Его сущность и особенности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Сыктывкарский государственный университет
Институт педагогики и психологии
Кафедра общей и специальной педагогики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ
Сыктывкар, 2014г.
Составители – Уваровская О. В., Старцева О.А.
ВВЕДЕНИЕ
Новые социально- экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке преподавателя и его профессиональной культуре. Состояние и развитие образовательных учреждений в огромной мере зависят о научной и методической квалификации учителей, их творчества и способности практически решать проблемы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения как будущих неповторимых личностей.
Это определяет необходимость подготовки будущих учителей к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы.
Необходимость этих умений и навыков возрастает в связи с тем, что:
учебные занятия, ограниченные рамками, не позволяют раскрыть все богатство мировой педагогической мысли;
возросший объем информации не позволяет освоить ее без умения отбирать и анализировать;
усиление акцентов на самостоятельную работу студентов в высших учебных заведениях;
учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах.
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально.
Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники – вот важнейшие факторы научного исследования.
Изучать в научном смысле – это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытие из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.
Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе.
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде понятий, законов и теорий.
Его отличительные признаки:
1. Целенаправленный процесс.
2. Процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.
3. Систематичность (приведен в систему процесс исследования и его результаты).
4. Строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Объектомнаучно-теоретического исследования является целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.
Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т.д.)
Методологический аппарат научного исследования включает в себя:
1. Принципы организации и проведение исследования.
2. Способы определения его стратегии (подходы к постановке проблемы и определению ее состава и т.п.).
3. Технические средства методологического анализа (методы научного исследования, аппаратура).
4. Понятийно-категориальную основу научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задач и т.п.).
5. Требования к результатам исследования (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и т.д.).
Подлинно научным может быть исследование, в котором реализуются все составные элементы методологического аппарата.
Принципы научного исследования:
принцип объективности;
учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов;
принцип единства логического и исторического;
систематичность;
принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.
Методы, используемые как в теоретической, так и в практической деятельности очень разнообразны. Следует отметить, что и система методов, используемых в современной науке, столь же многообразны, как и сама наука.
Разнообразие методов научного познания условно можно подразделить на 4 уровня:
1. Эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты и др..
2. Экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический, логический методы и др..
3. Теоретический: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ, синтез, индукция, аксиоматика, обобщение и др..
4. Метатеоретический: диалектический метод и метод системного анализа.
Уровни позволяют выделить следующие методы исследования:
организационные;
эмпирические;
методы обработки данных;
интерпретационные методы.
Раскроем суть этих методов.
Организационные | ||
Сравнительный | Лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же объектов в течение продолжительного времени) | Комплексный (для системных исследований) |
Эмпирические (все способы получения и добывания знаний) | |
Обсервационные (наблюдение самонаблюдение, анализ взаимодействия, метод оценивания, самооценка) | Экспериментальные (лабораторный эксперимент, естественный эксперимент) |
Методы обработки данных | |
Количественные (шкалирование, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ и другие математические методы) | Качественные ( выступают в виде разнообразных приемов классификации, дифференциация, категоризации на основе заданных критериев) |
Интерпретационные методы | |
Генетический метод ( с точки зрения генетических связей изучаемых явлений) | Структурный метод (интерпретации в терминах и характеристиках взаимосвязи между частями и целым) |
Виды исследований:
Методы исследования различны, в зависимости от видов исследования. В науке выделяют следующие виды исследований:
1. Пилотажное – пробное исследования, которое предшествует основному исследованию и организуется с целью проверки качества его подготовки.
2. Панельное исследование (повторное). В этом случае одни и те же объекты подвергаются исследованию через различные интервалы времени.
3. Лонгитюрное – продолжительное.
4. Полевое – опрос на местах, в естественных условиях, в условиях повседневной жизни.
5. Монографические – основной объект – целостная относительно самостоятельная система. Сюда могут входить:
исторические;
теоретические;
опытно-информационные;
конструктивно-поисковые методы.
Следует выделить экспериментальные методы исследования, которые бывают естественно-научными, лабораторными, экспериментальными и другими.
Эксперимент имеет 4 этапа: констатирующий, созидательный, корректирующий, контрольный.
Под экспериментом понимают специально поставленный опыт в определенных условиях, которые содержат оптимальные возможности для объекта исследования, соответствующие замыслу эксперимента. Следовательно такие условия должны создаваться и они могут быть выражены специальными ситуациями, влияющими на объекты изучения.
Педагогический эксперимент является моделью наиболее совершенного педагогического процесса, в котором достигается наивысшая эффективность, отсюда второй специфической чертой эксперимента является экспериментальная модель, которая в ходе апробации даст оптимальный результат.
Следующая особенность этого эксперимента – повторение его в различных условиях.