Проблема выбора в экономике. Производственные возможности экономики и их границы.

Основная проблема экономики – обеспечить использование имеющихся ресурсов таким образом, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребности общества.

Другая, возникающая в связи с редкостью проблема состоит в невозможности одновременного использования данного количества ресурса для достижения разных целей. Применение ресурса для производства одного блага автоматически исключает его же использование для производства другого блага. Это означает, что в процессе хозяйственной деятельности люди поставлены перед необходимостью делать выбор разными вариантами применения ресурса. Проблема выбора заключается в том. Что в условиях редкости ресурсов определить тот вариант их использования, который в наибольшей степени способен обеспечить достижение поставленных целей.

Выбирая один из вариантов, мы фактически отказываемся от другого (альтернативного) варианта. Поэтому выбор всегда связан с определенными жертвами, которые называют альтернативными издержками.

Альтернативные издержки – это оценка наиболее ценной из отвергнутых в результате выбора возможности использования данного ресурса.

Наглядной иллюстрацией применения принципа альтернативности и связанных с этим издержек может служить модель производственных возможностей, рис.1.1. Пусть экономика производит два типа благ: средства производства и предметы потребления. В каждый данный период экономика может осуществлять выпуск только определенного количества средств производства и предметов потребления, то есть имеет границу производственных возможностей. Граница производственных возможностейпоказывает максимально достижимые объемы выпуска благ при условии полного использования всех ресурсов при существующих технологиях. В нашем случае она отображена кривой ABCD. Сама кривая отражает границы производственных возможностей. Любая точка на этой кривой показывает структуру набора производимых благ. Наборы производимых благ могут быть разными: например, набор В состоит из 450 единиц средств производства и 150 единиц предметов потребления или набор С состоит из 200 единиц средств производства и 300 единиц предметов потребления. Выбор того или иного набора – это решение общества, отражающее его субъективные предпочтения в данный период.

 

Любые варианты, лежащие за пределами данных производственных возможностей (ABCD), например М, К, N, являются недостижимыми. Переход к ним связан с необходимостью расширения границы производственных возможностей до MN. Это возможно путем увеличения объема применяемых ресурсов (освоения новых земель, ввод в эксплуатацию новых месторождений ископаемых, вовлечение в производство дополнительной рабочей силы) или путем применения более совершенного производственного аппарата (внедрение более эффективных техники и технологий) использования

ресурсов

Рис. 1.1 Граница производственных

Возможностей

Причем увеличение выпуска одного блага возможно только при условии сокращения выпуска другого блага. Так увеличение выпуска предметов потребления со 150 до 300 единиц потребует сокращения выпуска средств производства с 450 до 200 единиц (переход из точки В в точку С). То есть, увеличение выпуска предметов потребления ( Х) обусловлено сокращением выпуска средств производства ( Y). Сокращение выпуска средств производства на величину Y это величина альтернативных затрат, которыми обусловлен выпуск дополнительного объема Х предметов потребления. Увеличение выпуска любого блага связано с ростом альтернативных затрат его производства.

Таким образом, процесс принятия решения сводится к тому, чтобы найти оптимальный вариант решения и выбор осуществляется в условиях ограниченности ресурсов, и задача состоит в поиске рационального (экономического) варианта использования ресурсов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику понятия «экономические ресурсы».

2. Приведите классификацию экономических ресурсов.

3. Что такое способ производства и какова его структура?

4. В чем единство и различие производства, распределения, обмена и потребления?

Рекомендуемая литература:

1. Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 1994, гл.2, с.24-44.

2. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 1993, гл.1, с.12-33.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. М., «Дело ЛТД», 1993, гл.1, с.1-37.

4. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. – М., 1999, гл.1, с.43-54, гл. 2, с.55-66.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 1997. – гл.9, с.234-259.

6. Национальная экономика. Учебник / Под ред. Сидоровича А.В. Абишева А.А., А-

Экономика, 2009.

7. ЭКОНОМИКА. Учебник/ Под ред.А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова.- М.: «ПРОСПЕКТ», 1998, гл.3, с.57-91.

Экономическая теория: Практикум / Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, А.В.Бондарь и др.: Под ред. Н.И.Базылева, Л.Воробьевой. 2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: БГЭУ 2000, с. 87, 89, 90.

Голиков А.Н.. Киселева Е.А., Стрелец И.А., Чепурин М.Н. Сборник задач по экономической теории. – Киров, 1994, с. 98.

Наши рекомендации