Факультативные и внеклассные формы музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования

Условия для музыкального воспитания и развития обучающихся в общеобразовательной школе. Формирование духовной культуры школьников средствами искусства – цель внеклассного воспитания. Массовые формы внеклассной работы. Кружковые формы внеклассной работы. Факультативы в младших и старших классах. Перспективные модели взаимосвязи урочной и внеклассной работы в школе.

В настоящий период наблюдается тенденция к некоторым диспропорциям в учебных планах общеобразовательных школ. Постепенно сокращаются часы и даже периоды обучения на год и больше предметов художественно-эстетического цикла. Все это имеет свои причины, однако если не искать новых путей в организации гармоничного учебно-воспитательного процесса, пострадает не только качество художественного образования, но и конечный результат - ученик как личность.

Несмотря на то, что для различных звеньев в учебно-воспитательном процессе, в том числе и школьного, в недавнее время разрабатывались стандарты в образовательной области и предполагаемая результативность формулировалась довольно определенно через категории «знать», «уметь», «владеть» и др. , условное выделение образовательной области несет и негатив. Многими учителями - ремесленниками будет недооцениваться эстетическая сторона процесса учения с одной стороны, и личностные качества учащихся, выражающиеся в гармонии, красоте, чувстве меры, способности к глубоким переживаниям с другой стороны. Совершенствование человека не столько зависит от усвоения путей ориентации в науке и культуре, сколько в достойном проживании изучаемого опыта, в возможности развивать его и развиваться самому, реализуя при этом свои способности. Огромный потенциал, заложенный в искусстве, к сожалению, невозможно при существующей системе подготовки кадров использовать в преподавании предметов учебного плана школы. Математики, историки, химики, биологи и другие учителя не имеют достаточного художественного образования для интерпретации дисциплины в русле взаимосвязи культуры и образования. Потому начало отсчета качественных перемен может быть уже в высшей школе, как задача подготовки учителя новой эпохи.

Что же касается предметов художественного цикла, то во многом ситуацию можно определить как кризисную.

Так, музыкальное воспитание в общеобразовательной школе находится в критическом состоянии по многим причинам: социальная незащищенность учителя и в целом нехватка специалистов, недостаточное финансирование, соответственно устаревшее оборудование кабинетов музыки, плохого качества, устаревшие или вообще вышедшие из строя средства музыкальной информации (проигрыватели старого образца, магнитофоны и фонотеки к ним) и т. д. Современный уровень организации музыкально-эстетического воспитания в школе уже не решается оборудованием одного кабинета музыки - необходима система 3 - 4 кабинетов в центре с малым залом. К этому в целом материальному аспекту прибавляются и другие - сокращение отводимого в учебном плане времени на изучение музыки. Так, по новому положению предмет музыка будет 1 час в неделю с 0 по 4 класс включительно, то есть на год меньше, чем в предыдущем варианте. Однако, для музыкального воспитания каждый возраст ценен по-своему, ни в коем случае нельзя допускать отсутствие возможности музыкального развития учащихся в рамках любого учебного года.

При невозможности иметь в школах оптимальную модель музыкального воспитания (музыка 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения) особое внимание следует обратить на развитие различных форм и видов внеклассной работы, так как именно здесь заложен потенциал качественно нового уровня музыкального развития учащихся в соответствии с их интересами. Для полноценного воспитания учащихся и жизни школы нужна целая система внеклассной работы с большим удельным весом занятий и мероприятий музыкальной направленности.

Наиболее распространенное и известное в музыкальной методической литературе разделение всех форм внеклассной работы на две группы: массовые и кружковые, которые в том или ином виде присутствуют в каждой школе. Цели и задачи музыкального воспитания во внеклассной работе при этом те же, что и для предмета «Музыка», однако их можно несколько модифицировать. Так, в формулировке цели - формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части всей их духовной культуры - для массовых форм работы следует сделать акцент на общей культуре личности, на духовности личности. В кружковых же формах работы вполне возможно, а иногда и более успешно достигаются результаты именно музыкального плана. А вот в задачах может быть даже большее разнообразие и конкретность по каждому виду внеклассной работы, хотя все задачи в целом можно было бы разделить на три большие группы: воспитательные, образовательные, развивающие.

Само название массовые формы говорит о том, что работа предполагает охват большого количества учащихся в организации и проведении различного рода мероприятий. Это могут быть праздники, фестивали, дискотеки, тематические вечера, музыкальные гостиные, концерты, лекции-концерты, экскурсии, карнавалы, балы, конкурсы, смотры, игры, викторины, выставки, встречи с интересными музыкантами и др. К этим формам также примыкают мероприятия различного рода класса или школы с музыкальным оформлением - дни рождения, юбилеи, встречи с выпускниками, последние звонки, календарные праздники, встречи с родителями и т.д. В таких мероприятиях с большей или меньшей степенью активности может участвовать каждый ученик.

Несмотря на эпизодичность такого рода работы, она очень продуманно планируется. Есть формы, которые школьникам отдельных классов могут особенно понравиться и стать традиционными, и которые будут повторяться, постепенно усложняясь из года в год. Ребята будут ждать эти события, помогать во всем, начиная от идей, замысла, подготовки помещения, разработки сценария и кончая проживанием самого мероприятия в день проведения. По плану на учебный год массовых музыкальных мероприятий не должно быть очень много - не чаще одного раза в месяц, а обычно это четыре - шесть форм работы на год для класса.

Кружковая работа в школе требует не просто планирования, а четко организованного учебного процесса, подобного урочному. Традиционно во многих школах есть два - три музыкальных кружка, что никак не может удовлетворять потребности школы и семьи. Если задаться целью сделать в школе с большим количеством учащихся достаточно широкую сеть кружковой работы по музыкальному воспитанию, то здесь понадобится целый ряд музыкантов-педагогов, так как одному учителю музыки никак не справиться. Ниже приводится перечень возможных кружков:

· хор

· вокальная группа или ансамбли

· индивидуальное обучение пению

· эстрадное пение

· народное пение или фольклорный кружок

· оркестр с разными составами инструментов

· оркестр детских музыкальных инструментов

· музыка и компьютер

· музыкальный театр

· клуб любителей музыки

· беседы о музыке

· игра на инструментах (фортепиано, электроклавиши, баян, аккордеон, скрипка, флейта, гитара, цимбалы и др.)

· музыкальная гостиная и др.

Работа каждого кружка требует разработки посильной программы, но в отличие от предметов учебного плана, программы кружковой работы не имеют жесткой регламентации, потому представляется полная свобода для творчества музыканта-педагога.

Ведущими кружками при этом выступают хоровые и вокальные, как основные формы работы по приобщению учащихся к музыкальному искусству. Известный венгерский композитор, общественный деятель, педагог З. Кодай именно в хоровом пении видел спасительную роль и способность поднять музыкальную культуру народа на высокий уровень. Он отмечал преимущества такого инструмента, как голос, его доступность и естественность, огромные возможности в развитии звуковысотного слуха и других способностей учащихся. Коллективная форма работы в хоре позволяет его использовать как ценнейшее средство воспитания.

Интересны в этом смысле идеи С. Танеева, который еще в начале прошлого века предлагал довольно удобную и простую схему для приобщения народа к музыкальной культуре: несколько музыкальных предметов, в том числе и музыкальная литература, в центре с хоровыми занятиями. Любая целесообразная модель образования и воспитания, позволяющая открыть способности и таланты ребенка, приобщение к творчеству, раскрытие его индивидуальности будет поддержана родителями, которые при отсутствии финансирования внеклассных форм работы будут готовы к их оплате на законных основаниях.

Конечно, далеко не все специалисты художественной сферы владеют прогрессивными методиками, являются умелыми организаторами с бойцовскими качествами, когда при отсутствии необходимых условий нужно начинать работу с нуля. Но если уверовать в правильность выбранного пути, если оптимальная модель будет опираться на имеющийся реальный опыт конкретного педагогического коллектива - поиск непременно увенчается успехом.

Таким образом, главное направление поиска качественно нового уровня - во взаимопроникновении образования и культуры, в реализации этой идеи через подготовку педагогических кадров, уже воплощающих в себе синтез культуры и образования, через взаимосвязь урочных и внеклассных форм работы, через внедрение оптимальной для учащихся модели художественного воспитания во внеклассной работе, где качественные и количественные параметры будут достаточно высокими.

26. Содержание, задачи и методы работы по учебному предмету

«Музыка» в 1 классе

Задачи, содержание и методы работы в 1 классе. Методы музыкального обучения и воспитания в решении задач базового музыкального образования. Формирование первичных представлений о жизненных истоках музыки, её содержании, выразительном языке. Требования к музыкальному развитию обучающихся 1 класса.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

I четверть

Мир звуков (8 часов)

Формирование представлений о разнообразии звукового мира природы и человека, разнообразии музыкальных инструментов.

Формирование умений вслушиваться в явления окружающего мира.

Формирование элементарных исполнительских умений.

Примерное планирование темы

1. Звучащий мир вокруг нас (1 ч.)

2. Природные и механические звуки (1 ч.)

3. Музыка- страна звуков (1 ч.)

4. Картины, созданные при помощи звуков (2 ч.)

5. Настроение, переданное при помощи звуков (2 ч.)

6. Обобщающий урок (1 ч.)

Наши рекомендации