ВОПРОС 2 Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, развитие

Категория - суждение, определение. К ним относятся наиболее общие понятия, отражающие сущность науки

Основные педагогические категории - воспитание, образование, обучение, развитие личности, формирование личности, воспитательные отношения.

Степень подготовленности молодежи к трудовой деятельности выражается понятием "трудовой потенциал работника". В это понятие входят:

• личностный потенциал - уровень гражданского сознания и социальной зрелости, ценностные ориентации, интересы, запросы, потребность в сфере труда, социально-педагогический потенциал;

• психофизиологический потенциал - способности и склонности, здоровье, работоспособность;• квалификационный потенциал - объем общих и специальных знаний, трудовых навыков, умений, \ обуславливающих способность к труду, определенных качеств;

Развитие личности - это объективный и закономерный процесс прогрессивного, поступательного изменения психофизиологических и социально-психологических свойств личности под влиянием ее участия в самой разнообразной деятельности. Развитие осуществляется от простого к сложному, от незнания к знанию. Развитие: физическое, физиологическое, психическое социальное.

Психическое - усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущ, воспр, память, мышление, чувства, воображение.

Социальные -постепенное вхождение че-ка в общество.

Физиологическое. - изменение функций организма в области деторождения, пищеварения, нервной системы.

Развитие обеспечивается через воспитание.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования

человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или,

более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание,

образование, обучение.

1.Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием

внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных

факторов.

2. Воспитание - вся система средств и процессов, приведенных в действие людьми, обеспечивающими и направляющими развитие растущего человека. Воспитание только тогда является воспитанием в педагогическом смысле, когда оно обеспечивает развитие человека.

Воспитание личности учащегося - одна из педагогических форм управления его развитием. Самовоспитание - самоуправление собственным развитием. Воспитание учащегося, не доведённое до своей высшей ступени - самовоспитания - это полувоспитание.

3. Образование - это система передачи и приема опыта поколений, предназначенная для развития человека.

Самообразование. - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений напр. на собств. развитие. Инженер-педагог призван осуществлять деятельность в системе ПТО, Главной задачей его деятельности является формирование трудового потенциала рабочего. Функции инженера'педагога

Воспитание будущего рабочего;

• решение псих-пед задач;

• орг. управления, эконо-мич и др. проблемы в ПТУ;

умение выполнять работу по ряду раб. профессий;

ведение уч.-производственного. процесса по подготовке рабочего;

орг. внеуч. восп. деят.;

орг. произв труда на основе хозрасч. отношений;

пропогандистская и профориентационная работа;

повышение собств. квалификации.

Профессия род трудовой деят. требующей спец. подготовки и использ. как источник существования. Специальность - вид трудовой деят-ти. в рамках определенной профессии. Личностный потенциал - степень его общего проф развития, определяющая успешность в совершении трудовой деятельности по опред. профессии.

Функция - это цель, конечный результат, к которому должен стремиться инженер-педагог в своей деятельности: развитие будущего рабочего, формирование его личностного потенциала.

Функции- средства более многочисленные: гностическая проектировочная, конструктивная, коммуникативная, организаторская,

4. Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. Самообучение - процесс непосредственного получения че-ком опыта посредством собств. стремлений и самим выбранных средств

Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. В них могут быть включены самые разнообразные средства: техника, искусство, природа и т.д. (человек-человек; человек- книга - человек; человек - техника - человек). В структуру воспитательных отношений входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут выступать педагог, воспитанник, пед. коллектив, родители, т.е. те, кто производит передачу опыта, и те, кто усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогики различают субъект-субьектные отношения. В целях лучшей передачи знаний, умений, навыков субъекты воспитательных отношений используют помимо слова какие-то материализованне средства, объекты. Отношения между субъектами и объектами принято называть суьектно- объектными. Объект - деят. уч-ся. Субъект • инж. пед. Отношения бывают субъект-субъектные и объект-объектные. Типы ВО - чел-чел, чел-книга-чел, чел-техн-чел, ч-искусство-ч, ч-природа-ч. Инж-пед. должен хорошо ориентироваться в определенном труде и проф.

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.

Цели и задачи образования. Внешняя цель образования – жизнеобеспечение общества, развитие его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, укрепление гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя цель образования – развитие личностного потенциала, овладение знаниями и умениями с целью их применения на практике. Задача образования – эффективное формирование полноценно развитой личности.

Цель воспитания – формирование определенных качеств; цель обучения – прирост знаний, умений и навыков у воспитанника.

Формы обучения и воспитания. По способу взаимодействия преподавателя и воспитанников выделяют индивидуальную, групповую, коллективную и индивидуально-обособленную формы обучения и воспитания. По способу организации педагогического процесса выделяют следующие формы: лекция, консультация, семинар, викторина, игра, экскурсия.

Педагогический метод – это упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных задач.

Методы обучения и воспитания. Метод обучения – способ взаимодействия педагога и учащихся, направленный на решение комплексных учебных задач и на достижение поставленной цели. Методы обучения: 1) словесный; 2) наглядный (предметы, явления); 3) практический (отработка знаний на практике); 4) работа с книгой; 5) видеометод. Методы проблемно-развивающего обучения: монологический, показательный, алгоритмический, диалогический, эвристический, исследовательский, программированный. Методы воспитания: убеждение, рассказы на этическую тему, разъяснения, внушения, этическая беседа, диспут, пример, увещевание (разъяснение и внушение), метод пед. оценки (положительной или отрицательной).

Воспитание - вся система средств и процессов, приведенных в действие людьми, обеспечивающими и направляющими развитие растущего человека. Воспитание только тогда является воспитанием в педагогическом смысле, когда оно обеспечивает развитие человека.


Наши рекомендации