Технология проектировочной деятельности
Понятие учебный проект. Из истории метода проектов. Классификации проектов: по доминирующей деятельности обучающихся (исследовательский, информационный, творческий, ролевой); по комплексности и характеру контактов (монопроекты, межпредметные, по характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные, телекоммуникационные и др.); по продолжительности (мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные и др). Формы учебных проектов: бизнес-план, видеоклип, газета, макет, игра, выставка, видеофильма, коллекция, статья, сценарий и др.. Признаки проектной деятельности. Этапы работы над проектом. Методический паспорт проекта
Проект(лат. «брошенный вперед») – план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание.
Проектирование- деятельность по созданию чего-либо.
Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Принципы проектной деятельности: гуманизм, личная заинтересованность ученика, деятельностный подход, индивидуальный темп, процесс работы над своим проектом, сотрудничество учеников и учителя, комплексный подход, осознанность деятельности, уважение к иной точке зрения, ответственность за результат, исползование окружающей жизини как лаборатории.
Учебный проект – дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации; развивающее специфические умения и навыки проектирования:
· Проблематизация
· Целеполагание и планирование деятельности
· Самоанализ и рефлексия
· Презентация (самопредъявление) проекта с использованием наглядности, продуктов проекта
· Поиск информации, вычленение и усвоение необходимого знания из информационного поля
· Практическое применение ЗУН в различных ситуациях,
· Проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация, обобщение и т.д.)
Виды и формы учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини – проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных; курсовое проектирование в предпрофильной подготовке; проектирование по количеству и составу участников: индивидуальное, групповое, разновозрастное, общешкольное, межшкольное, международное и т.д.
Классификация учебных проектов на основе доминирующей деятельности учащихся:
· Практико-ориентированный проект
· Исследовательский
· Информационный
· Социально-значимый
· Телекоммуникационный (информационный)
· Творческий (альманахи, видеофильмы, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства),
· Ролевой (литературный, исторический, деловые игры).
Классификация по затратам времени: краткосрочные (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (месяц, учебная четверть, полгода, год).
Признаки проектной деятельности:
· Самостоятельность в формулировании цели, задач, в мыслительной, практической и презентационной частях.
· Личностная мотивация,
· Творческая деятельность,
· Самостоятельная мыслительная деятельность
· Практическое применение имеющихся знаний, умений
· Коммуникативная деятельность, распределение ролей
· Личностно ориентированный
· Проблемность
· Исследовательская деятельность
· Рефлексия
· Презентационная деятельность
Этапы работы над проектом:
Этапы:
1. Диагностический: определение содержания учебного материала, структуры, возможностей учеников, их уровень, мотивация, интересы и необходимое время; погружение в проект (определение проблемы проекта, сюжетной ситуации, цели и задачи)
2. Прогнозирование: оценивание различных вариантов проведения, методы, способы, средства, выбор
3. Проектирование (планирование) составление плана-конспекта (программа).
4. Организация деятельности (организация групп, определение ролей, составление плана)
5. Осуществление деятельности (консультация, контроль, поиск знаний, подготовка результатов)
6. Презентация (итоги, рефлексия, виды презентации: выступление, демонстрация видеофильма, научный доклад, деловая игра, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка,, театрализация, реклама, пресс-конференция и др.).
Методический паспорт учебного проекта
1. Адресация (тема, цели, задачи. Возраст, время работы проекта, режим работы)
2. Обеспечение замысла (организационное, материально-техническое, учебно-методическое, информационное; дополнительно привлекаемые участники – кадровое обеспечение; общеучебные и специфические ЗУН; мотивация)
3. Предполагаемые приращения (содержание, формы и методы, расширение кругозора, воспитательные аспекты, мыслительные действия, самостоятельная работа)
4. Статус учебного проекта (автор-разработкчик, апробация, степень распространения).