Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 7 страница

Базовую, определяющую роль в профессиональной адаптации специалиста играют внешние обстоятельства, предметные облас­ти, сферы профессиональной адаптации человека. Именно они выступают своеобразным профессиональным полем, на которое приходит, попадает молодой (и не только) специалист.

Очевидно, что не все сферы жизни и деятельности специали­ста могут быть отнесены к профессиональным (например, семей-но-бытовая, личностно-досуговая и др.).

Профессиональная адаптация специалиста осуществляется в следующих основных предметных областях его профессионально­го взаимодействия со средой:

профессионально-деятельностной: адаптация к профессиональ­ной деятельности: ее содержанию, целям, средствам, технологии осуществления, режиму и интенсивности деятельности;

организационно-нормативной: адаптация к требованиям произ­водственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам и т.п.;

социально-профессиональной: адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессионально­му статусу (учитель, врач, военнослужащий, юрист, инженер) и т.д.;

социально-психологической: адаптация к социально-психологи­ческим ролевым функциям, неписаным, неофициальным нор­мам, правилам, ценностям, отношениям и т. п. в трудовом кол­лективе, организации;

социальной в широком смысле слова: адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная дея­тельность специалиста, — социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой среде.

Каждая из этих предметных областей профессиональной адап­тации специалиста предполагает наличие определенного уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. При адапта­ции личности в тех или иных предметных областях доминируют разные тенденции.

Так, адаптация к организационно-нормативным и профессио-нально-деятельностным обстоятельствам в первую очередь осу­ществляется как процесс овладения их требованиями. Это связано с тем, что данные предметные области профессиональной адап­тации не подлежат коррекции и адаптация к ним преимуществен­но происходит как приспособление, овладение ими.

Успешность или неуспешность адаптации молодого специали­ста в этих сферах носит относительно автономный характер. Вме­сте с тем эти процессы взаимосвязаны особенно в таких сферах, как профессионально-деятельностная и социально-психологиче­ская. Особенности социально-психологической адаптации специ­алиста существенно влияют на успешность профессионально-де-ятельностной и в целом профессиональной адаптации специали­ста. Однако ведущую роль в профессиональной адаптации молодых специалистов играет успешность их профессионально-деятель-ностной адаптации. И потому трудности, противоречия, возника­ющие у специалиста прежде всего в этой сфере и в сфере нефор­мальных связей отношений, выступают источником его активно­сти по осуществлению процесса профессиональной адаптации. Следовательно, в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологи­ческой готовности к профессиональной деятельности. Это никак не умаляет роли, значения его подготовки в организационно-нор­мативном, социально-профессиональном и социальном в широ­ком смысле слова отношениях.

Профессиональная адаптация молодого специалиста — это пер­манентно идущий процесс, имеющий свою динамику, содержа­тельные и другие особенности. Ее успешность зависит от многих обстоятельств, среди которых ведущую роль играют следующие:

1) наличие у специалиста необходимых внутренних предпосы­лок: соответствующей подготовленности, достаточного уровня адаптивности, мотивации профессиональной деятельности, чет­ких представлений о содержании и условиях этой деятельности;

2) особое внимание самого специалиста, руководителей и тру­дового коллектива в целом к процессу профессиональной адап­тации;

3) осуществление процесса адаптации с учетом особенностей специалиста, закономерностей как самого этого процесса, так и развития социальной среды;

4) специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалис­ту необходимой психологической помощи.

Вполне очевидно, что с позиций системного подхода эти ус­ловия взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста: организационно-нормативной, профессионально-деятельност-ной, а также в сферах социальных и психологических ролевых отношений.

Успешность профессиональной адаптации молодого специали­ста в первую очередь зависит от его личностных и других психоло­гических особенностей.

Одной из таких особенностей выступает соответствие представ­лений специалиста об условиях жизни и деятельности при осуще­ствлении профессиональной деятельности.

Иными словами, адекватность образабудущей профессиональ­ной деятельности способствует более успешной адаптации, и на­оборот, несоответствие представлений и ожиданий человека о реальных условиях его предстоящей жизнедеятельности делает его психологически неподготовленным к встрече с неожиданными трудностями, к осуществлению процесса психологической адап­тации. Хотя полной адекватности ожиданий и реальности сфор­мировать у специалиста обычно не удается.

Изучение показало, что у подавляющего большинства молодых специалистов их представления и ожидания не совпадают с тем, с чем они встретились в реальной жизни после окончания вуза. И поэтому в своей профессиональной адаптации они сталкивают­ся с большими препятствиями. В связи с этим одной из коренных проблем подготовки специалистов является формирование у сту­дентов правильных представлений о своей профессии, адекватных своим возможностям и условиям деятельности ожиданий.

Создание адекватного образа — это задача вузовской подготов­ки, хотя даже в идеальном случае соединение представления с реальностью носит чаще кризисный характер. Как бы человек не готовился к будущей профессии, все же до какого-то мгновения он еще студент, а в следующее мгновение уже инженер, учитель,

врач. Меняется все: и способы бытия, и приемы деятельности, и характер общения.

Неполное соответствие образа будущей деятельности действи­тельности приводит к эмоциональным дополнительным нагруз­кам, которых и без того много в любой современной профессио­нальной деятельности. Поэтому необходимо не только сформиро­вать у студентов адекватный специальности и профессиональной деятельности образ, но и подготовить их в соответствии с этим образом, привить им вкус, любовь к своей профессии, специаль­ности, стремление совершенствоваться в ней, наращивать свой профессионализм.

Важным индивидуально-личностным параметром, оказываю­щим влияние на процесс адаптации, выступают уровень и харак­тер самооценкикак сложного системного психического образо­вания личности.

Самооценка личности по уровню развития может быть высо­кой, средней и низкой, что характеризует уровень развития лич­ности как в целом, так и ее отдельных сфер, структур, качеств. При этом по характеру каждая из этих самооценок может оказать­ся завышенной, адекватной либо заниженной. Это характеризует способность личности к рефлексии в системе тех или иных обсто­ятельств. Уровень самооценки личности преимущественно влияет на направленность ее активности, а характер самооценки — на стабильность и динамику поведения и действий личности, на стиль ее взаимодействия с окружающей средой, на степень уверенно­сти личности в себе.

Исключительно большую роль в успешности профессиональ­ной адаптации играет саморегуляция личности.

Профессиональная адаптация молодого специалиста — перма­нентный процесс преодоления внутренних и внешних трудностей, препятствий. Это создает те или иные стрессовые состояния, пре­одоление и недопущение которых требует дополнительных уси­лий и специальной подготовленности. К тому же успешная адап­тация невозможна без постоянного самообразования и самовос­питания специалиста. Все это предполагает наличие у молодого специалиста навыков саморегулирования, достаточной волевой подготовленности. П. А. Просецкий справедливо считал, что од­ной из трудностей адаптации личности является «...несформиро-ванность саморегулирования поведения и деятельности, которая вызвана недостаточной подготовленностью, слабостью воли, не­умением самоорганизовываться, управлять собой, своим поведе­нием, неумением составить и выполнить правильный режим дня, организованный личный быт и досуг».

На успешность профессиональной адаптации молодых специа­листов оказывает своеобразие их индивидуально-психологических ипсихотипических особенностей. Ведущую роль в этом играет си-

! 433

стема ценностей личности специалиста, определяющая его ори­ентации и отношения к себе самому, к сотрудникам и руководи­телям, избранной профессии, к своим служебным обязанностям. И вполне очевидно, что эти отношения могут оказаться как по­зитивными, так и негативными.

В этом отношении определенный интерес представляет разра­ботанная М. Е. Литваком типология социогенов личности.

Он выделяет четыре сферы отношений, ориентации личности.

1. «Я» — отношение к себе, которое может быть как положи­тельным, так и отрицательным (+, —).

2. «Вы» — отношение к непосредственному социальному окру­жению: другим членам своего коллектива, своим руководителям, друзьям, родственникам (+, —).

3. «Они» — отношение к людям вообще, к новым контактам, связям, взаимоотношениям с новыми людьми (+, —).

4. «Труд» — отношение к предметной профессиональной дея­тельности, к овладению специальностью и совершенствованию в ней (+, -).

Совокупность и своеобразие этих отношений составляют базо­вую психологическую мозаику личности, ее социоген (М. Е. Лит-вак), психологический тип, определяющий поведение и деятель­ность молодого специалиста.

Я±

-Вы±

Они±

-•►Труд ±

Рассмотрим основные личностные особенности специалистов и особенности их психологической адаптации к профессиональной деятельности в зависимости от выделенных выше параметров.

При отношении «Я+» человек воспринимает себя как благо­получную личность, уверен в себе, ощущает свою значимость. Такая «Я—позиция» способствует поддержанию его психического здоровья, уверенности в себе, стабильности поведения и дея­тельности.

При отношении «Я—» человек проявляет неуверенность, ро­бость, нестабильность в межличностных отношениях. Он стремится к бесконфликтности в общении за счет уступок своих интересов. Это конформные люди с недостаточно выраженным чувством собственного достоинства и со слабой ориентацией к конкурен­ции. У них часто проявляются пессимизм, подавленность. Вместе с тем их характеризуют трудолюбие и повышенная ориентация на

социальные нормы. Их психологическая адаптация к деятельнос­ти проходит достаточно успешно, но состояние неудовлетворен­ности собой остается.

При отношении «Вы+» человек обычно ориентирован на по­ложительные качества окружающих, считает их хорошими, впол­не достойными людьми. А это выражается в его дружелюбии, доб­рожелательности, стремлении устанавливать и поддерживать связи с другими людьми. Такая позиция специалиста способствует его психологической адаптации.

При отношении «Вы—» человек критически настроен к своим близким, сотрудникам, которых рассматривает как имеющих не­достатки в своем развитии. В отношениях с товарищами проявляет иронию, сарказм, высокомерие, завышенную самооценку, готов­ность к конкуренции и разрыву эмоциональных связей даже по незначительному поводу. У таких специалистов возникают боль­шие трудности в психологической адаптации в социально-психо­логической сфере их жизнедеятельности.

При отношении «Они+» личность проявляет экстравертиро-ванную установку, расположенность к новым связям, к деловым отношениям, дружелюбие, позитивную настроенность на тех, с кем вступает в контакт. Специалисты с такой ориентацией успеш­нее осуществляют психологическую адаптацию в системах дело­вых, служебных связей и отношений, в том числе и в учебно-познавательной деятельности.

При отношении «Они—» личность проявляет интравертирован-ность, застенчивость, стремление избежать новых контактов, рас­ширять «поле общения». Взаимодействие с новыми людьми для них связано с большими трудностями. Психологическая адапта­ция к профессиональной деятельности таких специалистов про­ходит медленно и часто с большими затруднениями. Они предпо­читают узкий круг друзей, дорожат сложившимися хорошими от­ношениями с друзьями, близкими людьми, родственниками, часто проявляют высокое трудолюбие, старательность в освоении про­фессионального и вообще любого дела.

При отношении «Труд+» человек позитивно ориентирован на профессиональную деятельность, проявляет к ней интерес, твор­ческий подход, стремление к самосовершенствованию в ней.

При отношении «Труд—» человек проявляет нежелание успеш­но овладевать своей специальностью, ориентирован преимуще­ственно на конечные результаты труда, внешние его показатели, статусовые параметры. Профессиональная адаптация в таком слу­чае осуществляется внешне, поведенчески, инструментально, а внутренняя перестройка психики происходит с большими труд­ностями и лишь частично, поверхностно. Личность специалиста, профессионала у таких людей складывается медленно, перестройка базовых личностных структур, образований происходит с боль-

шим трудом и часто не в полном соответствии с потребностями профессиональной деятельности.

Сочетание в социогене личности особенностей рассмотренных выше ценностей, ориентации создает то ее своеобразие, которое в определяющей степени и обусловливает индивидуальный стиль отношений и поведения человека, оказывая влияние на своеоб­разие и успешность адаптивного поведения.

Так, например, наиболее адаптивной и психически устойчи­вой является личность, имеющая социоген: «Я+», «Вы+», «Они+», «Труд+». Достаточно успешно адаптируются к профес­сии, овладевают ею и совершенствуются в ней люди с типом социогена: «Я+», «Вы—», «Они+», «Труд+» (условно называе­мые высокомерными творцами). Основной недостаток таких специалистов состоит в том, что их поведение, обусловленное позицией «Вы—», часто ведет к неуживаемости с сотрудниками и «возмущениям» в ближайшей социальной среде. Но, как пра­вило, это способные, талантливые специалисты. Они успешно овладевают профессиональными обязанностями, проявляют ак­тивность, инициативу и творчество в различных сферах жизни и деятельности.

Особые трудности в профессиональной адаптации испытыва­ют люди с социогеном «Я+», «Вы+», «Они+», «Труд—».

Личность с социогеном «Я+», «Вы+», «Они+», «Труд—», как правило, способна успешно овладевать профессией и адаптиро­ваться к ней, но ее ориентация «Труд—» создает в этом большие затруднения, поскольку у этих людей слабо выражена мотивация к деятельности и нужны большие волевые усилия для успешного ре­шения профессиональных задач. Выявлено две группы специалис­тов с таким социогеном: у одной ориентация «Труд—» связана с разочарованием в профессии, в выбранной специальности, а у дру­гой — является следствием слабой трудовой подготовки до поступ­ления в вуз и даже негативного отношения к трудовой деятельно­сти вообще, с достаточно выраженным стремлением к праздности.

Специалисты с социогеном «Я+», «Вы—», «Они+», «Труд-» (высокомерные бездельники) составляют немногочисленную часть (10—15 %), но они создают много проблем. У них возникают наи­большие трудности в профессиональной адаптации, в становле­нии личности специалиста.

Есть молодые специалисты с типом социогена «Я—», «Вы+», «Они+», «Труд+». Это люди старательные, успешно выполняю­щие свои профессиональные обязанности и имеющие достаточно высокие результаты в труде. Их психологическая адаптация к про­фессии проходит достаточно успешно. Однако их заниженная са­мооценка создает внутриличностные проблемы, принижение своих достоинств и успехов, ведет к дестабилизации личности и к не­уверенности в себе.

Большие затруднения в профессиональной адаптации испы­тывают акцентуированные личности, а также специалисты, име­ющие другие дезадаптивные комплексы.

Профессиональная адаптация специалиста — перманентно иду­щий процесс, и поэтому необходимо его специальное психологи­ческое обеспечение.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте смысл термина «адаптация человека».

2. Покажите вклад У. Кеннона, И. П. Павлова, Г. Селье, Э. Фромма в разработку проблем адаптации человека.

3. Раскройте суть и содержание термина «психологическая адаптация человека».

4. Проанализируйте различные виды психологической адаптации че­ловека.

5. Раскройте смысл терминов «адаптивность», «дезадаптивность», «адап­тационный потенциал личности».

6. Как соотносятся такие понятия, как «адаптация», «дезадаптация», «переадаптация», «реадаптация личности»?

7. Проанализируйте процесс адаптации специалиста.

8. Раскройте особенности и взаимосвязи двух основных тенденций в адаптационном процессе: адаптивной и адаптирующей.

9. Как вы относитесь к утверждению: дезадаптивность личности как неизбежность. Поясните.

10. Дайте сравнительный анализ следующих феноменов: потребно­сти, дезадаптационных, стрессовых состояний человека.

11. Охарактеризуйте феномен «профессиональная адаптация специ­алиста».

12. Обоснуйте предпосылки успешности профессиональной адапта­ции специалиста.

13. Проанализируйте основные психологические затруднения дости­жения успешности профессиональной адаптации специалистом.

ГЛАВА 29. СТРЕСС И ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

Стрессы — вечный спутник жизни человека. Они необходимы для нормальной жизни и обеспечения здоровья человека. Стрессы опасны тогда, когда их воздействия превышают адаптационные возможности человека. Поэтому можно говорить о хорошем и пло­хом стрессе. Однако по мере развития цивилизации стрессовость жизни и деятельности людей возрастает, все более нарастает не­гативное воздействие стрессовых обстоятельств на психику и фи­зиологию человека: техногенных катастроф, стихийных бедствий, социальных потрясений, насилия, этнических, межрегиональных, религиозных и других конфликтов.

i

Психологические травмы, возникающие в результате стрес­совых воздействий, могут привести к стойким изменениям в лич­ности как у участников этих событий, так и у членов их семей, близких, к нарушениям и даже разрушению психического и фи­зического здоровья.

Термин «стресс» был введен канадским физиологом Гансом Селье для обозначения неспецифической реакции организма («об­щего адаптационного синдрома»). Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов, та­ких, как потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное ар­териальное давление, температура и др. Эти неспецифические для конкретного заболевания реакции и были названы стрессом(в переводе с англ. — давление, напряжение). Одно из последних определений стресса таково: это «неспецифическая реакция орга­низма на любое требование извне» (Г. Селье).

В дальнейшем этот термин стал широко использоваться не толь­ко в физиологии, но и в других областях знаний, в том числе и в психологии.

В настоящее время термином «стресс» обозначают широкий круг явлений: стрессовые ситуации, стрессоры, стрессовые состояния: разнообразные физиологические и психические состояния людей, возникающие в ответ на стрессовые воздействия (стрессоры и стрессовые ситуации).

Понятие «стресс» используется также для описания системы состояний человека в экстремальных, необычных, нетипичных обстоятельствах, условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В этом смысле^выделяется три вида стрес­са: физиологический, психологический и поведенческий. • В отечественной психологии исследования стресса тесно свя­заны прежде всего с разработкой проблем психической напря­женности и эмоционально-волевой устойчивости, оказывающих большое, а порой и решающее влияние на профессиональную деятельность человека. Однако психологические проблемы стрес­са не ограничиваются и не сводимы к психической напряженно­сти и эмоционально-волевой устойчивости. Они включают также проблемы гнева, агрессии, страха, паники, утомляемости, фрус­траций, фобий и других феноменов индивидуальной и группо­вой, массовой психики.

Таким образом, под стрессом понимается общее явление, вклю­чающее в себя совокупность стрессовых факторов, ситуаций, об­стоятельств и возникающих под их влиянием стрессовых состоя­ний у людей..

, Стрессоры — настоящий и всеусиливающийся бич нашего вре­мени. Однако это явление неоднозначное. Исследования специа­листов показали, что в определенной степени стресс полезен для

человека, поскольку играет мобилизующую и побуждающую роль в его жизнедеятельности и способствует адаптации к изменив­шимся условиям жизни и деятельности. Вместе с тем если стрес­совые воздействия на человека превышают его адаптационные возможности либо осуществляются в течение длительного време­ни, то они могут приводить к нежелательным негативным по­следствиям в психическом и физиологическом здоровье человека. Г. Селье выявил (и современные исследования подтверждают правомерность этого) три стадии в развитии стресса и стрессовых состояний.

1. Аларм-стадия, или стадия тревоги, когда происходит моби­лизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии чело­век находится в состоянии некоторой напряженности и насторо­женности. Это своего рода подготовка к следующему этапу. Поэтому иногда 1-я стадия называется «предстартовой готовностью». Фи­зически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто исчеза­ют заболевания, которые относятся к разряду так называемых психосоматических: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.п. Правда, к 3-й стадии они возвращаются с утроен­ной силой. Это хорошо известный феномен: во времена Великой Отечественной войны люди чрезвычайно редко болели простуд­ными и другими «обычными» заболеваниями — настолько они были внутренне мобилизованы. Зато после окончания войны за­болевания резко возросли. Аналогичный пример можно привести и из нашей действительности. В 1992—1993 гг., когда наше обще­ство было стрессировано чрезвычайно быстрыми социальными, экономическими и политическими переменами, больницы и по­ликлиники опустели. Объясняется это тем, что люди вынуждены были мобилизовывать все имеющиеся у них в распоряжении адап­тационные ресурсы, запас которых, конечно же, небезграничен, на выживание в сложных условиях.

2. Фаза резистентности, или сопротивления, наступает в том случае, если стрессогенный фактор слишком силен или достаточ­но длительно продолжает свое действие. На этой стадии осуще­ствляется сбалансированное расходование адаптационных возмож­ностей человека. Он развивает оптимальную энергию, приспособ­ляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует он себя вполне сносно, хотя уже без душевного подъема, характерного для пер­вой стадии. Человек как бы «вработался» и готов к более или ме­нее длительному проявлению усилий, напряжений по преодоле­нию трудностей. При этом начинает ощущаться накопившаяся ус­талость.

3. Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, на­ступает стадия истощения. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются слом-

ленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличие от 1-й стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состоя­ние 3-й стадии больше похоже на «призыв о помощи», который может прийти только извне либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.

Таким образом, мы видим, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся услови­ям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме. Такой затянувшийся стресс, достигший стадии истощения и все­гда имеющий негативные последствия для нашего организма, Г. Се-лье определяет как дистресс (в переводе с англ. — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) и отличает его от собственно стресса (давление, нажим, напряжение).

Самые разные жизненные проблемы, под влиянием которых люди испытывают стресс, вызывают в их организме стереотип­ные биохимические реакции, направленные на повышение воз­можностей «человеческой машины» (Г. Сельё). Причем любая обыч­ная, нормальная деятельность может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Стресс может быть приятным или неприятным, дистресс всегда неприятен (Г. Сельё).

Стресса не следует избегать, поскольку полная свобода от него означает смерть. Важно правильно использовать стресс как посто­янный спутник жизни.

Что же касается дистресса, то от встречи с ним лучше укло­ниться. Если же он неизбежен в тех или иных обстоятельствах, то тогда необходима специальная психологическая подготовка чело­века, чтобы воздействия дистресса оказались либо менее разру­шительными, либо были вообще нейтрализованы. Так, например, при обучении военнослужащих решению боевых и других слож­ных и трудных служебных задач, космонавтов, других специали­стов, действующих в условиях гиперстресса, осуществляется на­ряду с другими видами и их психологическая подготовка. Одной из главных задач такой подготовки является повышение стрессо-устойчивости людей.

Дистресс, особенно в наиболее крайних формах, называемых гиперстрессом, может парализовать волю и интеллектуальную деятельность человека. В таком случае поведение людей осуществ­ляется в двух основных формах: а) импульсивной, неконтролиру­емой активности; б) ступорного, заторможенного состояния. В оп­ределенной степени такие реакции на гиперстресс обусловлены своеобразием типов ВНД и чаще проявляются у людей с безудерж­ным и слабым типами ВНД.

Согласно Г. Селье, исход взаимодействия со средой в равной мере зависит как от наших реакций на стрессор, так и от природы этого стрессора. Нужно осуществить разумный выбор: принять бро­шенный вызов и оказать сопротивление, уступить и покориться обстоятельствам либо использовать оба этих подхода в том или ином их сочетании. Г. Селье считает, что разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Даже наименее честолюбивые не довольствуются минимальным жизненным уров­нем, обеспечивающим лишь пищу, одежду и жилье. Люди нужда­ются в чем-то большем. Но человек, беззаветно преданный идеалу и готовый посвятить всю свою жизнь совершенствованию в облас­тях, требующих яркой одаренности и упорства, встречается так же редко, как и чисто растительный тип. Большинство людей пред­ставляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями.

Средний гражданин страдал бы от тоски бесцельного суще­ствования точно так же, как и от неизбежного утомления, вы­званного настойчивым стремлением к совершенству. Иными сло­вами, большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изу­чить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно.

При анализе психологических проблем стресса в жизни и дея­тельности современного специалиста выделяют три основные ча­стные проблемы:

1) стрессоры и стрессовые ситуации, обстоятельства, оказы-: вающие воздействие на специалиста;

2) психические состояния, возникающие у человека, у про­фессионала в таких условиях;

3) возможности психологически защищаться от негативных последствий стрессовых воздействий, недопущения, снижения

\ либо нейтрализации таких воздействий и их нежелательных по-'■■ следствий.

Очевидна взаимосвязь всех этих проблем, однако каждая из них имеет свое содержательное и функциональное своеобразие.

Истоки стрессовых состояний находятся прежде всего во внеш­ней среде, и своеобразие стресса определяется в первую очередь

: ЭТИМ.

«Все многообразие стрессоров, вызывающих у человека стрес­совые состояния, можно свести в три группы:

стрессоры прошлого времени (например, накопленные обиды, неудачи, ошибки прошлых лет, постстрессовые состояния, воз­никшие в результате воздействий прошедших экстремальных об­стоятельств и т.п.);

стрессоры настоящего времени (любая проблема, болезни |ит.п.);

стрессоры будущего времени (предстоящая сдача экзаменов, воз­можный раздел собственности, развод и т.п.).

Знание и понимание истоков стрессовых состояний необхо­димо для более успешной их коррекции, а возможно, и недопу­щения.

Выделяются следующие разновидности стресса:

социогенный стресс. Социальная действительность (политичес­кая, экономическая, нравственная, религиозная, семейно-бы-товая и т.д.) может стать (и по существу, перманентно являет­ся) мощным стрессогенным фактором. Война, социальная не­стабильность, угроза жизни и гибель близких людей являются сильными стрессорами. Точно так же в мирной жизни потеря любви, собственности, друзей, родственников способна вызвать сильные стрессовые состояния. Социальными стрессорами могут служить также конфликты, как социальные, так и межличност­ного характера, препятствия к достижению целей, утрата рабо­ты и т.п.;

техногенный стресс, обусловленный опасностью, идущий от техники, искусственной среды обитания, жизни и деятельности людей;

Наши рекомендации