ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы





               
  ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы - student2.ru   ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы - student2.ru
      ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы - student2.ru
      ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы - student2.ru
 
 
 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы - student2.ru
ЭТО ВАЖНО!

Вразвитии группы-автономии может про­изойти гиперавтономизация — в таком случае результатом группообразования становится лжеколлектив. «...Уровень автономизации явля­ется «горячей точкой» как для оценки социально-психологической зрелости группы, так и для организаторской деятельности, для диагностики развития группы как коллектива»"

ГРУППА-КОРПОРАЦИЯ (лжеколлектив)— сообщество, ко­торое отличают: групповой эгоизм, самоизоляция, замкну­тость, противопоставление другим группам, реализация своих ин­тересов за счет других.

д
И

ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы - student2.ru ЕЗИНТЕГРАЦИЯ — распадение, расчленение целого на части.

ИНТРАЭГОИЗМ— внутригрупповой, проявляющийся в межличностных отно­шениях эгоцентризм — крайняя форма инди­видуализма и эгоизма.

АНТИКОЛЛЕКТИВ— группа, для которой характерны от­дельные признаки коллектива (наличие общей цели, совме­стная деятельность, организационная структура), но которая от­личается разобщенностью, групповой антипатией, конфликтнос­тью и конформизмом.

Учитывая, что формирование детского воспитательного коллек­тива и управление его развитием — необходимое условие, обеспе­чивающее социализацию личности,

ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы - student2.ru

♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

□ закономерности, принципы и меха­низмы создания, развития и обеспе­чения функционирования группы и коллектива;

□ основанную на передовом педагоги­ческом опыте методику организации коллектива и коллективного воспита­ния.

20 Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М, 1980. С. 79-80.

♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

^1

□ осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутриколлективных отношений;

□ определять социально значимые и привлека­тельные для детей цели и перспективы разви­тия коллектива;

□ педагогически целесообразно планировать и стимулировать деятельность коллектива, создавать необходи­мые организационные, психолого-педагогические и ресурсные условия;

□ сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы, самодеятельности и коллективного творчества детей;

□ организовывать коллективное самоуправление, обеспечивать органичное сочетание управления и самоуправления, тактично осуществлять педагогическое руководство детским самоуправ­лением;

□ применять адекватные методы, приемы и техники управления внутригрупповым общением, совместной деятельностью.

И ЕЩЕ!

Сегодня много говорят о необходимости строить воспитание на основе личностного подхода, при этом порой противопоставляют личностный подход коллективному воспитанию, забывая, что они не только не противоречат друг другу, а, напротив, лишь в комп­лексе обеспечивают успех в формировании личности. А.В. Мудрик вэтой связи отмечает, что личностный подход становится эффек­тивным, если:

Во-первых, педагог в каждом школьнике видит уникальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей непов­торимости и одновременно причастности к социальному целому; последовательно учит каждого школьника видеть в себе личность и считать себя таковой и вместе с тем учит видеть личность в каждом из окружающих людей.

Во-вторых, коллектив предоставляет школьнику возможности и побуждает его к удовлетворению потребностей в идентифика­ции с группой ровесников и в обособлении (внутреннем выделе­нии себя в группе).

В-третьих, организация процесса воспитания в коллективе со­четает в себе массовые, коллективные, групповые и индивидуаль­ные формы, а также предполагает сочетание управления, самоуп­равления и учета самоорганизации в коллективе.



7*



ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы - student2.ru В-четвертых, педагог относится к самому себе как к личности, что придает ему уверенность в своих силах, позволяет видеть личность в своих питомцах21.

ОЛЛЕКТИВ — цель и высшая форма развития группы - student2.ru

♦ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

Наши рекомендации