Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Дисциплина «Психология и педагогика» относится к федеральному компоненту основной
Дисциплина «Психология и педагогика» относится к федеральному компоненту основной образовательной программы подготовки зоотехника. Ее изучение является базой для формирования учебных знаний, навыков и умений (учебных компетенций), а также будущих профессиональных знаний, навыков, умений и профессионально важных качеств (профессиональных компетенций) будущих бакалавров зоотехнии.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Результаты освоения ООП ВПО бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Освоение данной ООП ВПО согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 111100.62 «Зоотехния» (квалификация (степень) бакалавр зоотехнии) по профилям: кормление животных, разведение и селекция животных, свиноводство, птицеводство, скотоводство, спортивное коневодство, направлено на формирование ряда компетенций, перечисленных ниже.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· владеть культурной мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
· готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
· способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
· стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
· умением практически использовать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
· способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
· знать принципы и методы управления малыми коллективами
В результате освоения компетенций студент должен:
1. Знать:
· законы психики человека, действие психофизиологических механизмов, видов и функций познавательных, волевых, эмоциональных психических процессов;
· соотношение факторов в развитии личности; структуру личности, закономерностей формирования потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер человека, его индивидуально-психологических особенностей;
· закономерностей межличностных отношений в быту и трудовом коллективе, условий развития и формирования личности в группе;
· системы образовательных учреждений, цели, сущности содержания и структуры образовательных процессов;
2. Уметь:
· использования методов психолого-педагогической диагностики для характеристики личности и коллектива;
· интерпретации собственные психические состояния, владения простейшими приемами психической саморегуляции;
· анализа учебно-воспитательных ситуаций, как в семье, так и в трудовом коллективе;
· выбора оптимальных форм, средств и методов педагогического воздействия на личность и социальную группу.
Содержание и структура дисциплины
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Психология как наука, ее предмет, категории, задачи и методы
Психология как наука о человеке. Предмет и задачи психологии. Роль психологических знаний в практической жизни человека. Место психологии в системе наук. История развития психологических знаний. Категории психологии. Психика и мозг. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Отрасли психологии. Принципы и методы психологии.
Раздел 2. Структура личности и факторы ее развития
Понятие личности, ее отличительные особенности. Теории личности. Факторы формирования и развития личности, их взаимосвязь. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности. Установки, ценностные ориентации, интересы, идеалы как условия целостности, устойчивости и направленности личности. Методики изучения личности.
Раздел 3. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие
Познавательные процессы. Методологический и биологический анализ чувственной ступени познания. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Классификация и общие свойства ощущений. Чувственность и ее измерение. Сущность, закономерности и основные свойства восприятия. Восприятие движения, пространство и времени. Нарушения восприятия.
Раздел 4. Внимание и память
Внимание и память как психические познавательные процессы. Понятия внимание и память. Качества внимания (объём, переключаемость, устойчивость, распределяемость, сосредоточенность). Виды внимания и памяти в зависимости от уровня сознания. Зависимость запоминания от установки, особенностей личности, проверки ассоциаций.