Его сущность и особенности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Сыктывкарский государственный университет

Институт педагогики и психологии

Кафедра общей и специальной педагогики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

Сыктывкар, 2014г.

Составители – Уваровская О. В., Старцева О.А.

ВВЕДЕНИЕ

Новые социально- экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке преподавателя и его профессиональной культуре. Состояние и развитие образовательных учреждений в огромной мере зависят о научной и методической квалификации учителей, их творчества и способности практически решать проблемы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения как будущих неповторимых личностей.

Это определяет необходимость подготовки будущих учителей к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы.

Необходимость этих умений и навыков возрастает в связи с тем, что:

его сущность и особенности - student2.ruучебные занятия, ограниченные рамками, не позволяют раскрыть все богатство мировой педагогической мысли;

его сущность и особенности - student2.ruвозросший объем информации не позволяет освоить ее без умения отбирать и анализировать;

его сущность и особенности - student2.ruусиление акцентов на самостоятельную работу студентов в высших учебных заведениях;

его сущность и особенности - student2.ruучебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах.

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ

Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально.

Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники – вот важнейшие факторы научного исследования.

Изучать в научном смысле – это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытие из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде понятий, законов и теорий.

Его отличительные признаки:

1. Целенаправленный процесс.

2. Процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

3. Систематичность (приведен в систему процесс исследования и его результаты).

4. Строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектомнаучно-теоретического исследования является целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т.д.)

Методологический аппарат научного исследования включает в себя:

1. Принципы организации и проведение исследования.

2. Способы определения его стратегии (подходы к постановке проблемы и определению ее состава и т.п.).

3. Технические средства методологического анализа (методы научного исследования, аппаратура).

4. Понятийно-категориальную основу научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задач и т.п.).

5. Требования к результатам исследования (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и т.д.).

Подлинно научным может быть исследование, в котором реализуются все составные элементы методологического аппарата.

Принципы научного исследования:

его сущность и особенности - student2.ruпринцип объективности;

его сущность и особенности - student2.ruучет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов;

его сущность и особенности - student2.ruпринцип единства логического и исторического;

его сущность и особенности - student2.ruсистематичность;

его сущность и особенности - student2.ruпринцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

Методы, используемые как в теоретической, так и в практической деятельности очень разнообразны. Следует отметить, что и система методов, используемых в современной науке, столь же многообразны, как и сама наука.

Разнообразие методов научного познания условно можно подразделить на 4 уровня:

1. Эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты и др..

2. Экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический, логический методы и др..

3. Теоретический: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ, синтез, индукция, аксиоматика, обобщение и др..

4. Метатеоретический: диалектический метод и метод системного анализа.

Уровни позволяют выделить следующие методы исследования:

его сущность и особенности - student2.ruорганизационные;

его сущность и особенности - student2.ruэмпирические;

его сущность и особенности - student2.ruметоды обработки данных;

его сущность и особенности - student2.ruинтерпретационные методы.

Раскроем суть этих методов.

Организационные
Сравнительный Лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же объектов в течение продолжительного времени) Комплексный (для системных исследований)

Эмпирические (все способы получения и добывания знаний)
Обсервационные (наблюдение самонаблюдение, анализ взаимодействия, метод оценивания, самооценка) Экспериментальные (лабораторный эксперимент, естественный эксперимент)
Методы обработки данных
Количественные (шкалирование, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ и другие математические методы) Качественные ( выступают в виде разнообразных приемов классификации, дифференциация, категоризации на основе заданных критериев)
Интерпретационные методы
Генетический метод ( с точки зрения генетических связей изучаемых явлений) Структурный метод (интерпретации в терминах и характеристиках взаимосвязи между частями и целым)

Виды исследований:

Методы исследования различны, в зависимости от видов исследования. В науке выделяют следующие виды исследований:

1. Пилотажное – пробное исследования, которое предшествует основному исследованию и организуется с целью проверки качества его подготовки.

2. Панельное исследование (повторное). В этом случае одни и те же объекты подвергаются исследованию через различные интервалы времени.

3. Лонгитюрное – продолжительное.

4. Полевое – опрос на местах, в естественных условиях, в условиях повседневной жизни.

5. Монографические – основной объект – целостная относительно самостоятельная система. Сюда могут входить:

его сущность и особенности - student2.ruисторические;

его сущность и особенности - student2.ruтеоретические;

его сущность и особенности - student2.ruопытно-информационные;

его сущность и особенности - student2.ruконструктивно-поисковые методы.

Следует выделить экспериментальные методы исследования, которые бывают естественно-научными, лабораторными, экспериментальными и другими.

Эксперимент имеет 4 этапа: констатирующий, созидательный, корректирующий, контрольный.

Под экспериментом понимают специально поставленный опыт в определенных условиях, которые содержат оптимальные возможности для объекта исследования, соответствующие замыслу эксперимента. Следовательно такие условия должны создаваться и они могут быть выражены специальными ситуациями, влияющими на объекты изучения.

Педагогический эксперимент является моделью наиболее совершенного педагогического процесса, в котором достигается наивысшая эффективность, отсюда второй специфической чертой эксперимента является экспериментальная модель, которая в ходе апробации даст оптимальный результат.

Следующая особенность этого эксперимента – повторение его в различных условиях.

Наши рекомендации