Возможности выбора в городе

Любой человек осуществляет многочисленные выборы на протяжении всей жизни, проявляя свои субъектность и субъективность, более или менее осознанно оценивая имеющиеся у него альтерна­тивы, самоопределяясь по отношению к ним.

Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асо­циальных и антисоциальных явлений, городской образ жизни в целом предоставляют каждому своему жителю огромный ряд са­мых различных альтернатив. Это создает потенциальные возмож­ности для индивидуального выбора в различных сферах жизне­деятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее сущест­венные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтер­натив, будучи своеобразным «узлом» информации и информацион­ным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены куль­турно-просветительные, коммерческие, информационные и дру­гие организации. Носителями информации являются и архитекту­ра, и планировка города, и транспорт, и реклама, и поток людей, и отдельные люди.

Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромным количеством людей. (Если в селе за день может быть несколько десятков встреч, то в крупном городе число контактов достигает десяти тысяч.) Ребенок, подросток, юноша силой своей фантазии

невольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что, в конце концов, накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентиро­ваться в окружающей действительности. Все это может культиви­ровать в растущем человеке способности к восприятию, созерца­нию, наблюдению, интерес к чужой жизни как к возможному ва­рианту иди антиварианту своей.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возмож­ность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В целом город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп обще­ния. В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга.

Определенное время юный горожанин может проводить вне вся­ких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно не извест­ных (на улицах, в парках, магазинах). Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, т.е., соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им. Все это создает возможности для их значительной личной автономии от групп и коллективов.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодей­ствия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одоб­ряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частно­сти. Общение между взрослыми и младшими (в семье, в школе и вообще) по мере взросления ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым (хотя, конечно, есть и исключения из этой общей тенденции).

Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора. Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».

В-четвертых, социально-культурная дифференциация город­ского населения, с одной стороны, а с другой - довольно тесное территориальное соседство представителей различных социаль­ных и профессиональных слоев приводят к тому, что юный го-

рожанин не только видит и знает различные стили жизни и цен­ностные устремления, но и имеет возможность «примерять» их на себя. Фактически юный горожанин может одновременно уча­ствовать как бы в нескольких «социальных мирах». В каждом из этих «миров» складывается свой кодекс требований, свои стан­дарты жизни и общения. Все это значительно расширяет обще­культурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и совсем необязательно в позитивном направлении.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юно­шей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, сис­тем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Другое дело, что в зависимости от типологических характери­стик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он использует предоставляемые городом возможности.

МАЛЫЙ ГОРОД

Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, Особенности поэтому он и выделен для специального рас-

малого города смотрения.

Основными признаками малого города как фак­тора социализации можно считать количество жителей (до 50 тыс.);

наличие исторического прошлого, превышающего столетний мини­мум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специ­фический социально-психологический климат.

Обычно малый город в отличие от средних, крупных и др. име­ет одну или две преобладающие экономические функции: про­мышленную, транспортную, агропромышленную, рекреацион­ную, обслуживания крупных городов и городов-гигантов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей.

В малом городе население профессионально дифференциро­вание, что связано с наличием в нем нескольких организаций раз­ного типа - промышленных, транспортных, связи, воспитатель­ных, культурных, рекреационных, медицинских, административ­ных, торговых и др.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с де­ревней - с другой.

Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общины, в которой все зна­ют всех и про всех, в которой практически невозможна аноним­ность. Жители малого города обычно «держатся прочными род­ственными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А. И. Пригожин).

Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни. «Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обеспечено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам... И еще одна важная особен­ность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к раз­витию... Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А. И. Пригожий).

Однако в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется:

в стремлении дать детям определенный уровень образова­ния или престижную (как правило, это синоним выгодной) профессию;

в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;

в наличии определенной избирательности в общении, диф­ференциации его с различными партнерами по интенсивно­сти и эмоциональной значимости, а также по содержанию;

в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жи­телей;

в более или менее распространенном самоутверждении в ан­тисоциальных и криминальных формах.

Влияние малого города на социализацию, определяемое его историей, функциями и социально-психологическим климатом, так же отличается от влияний деревни и более крупных городов.

Малый город и социализация

В малом городе по сравнению с деревней больше возможно­стей для:

образовательного и профессионального выбора;

разнообразия занятий в свободное время;

потребления духовных ценностей;

социального творчества, самореализации, самоутверждения

(М. В. Никитский).

По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а сле­довательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах.

В то же время, как показало исследование В. С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства - квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцен­тре, при условии, что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая привержен­ность выбору долговременной образовательной стратегии.

Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными.

ПОСЕЛОК

Поселок - это специфический для России (а также ряда респуб­лик бывшего СССР) тип поселения. Поселок - абсолютно или отно­сительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни;

б) не укорененных в городском образе жизни; в) лишенных опоры на исторические традиции, свойственной жителям малого города.

Это общее определение охватывает различные типы поселков:

рабочие - при добывающих или перерабатывающих пред­приятиях, а также крупных железнодорожных станциях;

переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон;

вынужденных переселенцев и беженцев из бывших респуб­лик, «горячих точек» и экологически загрязненных терри­торий;

пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе;

поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поко­лений (которых называли лимитчиками).

Несмотря на типологическое многообразие и соответственно различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жиз­ни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рас­сматривать их как специфический фактор социализации человека.

В поселке человек попадает как бы на перекресток между тра­диционным бытием, свойственным селу или малому городу, и собственно городским образом жизни. Он, как правило, усваивает созданный в таких поселках некий сплав из традиционных и ур­банистических норм, не похожий ни на те, ни на другие. Этот своеобразный сплав вряд ли следует считать переходом от сель­ских к городским нормам. Скорее всего, его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

Два полюса притяжения - город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведе­ния жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность пове­дения, усредненность стиля жизни, усредненность человеческих характеров.

Нормы жизни в поселках имеют свои особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека, каждой семьи и одновременно довольно жесткая обособленность каждого, не считающего нужным «озираться» на мнение окру­жающих, если речь идет о собственном благополучии.

В то же время жизнь каждого настолько зависит от норм сре­ды, что противопоставить себя ей практически невозможно. По­этому молодежь здесь мало рефлексивна, мало склонна к эмоцио­нально глубоким дружеским отношениям. Главное для подрост­ков - раствориться в «стае», найти свою «заводь». Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения - как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информаци­ей общекультурного характера.

Для многих поселков типичны аморальность и антисоциаль­ное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально, то в социальной практике они не подвергаются неформальным негативным санкциям, т.е. не только не отвергаются, но и при­нимаются.

В качестве иллюстрации можно привести наблюдения журна­листа Андрея Уланова, сделанные в Мичуринске, где есть свой пригородный поселок, «называемый ласково Кочетовкой. Эта железнодорожная станция славится на весь регион устоявшимися воровскими династиями. В тюрьму здесь «ходят» как в армию, только куда более охотно. Общепринятый тост за здоровье ребен­ка: «Вот вырастет, отсидит свое, поумнеет».

С наступлением сумерек пол-Кочетовки выходит на дело с сан­ками и колясками. Место промысла у всех одно - стоянка товарных вагонов. Железная обшивка контейнеров от кражи не спасает».

Сказанное не означает, что поселок всегда таков, каким он опи­сан (речь идет о тенденциях), а поселковый образ жизни фатален для судьбы его жителей. Человек не только объект и жертва, но и

субъект социализации. Поэтому, несмотря на то, что поселок про­дуцирует своеобразный срединный тип человека (и не селянина, и не горожанина), в поселках вырастали и вырастают позитивно со­циализированные личности.

Наши рекомендации