Педагогическое общение
Педагогическое общение- это проф общение преподавателя на уроке, занятии и не его.
Имеет свои особенности: 1) оно представляет собой сложный конгломерат, 2) оно требует умений параллельного использ широкого арсенала средств и языков общения для одновременного взаимодействия с большим числом партнеров, 3) оно носит обязательно-принудительный характер (не один из партнеров не может выйти из данного общения),4) оно может предприниматься для достижения многих целей: установление и поддержание контактов, понимание друг друга, координация действий, оказание влияния.
Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:
- автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;
- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;
- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.
Межличностные отношения в группах и коллективах
Группы бывают большими и малыми. Малые группы могут быть референтными (любая малая группа, к которой чел добровольно себя причисляет. В этой группе чел находит для себя образцы для подражания) и нереферентными (психология и поведение которой чужды для человека). Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности.
Взаимоотношение в группах могут быть: официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.
Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные — как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы. В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения — это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.
Группа может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность.
Коллектив – высоко развитая группа людей, отношен которой строится на позитивных нормах морали. Взаимоотношения в коллективах могут быть: гармоничными, противоречивыми, конфликтными.
Педагогика как наука
Педагогика как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Педагогика наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
Педагогика наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение.
Объект педагогики – воспитание в широком смысле.
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)
Педагогика – греч. слово пайдос – дитя, аго – вести.
В 17в. пед. выделили как отдельную науку, занимающуюся не только изучением, но и воспитанием.
Предмет пед. Воспитательная, образовательная, обучающая деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательном учреждении, в дополнит. образ., в целях развития личности.
Основная функция пед. Познавать законы воспитания, образования, обучения людей, на этой основе указывать педпрактики лучшие пути и способы достижения поставленной цели.
Задачи педагогики на современном этапе:
- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса;
- разработка научных основ национального образования в современных условиях;
- изучение условий и путей взаимосвязи всех компонентов системы воспитания;
- изучение и распространение передового педагогического опыта.