Методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российский государственный педагогический университет

Им. А. И. Герцена»

Институт педагогики и психологии

Социально-педагогическое консультирование

Социально-педагогическая диагностика

Студентки 4 курса 9СПП группы

заочной формы обучения

по направлению 050400.62 –

«Психолого-педагогическое образование»,

профиль «Психология и социальная педагогика»

Краснова В.Б.

Преподаватель:Курагина Галина Салихьяновна

Санкт – Петербург 2015

Социально-педагогическая диагностика и консультирование

Ребенок 6 лет ходит в подготовительный класс. Родителей беспокоит то, что ребенок плохо общается со сверстниками и преподавателями, проявляет агрессию, эгоизм, жадность. Родители хотят исправить положение, но не знают как.

Клиент: Родители. Обратились добровольно. Социальный статус положительный. Обеспеченный.

Диагностика:

Беседа с ребенком на предмет общения со сверстниками.

Применение диагностических методик:

Методика «Круг»

Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

Группе испытуемых предлагается как можно точнее и аккуратнее обвести карандашом окружность. Каждому ребенку дается лист бумаги с нарисованной окружностью диаметром 19 см и цветной карандаш. Любой выход за пределы черты считается за ошибку, а большое количество ошибок влечет за собой наказание – исключение из игры. Перед началом работы экспериментатор произносит: «Сейчас ошибки засчитываются всей группе, каждому из вас», – и по его сигналу испытуемые одновременно начинают вести карандаши по окружности от вертикальной отметки в направлении слева – вниз. Спустя 5-10 секунд работа останавливается; дети отмечают вертикальной чертой место остановки и кладут карандаши. Далее экспериментатор сообщает, что в группе назначается «бригадир», который является ответственным за выполнение общей задачи, но ошибки каждого участника игры будут засчитываться одному «бригадиру», поэтому в случае большого количества ошибок исключение из игры грозит лишь ему одному. После того как смысл инструкции становится понятным для каждого испытуемого, экспериментатор произносит: «Сейчас ошибки засчитываются бригадиру», – и работа возобновляется: от вертикальной отметки дети ведут свои карандаши по окружности то количество секунд, что и в предыдущем случае.

Ситуации интегрального и порционального санкционирования повторяются, чередуясь 6-8 раз, при этом время замеров остается постоянным.

Поскольку для детей является очевидной прямая зависимость качества выполнения задания от скорости (чем быстрее, тем больше ошибок и наоборот), то при наличии побуждения уберечь от наказания своего товарища каждый ребенок в группе должен работать максимально осторожно, по крайней мере, в той же степени, в какой он работал при собственном наказании, поэтому скорость при парциальном санкционировании, когда за ошибки должен наказываться «бригадир», должна быть меньше или такой же, как при интегральном, т.е. Vn–Ve=0, где V=S/T. Постоянное T выполнение задания в обеих ситуациях наложения штрафных санкций дает возможность судить о скорости (а значит, о побуждении избежать ошибок) по протяженности пути, т.е. по суммарной длине дуги, прочерченной ребенком в ситуации интегральной штрафной санкции по сравнению с ситуацией парциальной. Положительная (или нулевая) разность между суммой «длин отрезков» в интегральной и порциальной сериях свидетельствует об усилиях, затраченных индивидами в группе по избежанию наказания своего товарища, т.е. о наличии гуманного отношения вследствие действенной идентификации с ним, отрицательная разность будет свидетельствовать об отчуждении детей от наказываемого («бригадира»).

Источник: Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с.

Методика «Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье»

Подготовка исследования. Предложить родителям в общении с ребенком 3-7 лет дома создать специальные ситуации.

Проведение исследования. В повседневном общении дома родители создают специальные ситуации и фиксируют поведение ребенка:

  • 1 ситуация – один из членов семьи говорит, что очень устал и хочет отдохнуть. Он ложится отдыхать в той комнате, где играет ребенок;
  • 2 ситуация – кто-нибудь из взрослых приносит апельсин (шоколадку или другой привлекательный для ребенка предмет), отдает его ребенку в присутствии других членов семьи и говорит, например: «Апельсин только один, всем не хватит»;
  • 3 ситуация – ребенок играет, один из членов семьи просит его помочь сделать уборку.

Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:

  • Как ребенок относится к поручению членов семьи (равнодушно, ровно, отрицательно, отдает ли кому-то предпочтение и почему).
  • Оказывает ли помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе или по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.).
  • Проявляет ли чувство долга по отношению к младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.
  • Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
  • Проявляет ли заботу по отношению к младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
  • Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно – завидует успеху другого, радуется его неудаче).

При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют.

Делают вывод о сформированности сочувствия и его влиянии на поведение ребенка.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии». – М.: ВЛАДОС, 1995 г.

Наши рекомендации