Критерии оценки знаний студентов
Требования к уровню освоения программы
По дисциплине «История педагогики и образования»
Показатели и критерии оценки освоения дисциплины.
Объектами итогового контроля учебных достижений студентов являются:
● знание основных историко-педагогических фактов, событий, дат, имён, терминов;
● усвоение основных понятий и общих закономерностей всемирного историко-педагогического процесса, представлений о единстве и многообразии путей исторического развития педагогической практики и теории, сущности и эволюции ведущих педагогических идей, концепций, теорий на примере видных мыслителей, педагогов различных стран и эпох;
● умение извлекать историко-педагогические знания из разных источников, особенно документов по истории образования, трудов педагогов;
● владение умениями историко-педагогического анализа и объяснения: раскрытие причинно-следственных связей между педагогической теорией и практикой, социокультурной средой и деятельностью педагогов, функционированием образовательных учреждений, выделение основных положений педагогических концепций, сравнение педагогических идей, взглядов, теорий выдающихся мыслителей и педагогов и определение их качественного своеобразия, наличия преемственности в их развитии;
● умение оценивать историко-педагогическое наследие, аргументировать личностное отношение к истории образования и педагогической мысли, применять полученные знания для осмысления современных педагогических проблем;
● рефлексия результатов освоения содержания курса при выполнении самостоятельных заданий репродуктивного, проблемно-поискового и творческого характера.
Уровни освоения учебной дисциплины.
Й уровень (высокий)
● обладает целостным представлением об эволюции и закономерностях мирового историко-педагогического процесса, знает его основные события и факты в контексте тенденций социокультурного развития стран, не затрудняется при выделении особенностей авторских педагогических концепций, теорий и педагогических систем;
● владеет умениями наиболее полно извлекать историко-педагогические знания из разнообразных источников, осуществлять анализ и объяснение фактического материала, его аргументированную оценку;
● осознаёт социально-педагогическую и личностную значимость историко-педагогического наследия для решения современных педагогических проблем.
Й уровень (средний)
● обладает общим представлением об эволюции и закономерностях мирового историко-педагогического процесса, знает некоторые его основные события и факты в контексте тенденций социокультурного развития стран, затрудняется при выявлении основных тенденций в развитии педагогической теории и практики образования, при выделении особенностей авторских педагогических концепций, теорий и педагогических систем;
● владеет отдельными аналитическими и практическими умениями при работе с первоисточниками и другой литературой историко-педагогического характера, частично испытывает затруднения в объяснении фактического материала, его аргументированной оценке;
● осознаёт только общую социально-педагогическую значимость историко-педагогического наследия для решения современных педагогических проблем.
Й уровень (низкий)
● обладает разрозненными, несистематизированными знаниями и частичными представлениями об эволюции и закономерностях мирового историко-педагогического процесса, допускает ошибки в фактическом материале по истории развития образования и педагогической мысли, испытывает затруднения при характеристике авторских педагогических концепций, теорий и педагогических систем;
● владеет отдельными аналитическими и практическими умениями при работе с первоисточниками, затрудняется в выделении качественного своеобразия и преемственности в развитии теории и практики воспитания, образования в различные исторические эпохи с учётом личной субкультуры педагогов, мыслителей;
● не осознаёт прогностической значимости изучения историко-педагогического наследия для решения современных педагогических проблем.
Критерии оценки знаний студентов.
Оценка отлично:
● знание учебного материала на основе программы и углублённые представления по одной из проблем;
● логическое, последовательное изложение вопроса с опорой на разнообразные источники;
● определение своей позиции в раскрытии подходов к рассматриваемой проблеме;
● выявление прогностической значимости исторического опыта и возможностей его использования для решения современных теоретических и практических педагогических проблем;
● полное выполнение практических заданий в процессе самостоятельной работы над курсом, в том числе творческого характера.
Оценка хорошо:
● знание учебного материала в пределах программы;
● последовательное изложение вопроса, раскрытие различных подходов к рассматриваемой проблеме;
● опора при построении ответа на обязательную литературу, знание первоисточников;
● включение соответствующих примеров из педагогической практики, а также из художественной и публицистической литературы для иллюстрации ответа;
● выполнение практических заданий в процессе самостоятельной работы над курсом с некоторыми замечаниями и неточностями при оформлении их результатов.
Оценка удовлетворительно:
● знание основного учебного материала в пределах программы;
● фрагментарность изложения вопроса с опорой на обязательную литературу;
● отсутствие собственной критической оценки, умения использовать историческое наследие для решения современных педагогических проблем;
● частично или неполно, выполненные с ошибками практические задания по самостоятельной работе над