виды и формы учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини – проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных; курсовое проектирование в предпрофильной подготовке; проектирование по количеству и составу участников: индивидуальное, групповое, разновозрастное, общешкольное, межшкольное, международное и т.д.

Классификация учебных проектов на основе доминирующей деятельности учащихся:

· Практико-ориентированный проект

· Исследовательский

· Информационный

· Социально-значимый

· Телекоммуникационный (информационный)

· Творческий (альманахи, видеофильмы, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства),

· Ролевой (литературный, исторический, деловые игры).

Классификация по затратам времени: краткосрочные (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (месяц, учебная четверть, полгода, год).

Признаки проектной деятельности:

· Самостоятельность в формулировании цели, задач, в мыслительной, практической и презентационной частях.

· Личностная мотивация,

· Творческая деятельность,

· Самостоятельная мыслительная деятельность

· Практическое применение имеющихся знаний, умений

· Коммуникативная деятельность, распределение ролей

· Личностно ориентированный

· Проблемность

· Исследовательская деятельность

· Рефлексия

· Презентационная деятельность

Этапы работы над проектом:

Этапы:

1. Диагностический: определение содержания учебного материала, структуры, возможностей учеников, их уровень, мотивация, интересы и необходимое время; погружение в проект (определение проблемы проекта, сюжетной ситуации, цели и задачи)

2. Прогнозирование: оценивание различных вариантов проведения, методы, способы, средства, выбор

3. Проектирование (планирование) составление плана-конспекта (программа).

4. Организация деятельности (организация групп, определение ролей, составление плана)

5. Осуществление деятельности (консультация, контроль, поиск знаний, подготовка результатов)

6. Презентация (итоги, рефлексия, виды презентации: выступление, демонстрация видеофильма, научный доклад, деловая игра, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка,, театрализация, реклама, пресс-конференция и др.).

Методический паспорт учебного проекта

1. Адресация (тема, цели, задачи. Возраст, время работы проекта, режим работы)

2. Обеспечение замысла (организационное, материально-техническое, учебно-методическое, информационное; дополнительно привлекаемые участники – кадровое обеспечение; общеучебные и специфические ЗУН; мотивация)

3. Предполагаемые приращения (содержание, формы и методы, расширение кругозора, воспитательные аспекты, мыслительные действия, самостоятельная работа)

4. Статус учебного проекта (автор-разработкчик, апробация, степень распространения).

Наши рекомендации