ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! |
ЭТО ВАЖНО! |
Вразвитии группы-автономии может произойти гиперавтономизация — в таком случае результатом группообразования становится лжеколлектив. «...Уровень автономизации является «горячей точкой» как для оценки социально-психологической зрелости группы, так и для организаторской деятельности, для диагностики развития группы как коллектива»"
ГРУППА-КОРПОРАЦИЯ (лжеколлектив)— сообщество, которое отличают: групповой эгоизм, самоизоляция, замкнутость, противопоставление другим группам, реализация своих интересов за счет других.
д |
И |
ЕЗИНТЕГРАЦИЯ — распадение, расчленение целого на части.
ИНТРАЭГОИЗМ— внутригрупповой, проявляющийся в межличностных отношениях эгоцентризм — крайняя форма индивидуализма и эгоизма.
АНТИКОЛЛЕКТИВ— группа, для которой характерны отдельные признаки коллектива (наличие общей цели, совместная деятельность, организационная структура), но которая отличается разобщенностью, групповой антипатией, конфликтностью и конформизмом.
Учитывая, что формирование детского воспитательного коллектива и управление его развитием — необходимое условие, обеспечивающее социализацию личности,
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
□ закономерности, принципы и механизмы создания, развития и обеспечения функционирования группы и коллектива;
□ основанную на передовом педагогическом опыте методику организации коллектива и коллективного воспитания.
20 Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М, 1980. С. 79-80.
♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
^1 |
□ осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутриколлективных отношений;
□ определять социально значимые и привлекательные для детей цели и перспективы развития коллектива;
□ педагогически целесообразно планировать и стимулировать деятельность коллектива, создавать необходимые организационные, психолого-педагогические и ресурсные условия;
□ сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы, самодеятельности и коллективного творчества детей;
□ организовывать коллективное самоуправление, обеспечивать органичное сочетание управления и самоуправления, тактично осуществлять педагогическое руководство детским самоуправлением;
□ применять адекватные методы, приемы и техники управления внутригрупповым общением, совместной деятельностью.
И ЕЩЕ!
Сегодня много говорят о необходимости строить воспитание на основе личностного подхода, при этом порой противопоставляют личностный подход коллективному воспитанию, забывая, что они не только не противоречат друг другу, а, напротив, лишь в комплексе обеспечивают успех в формировании личности. А.В. Мудрик вэтой связи отмечает, что личностный подход становится эффективным, если:
Во-первых, педагог в каждом школьнике видит уникальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей неповторимости и одновременно причастности к социальному целому; последовательно учит каждого школьника видеть в себе личность и считать себя таковой и вместе с тем учит видеть личность в каждом из окружающих людей.
Во-вторых, коллектив предоставляет школьнику возможности и побуждает его к удовлетворению потребностей в идентификации с группой ровесников и в обособлении (внутреннем выделении себя в группе).
В-третьих, организация процесса воспитания в коллективе сочетает в себе массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы, а также предполагает сочетание управления, самоуправления и учета самоорганизации в коллективе.
7*
В-четвертых, педагог относится к самому себе как к личности, что придает ему уверенность в своих силах, позволяет видеть личность в своих питомцах21.
♦ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО