Взрослость: старение и старость

ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ(60 - 75 лет)

СТАРОСТЬ(75 - 90 лет)

ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО(свыше 90 лет)

КРИЗИС ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Л.С. Выготский заложил основы возрастной психологии, разработав принципиально новый подход к явлениям психического развития, разворачивающимся во времени. Вместо изучения возрастных особенностей отдельных психических процессов и функций (восприятия, внимания, мышления), традиционно изучаемых психологией, он предложил на первый план выдвинуть понятие "психологический возраст" и рассматривать возрастные периоды развития как "единицы" анализа детского развития.

Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды:

кризис новорожденности;

младенчество (2 месяца - 1 год);

кризис одного года;

раннее детство (1 - 3 года);

кризис трех лет;

дошкольный возраст (3 - 7 лет);

кризис семи лет;

школьный возраст (8-12 лет);

кризис 13 лет;

пубертатный возраст (14-17 лет);

кризис 17 лет.

Б.Д.Эльконин признавал только формулу "ребенок в обществе" (а никак не "ребенок и общество"), подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый". "Общественный взрослый" выступает носителем "общественно выработанных способов действия" с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и развиваются различные психические новообразования. Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:

кризис новорожденности;

младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;

кризис одного года;

ранний возраст (1 - 3 года) - орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;

кризис трех лет;

дошкольный возраст (3 - 7 лет) - ролевая игра;

кризис семи лет;

младший школьный возраст (8-12 лет) - учебная деятельность;

кризис 11 - 12 лет;

подростковый возраст (11 - 15 лет) - интимно-личное общение со сверстниками;

кризис 15 лет.

Школы -зоопсихология – сюда он относил учение об условных рефлексах, патопсихология – Фрейд, изучение формы – гештальтпсихология, изучение индивидуальных различий – Штерн.

  1. Проблема общения в психологии. Общение как коммуникация, взаимодействие и восприятие людьми друг друга. Механизмы социальной перцепции.

Общение - производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде всего является язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, то есть расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение. Общение предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга. За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект – осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности "прочтения" их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий. Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает, в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия.

«Идентификация» (отпозднелатинского identifico – отождествлять), являетсяпроцессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. «Эмпатия», представляетсобойспособ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. «Аттракция» (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку.Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) этоустойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении.

  1. Психология больших социальных групп. Этносы. Классы. Толпа. Масса.

Большая социальная группа - два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести социальные классы, различные этнические группы (нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.). Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому как этими же элементами обладает психика отдельного человека. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании: 1 ) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Классы.Одним из самых значимых элементов в данном случае являются классовые потребности. Поскольку классовое положение определяет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, постольку оно же задает и определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. классовый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с общечеловеческими интересами и как это детерминирует поведение и деятельность каждого отдельного индивида. Интерес формируется как интерес всей группы, но каждый член класса включен не только в данную группу, он – член многих социальных групп: во-первых, внутри самого класса есть много подгрупп, различающихся по уровню квалификации, по сферам занятости и т.д.; во-вторых, каждый представитель класса может в то же самое время быть членом какой-либо группы в сфере образования (например, в школе или вузе), где он непосредственно взаимодействует с членами другого класса. Что же касается классов, то "психический склад" здесь обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Этносы.При характеристике компонентов психологии этнических групп сплошь и рядом говорят не об "этническом характере", а о "национальном характере", не об "этнической психологии", а о "национальной психологии", "национальных чувствах", "национальном самосознании", хотя все эти образования представляют собой частный случай аналогичных проявлений общественной психологии этнической группы. В соответствии с традицией, сложившейся в социальной психологии больших групп, в психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть – психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства. Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно при помощи изучения продуктов деятельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национального характера осуществляется в процессе социализации прежде всего при посредстве языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта. этноцентризма – склонности воспринимать все жизненные явления с позиции "своей" этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Таким образом этноцентризм есть сочувственная фиксация черт своей группы. Лебон ввел термин «толпа», применяемый только к общностям (более или менее организованным), сколь угодно малым, имеющим собственное психическое единство. Сообщество превращается в толпу, когда эмоции и идеалы всех входящих в него людей получают одинаковую направленность. Тогда и только тогда общность становится новой сущностью, подчиняющейся «закону психического единства» толпы. Это новое коллективное ментальное единство не ограничивается соприсутствующим множеством людей или соприсутствующими индивидами. «Полдюжины» человек могут стать толпой точно так же, как тысячи индивидов, разделенные пространством, или «целая нация». Присоединяясь к такой толпе, индивид претерпевает значимые изменения. Его сознательная личность исчезает. Его мысли и чувства (под влиянием «заражения») направляются в одну сторону. Появляется тенденция к немедленному осуществлению подсказанных идей. «Индивид перестает быть самим собой и превращается в автомат, не подчиняющийся его собственной воле» Лебон приводит три основные «причины» этих значительных изменений: 1) чувство ограниченных возможностей внутри анонимной и безответственной толпы; 2) «психическое заражение», своеобразный гипноз толпы; 3) усиление внушаемости. человек толпы возвращается к «примитивному» состоянию. «Благодаря одному только факту своего нахождения в толпе человек опускается на несколько ступеней вниз по лестнице цивилизации. Один он был, может быть, воспитанным индивидом. В толпе он становится рабом инстинктов и, следовательно, дикарем. Он обретает непосредственность, буйность, свирепость, а также энтузиазм и героизм примитивных существ» Мышление толпы также примитивно. Это главным образом ассоциации по внешнему (поверхностному) сходству и смелые обобщения, не проверяемые исходя из частного. Воображение толпы легко поддается внушению. Масса.Онане только помогает выживать — очень часто мас­са подавляет человека и уж, во всяком случае, сильно меняет его поведение. Настоль­ко, что потом он никак не может поверить в то, что он делал в рядах массы. На челове­ка, оказывающегося в массе, действуют особые психологические законы. Масса за­ражает человека, она заставляет его подражать себе, часто просто внушает то, что в обычном состоянии и не пришло бы ему в голову. В массе возникают особые психи­ческие состояния. Под влиянием сложных эмоциональных реакций развиваются не­ожиданные виды массового поведения. И тогда вроде бы вполне нормальные люди оказываются способны к массовой агрессии или не менее массовой панике. Тогда воз­никают толпы, способные «бить и спасать», не отдавая себе отчета в том, зачем они это делают. Есть, разумеется, и более спокойные разновидности масс — «публика», сидящая перед телевизорами, собравшаяся на митинг или даже заседающая в парла­менте. Однако и здесь действуют все те же механизмы массового поведения: и такая вроде бы приличная публика при случае может обернуться оголтелой и разнуздан­ной толпой. конкретных массовых психологических явлени­ях, составляющих значительную часть нашей жизни. Речь пойдет о психологии рели­гии и моды, слухов и сплетен, средств массовой информации, рекламы и так называ­емых «связей с общественностью», политических партий и массовых общественных движений. Оказывается, что за всеми этими вроде бы достаточно разными вещами скрываются одни и те же механизмы массовой психологии. Во всех случаях мы име­ем дело с массовым поведением, и всегда есть какой-то источник заражения, образец для подражания — служитель религиозного культа, распространитель сплетен и слу­хов, телевизор или иное средство массовой информации, наконец, политический ли­дер. И все они, психологически, исполняют одну функцию, — разумеется, каждый по-своему. Однако во всех этих случаях мы имеем дело с кем-то или чем-то, внушающим нам, что и как надо делать, провозглашающим истинные ценности, демонстрирующим образцы достойного поведения. Используя суггестивные механизмы, эти некто или нечто незаметно принуждают нас подражать тому, что они говорят или делают. И мы поголовно одеваемся в джинсы, мини- или макси-юбки, пересказываем друг другу одни и те же анекдоты, голосуем за одни и те же политические партии, за одних и тех же политиков. Самое удивительное заключается в том, что нас никто не заставляет делать это. Что называется, «добровольно и с песней» мы каждый раз отдаемся тому самому массовому человеку, который во всех этих явлениях постоянно просыпается внутри нас.

  1. Общая характеристика учебной мотивации, ее системная организация. Устойчивость учебной мотивации.

Учебная мотивация - обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятель-ности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
- СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
- ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ. может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доми-нировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае - процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.
Мотив учения может быть внутренним - при самостоятельной познавательной работе или внешним - при оказании помощи взрослым.

Учебная мотивация системна, ей свойственна направленность, устойчивость, динамичность. Как отмечает А.К.Маркова, «мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними».

Устойчивость учебной мотивации определяется как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Исследователи рассматривают ее в комплексе с такими характеристиками учебной мотивации, как сила, осознанность, действенность, сформированность смыслообразующего мотива деятельности, ориентация на процесс.

  1. Психологические основы компьютеризации образования.

Н. Винером было сформулировано положение о том, что технические средства, используемые культурой данного общества, оказывают определенное влияние на преобладающие способы мышления. Информационные технологии не только ме­няют само существо связанной с ними деятельности, но и оказы­вают как прямое, так и косвенное воздействие на личность чело­века, что впоследствии может проявляться также и в тех видах деятельности, которые напрямую никак не связаны с их приме­нением. Все это объясняется тем, что наше мировосприятие в основном обусловлено и ограничено теми средствами, которые мы используем в разных видах своей деятельности. В ходе обуче­ния на основе ИКТ человек с помощью новых средств осваивает новые категории, дающие новые представления о картине мира, что впоследствии, безусловно, будет сказываться в других, не только учебных сферах его деятельности. Суще­ствуют различные ситуации, обусловливающие воздействие ИКТ на психику обучаемого. Это, прежде всего, непосредственное взаи­модействие с той или иной информационной технологией в рам­ках учебно-познавательной деятельности. Далее, не стоит забы­вать о широком распространении компьютерных игр и специаль­ных аттракционов, основанных на технологии виртуальной ре­альности. Даже те, кто никак впрямую не соприкасается с компь­ютерами, являются их косвенными пользователями, смотря ани­мационные фильмы, пользуясь кредитными карточками и т.д. Ну и, наконец, сами педагоги и обучаемые, активно взаимодейству­ющие с информационными технологиями, распространяют их влияние все дальше и дальше. Применяя ИКТ в образовательном процессе, педагог должен учитывать следующие основные особенности. Во-первых, те новообразования, которые возникают под влия­нием ИКТ, переносятся в условия традиционного общения. Ис­следования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последова­тельности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом снижается роль эмоциональных средств общения.

Во-вторых, наблюдается и обратный процесс: особенности тра­диционной деятельности становятся присущи и компьютеризо­ванной. В работе, как со школьниками младших классов, так и со сту­дентами педагогам приходится очень часто наблюдать элементы «очеловечивания» программ и самих компьютеров, когда пользо­ватель (начинающий или высококвалифицированный) восполняет поле своей деятельности отсутствующими, но, по всей видимо­сти, просто необходимыми элементами. Опытному педагогу или психологу иногда достаточно просто посмотреть на то, как оформ­лен «Рабочий стол» на экране компьютера, чтобы многое понять о человеке. Перенос умений и навыков работы с ИКТ на навыки традици­онной деятельности может осуществляться с помощью аналогиии уподобления своей деятельности работе технического устройства. Так, педагоги, применяющие ИКТ, отмечают, что эти технологии преобразуют учебную деятельность, внося в нее четкость, эф­фективность, предсказуемость. В то же время важнейшей задачей педагога становится показать обучаемым ограниченность подоб­ного подхода. Нельзя исключать влияние примитивных (механи­ческих) способов «мышления» многих компьютерных обучающих программ на развитие способов мышления обучаемых. Необходи­мо перевернуть

ситуацию, показав обучаемым, каким образом со­знательно выбрать и применить оптимальные алгоритмы решения задач по аналогии с компьютером, используя рациональный подход к построению именно оригинального решения, путь к ко­торому подскажет интуиция, догадка, неординарный, иррацио­нальный взгляд на проблему.

  1. Сущность, функции, структура и динамика современной семьи.

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Сущность.Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная, сексуальная и другие. Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т. д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Динамика.Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

  1. Техники семейного консультирования. Основные группы техник.

Семейное консультирование – это решение вопросов возникающих у человека в собственной семье или семье близких для него людей; выбор будущего супруга, оптимальное построение и урегулирование взаимоотношений в семье; предупреждение и разрешение конфликтов; поведение супругов в момент развода и после него; известие о супружеской измене; внезапные перемены в судьбе; неожиданное и тяжелое заболевание члена семьи; хронические трудности; решение текущих внутрисемейных проблем и т.д. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Котерапия – это одновременное участие в работе с клиентами двух или более психологов. Использование данной техники поможет значительно увеличить эффективность консультирования, потому что взгляд на ситуацию в семье двух профессионалов более объективный. К преимуществам котерапии относится также то, что психологи помогают друг другу, обращая внимание на разные аспекты взаимоотношений в семье. Когда один "застревает", у другого, вероятно, может появиться хорошая идея. Каждый из консультантов может предложить совершенно новые пути выхода клиентов из трудной ситуации.
При использовании данной техники психологи могут обсуждать между собой ситуацию в данной семье, давая возможность клиентам побыть в роли наблюдателей, а также узнать, какое впечатление они производят на других. Таким образом, используя технику котерапии, психологи взаимодополняют друг друга, что чрезвычайно важно для достижения результата.

Техника – просмотр видеозаписей.Предполагается, что если члены семьи и психолог будут наблюдать на экране свое поведение, то это поможет как той, так и другой стороне. Консультант поймет, что в действительности происходит в семье, в частности, он лучше представит роль каждого в семье. Кроме того, просмотр видеозаписей поможет воочию увидеть конфронтацию в семье, и ее уже трудно будет кому-либо отрицать. Члены семьи имеют возможность с помощью видеомагнитофона наблюдать собственное поведение. Можно обсуждать, анализировать и после коррекции переигрывать отдельные моменты. Это очень помогает в работе с теми семьями и супружескими парами, члены которых по-разному смотрят на мир. Техника телефонных звонков применяется в работе со всеми членами семьи, за исключением совсем маленьких детей. Она особенно полезна для перестройки семейной системы. Телефонные звонки могут прояснить границы и организацию семьи, облегчить формирование альянсов. То, что члены команды могут занять позицию, отличную от позиции работающего с семьей консультанта, создает парадоксальную "двойную связь". И неважно, что конкретно они делают, они должны с кем-то кооперироваться. Звонки могут также помочь психологу присоединиться к семье.
Описанная техника может также использоваться для того, чтобы включить в консультирование отсутствующего члена семьи, связавшись с ним по телефону. Также эта техника может быть использована как тренинг. Например, прямо из кабинета психолога стеснительный член семьи может позвонить о приеме на работу, или кто-то здесь и сейчас сможет позвонить родственникам и решить с ними наболевшие проблемы. Семейные фотографии.На основе данной методики можно определить силу влияния прошлого семьи на ее настоящее. Психолог дает задание каждому члену семьи принести несколько фотографий, которые расскажут об эпизодах, значительных для семьи. На следующей встрече каждому дается по 15 минут, чтобы рассказать, почему именно эти фотографии были выбраны и какие чувства они вызывают. Психолог задает уточняющие вопросы: "Кто изображен на снимке?", "Какие чувства вы испытывали в этот день?", "Кто сделал фото?", "Что происходило после?" и т. д. Психолог обращает внимание на очередность показа фотографий, время на каждую, чувства, вызываемые фотографией, а также реакцию членов семьи. Во время обсуждения консультант анализирует внутрисемейные отношения, зависимость членов семьи друг от друга, обладание властью, тревожность, семейные роли.
Техника может быть использована в работе с любой семьей. Применяется для определения семейных ролей, мифов, правил взаимоотношений, для изучения структуры семьи. "Семейная скульптура" Эта техника дает психологу возможность увеличить активность каждого члена семьи, преодолеть сопротивление клиента, определить место каждого члена во внутрисемейных отношениях, осознать реальную ситуацию в семье и идеальную.
Основное достоинство этой методики – ее невербальный характер, который позволяет снять разнообразные психологические защиты, проекции и обвинения. Семейно-терапевтический марафон Данная техника описана Бреслоу и Хроном (1977) и предназначена для использования при работе с теми семьями, которые не могут обратиться за помощью к семейному консультанту, т. к. живут далеко от того места, где ведется прием, сопротивляются регулярным встречам или считают, что процесс консультирования нарушает их служебное или школьное расписание. Беседа длится в пределах от трех до семи часов и направлена на предотвращение разрушения семейной структуры, обеспечение позитивных изменений в семье. Сама проблема определяет продолжительность консультации. Такой большой отрезок времени, проведенный семьей вместе, будет способствовать прорыву семьи к более функциональному состоянию.

  1. Общая характеристика конфликта. Структура, динамика, классификация. Мотивы и стратегии конфликтного взаимодействия.

Конфликт - противоборство субъектов из-за осуществления противоположных интересов, целей, ценностей и т.д. В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом: ТИП, Конфликты с участием человека, зооконфликты, социальные, Внутриличностные, интерапсихические, зоосоциальные, Межличностные, Между «хочу» и «хочу», Между двумя животными, Между личностью и группой, Между «могу» и «не могу», Между малыми социальными группами, Между «хочу» и «не могу», Между животным и группой, Между средними социальными группами, Между «нужно» и «нужно», Между большими социальными группами, Между «хочу» и «нужно», Между группами животных,
Межгосударственные, Между «нужно» и «не могу», Межкоалиционные.

Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.Деструктивныйконфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы. Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания:· стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;· стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;· стадию конфликтных действий;· стадию снятия или разрешения конфликта.Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:· внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;· структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;· межличностные методы или стили поведения в конфликтов;· переговоры;· ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.Стратегии поведения:уклонение (избегание, уход), противоборство, конкуренция, уступчивость, приспособление, сотрудничество, компромисс, переговоры.
  1. Изучение и коррекция семейной микросреды ребенка дошкольного возраста.

Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

- уверенность в своих силах и самодостаточность;

- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

- способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

Изучение.Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. И начать её нужно с выявления неблагополучных детей. Эффективным в этой связи является наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре “Семья”, так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Содержательную информацию о психологическом климате семьи также можно получить из рисунков детей на темы: “Моя семья”, “Мой самый любимый человек”. При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение его членов, время рисования и спонтанные реакции (коммен

Наши рекомендации