Место учебной дисциплины в структуре ООП. Дисциплина Философия относится к базовому циклу ООП [Б.1

Дисциплина Философия относится к базовому циклу ООП [Б.1. Б.1].

Требования к уровню подготовки студента определяются требованиями ФГОС общего (среднего) образования. Условием успешного освоения студентами дисциплины Философия являются следующие предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:

- в области общественных наук:

сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;

осознание своей роли в развитии России; понимание роли России в многообразном, быстро изменяющемся глобальном мире;

сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умения оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; формирование и развитие целостного восприятия всего спектра природных и социальных реалий, окружающей действительности, человеческого фактора;

сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных, различных источников; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук;

- в области естественных наук:

сформированность основ целостной научной картины мира;

сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, социальную и этическую сферы деятельности человека;

сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию.

Изучение и освоение философии непосредственно связано:

- с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономика» [Б.1.Б.3], «Профессиональная этика [Б.1.Б.4]», «Логика» [Б.1.В.3], «Социология» [Б.1.В.4], «Основы управления» [Б.1.ДВ.1], «Риторика» [Б.1.ДВ.1];

- с дисциплинами профессионального цикла: Теория государства и права [Б.3.Б.1], История отечественного государства и права [Б.3.Б.2], История государства и права зарубежных стран [Б.3, Б.3];

а также выполняет интегративную, гносеологическую, методологическую и аксиологическую функцию в процессе изучения всего комплекса отраслевых и специально-юридических наук.

3. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость в зачетных единицах и часах: 3 ЗЕТ, 108 академических часов.

3.1.1. Тематический план (очная форма обучения)

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля    
лекции     Практические (семинарские) занятия   СРС      
Философия, ее предмет, структура и функции. Историко-философское введение. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания Философия классическая, неклассическая и постнеклассическая Русская философия Лекция –презентация, лекция-дискуссия; работа в малых группах, кейс-метод, «эрудит», мозговой штурм, «аквариум»   Опрос Конспекты первоисточников Подготовка и оценка сообщений Тестирование    
Философия бытия Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия Философские и научные картины мира как модели бытия Бытие и сознание Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод, «эрудит»   Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование    
Философия познания Познание Специфика научного познания   Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод, мозговой штурм, «аквариум» Опрос Подготовка и оценка сообщений Тестирование    
Общество, культура, цивилизация Философская антропология Социальная философия Культура и цивилизация Формы ценностного освоения бытия Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России Лекция-дискуссия, лекция-презентация, презентации проектов, работа в малых группах, круглый стол Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование    
             
                     

3.1.2. Тематический план (очно-заочная, очно-заочная (сокращенная) форма обучения)

Общая трудоемкость в зачетных единицах и часах: 3 ЗЕТ, 108 академических часов.

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции     Практические (семинарские) занятия   СРС    
Философия, ее предмет, структура и функции. Историко-философское введение Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания Философия классическая, неклассическая и постнеклассическая Русская философия 4/0,5 6 /0,5 15/ Лекция –презентация, работа в малых группах, кейс-метод Опрос Конспекты первоисточников Подготовка и оценка сообщений Тестирование
Философия бытия Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия Философские и научные картины мира как модели бытия Бытие и сознание 2/0,5 2 /0,5 9/15 Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод   Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование
Философия познания Познание Специфика научного познания   2/0,5 2/0,5 9/15 Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод   Опрос Подготовка и оценка сообщений Тестирование
Общество, культура, цивилизация Философская антропология Социальная философия Культура и цивилизация Формы ценностного освоения бытия Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России 2/0,5 6 /0,5 13/ Лекция-дискуссия, лекция-презентация, презентации проектов, работа в малых группах, круглый стол Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование
      10/2 16/2 46/    
                 

3.1.3.Тематический план (заочная, заочная (сокращенная), заочная(сокращенная ГВД), форма обучения)

Общая трудоемкость в зачетных единицах и часах: 3,5 ЗЕТ, 108 академических часов.

№ п/п   Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции     Практические (семинарские) занятия   СРС    
Философия, ее предмет и функции. Историко-философское введение Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания Философия классическая, неклассическая и постнеклассическая Русская философия 2/2/2 2/0,5/0,5 15/16/ Лекция –презентация, лекция-дискуссия; работа в малых группах, кейс-метод. Опрос Конспекты первоисточников Подготовка и оценка сообщений Тестирование
Философия бытия Бытие как центральная категория философии. Фундаментальные характеристики бытия Философские и научные картины мира как модели бытия Бытие и сознание 2/2/2 2/0,5/0,5 15/16/ Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод. Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование
Философия познания Познание Специфика научного познания     2/0,5/0,5 15/16/ Лекция –презентация; работа в малых группах, кейс-метод Опрос Подготовка и оценка сообщений Тестирование
Общество, культура, цивилизация Философская антропология Социальная философия Культура и цивилизация Формы ценностного освоения бытия Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России   2/0,5/0,5 15/18/ Лекция-дискуссия, работа в малых группах, круглый стол   Реферирование литературы Подготовка и оценка презентаций Опрос Тестирование
      4/4/4 8/2/2 60/66/    

Содержание дисциплины (программа курса)

Курс философии включает изучение истории философии и основных проблем философии. История философии представлена не столько в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но как панорама философской мысли. Важно поэтому выделить основные исторические этапы развития философской мысли, сосредоточив внимание на проблемах бытия, познания, человека и общества. Данный подход позволит систематизировать материал, лучше усвоить суть философских учений, использовать эвристический потенциал философских концепций в особой сфере права.

Изучение основных проблем философии предполагает опору на знание истории философии, дающее возможность сопоставить различные подходы к их решению в современной философской и философско-правовой мысли. Оно должно побудить обучающихся задуматься над основополагающими философскими вопросами и, опираясь на их современное решение различными философскими школами и направлениями, сформировать собственное представление о мире и человеке. Присущие философскому знанию функции гносеологического, методологического и аксиологического характера способствуют установлению широких междисциплинарных связей с юридическими и другими гуманитарными науками. Это позволит студентам глубже освоить юридические дисциплины, развить и приумножить свои профессиональные навыки в области нормотворческой, правоприменительной и других видах юридической деятельности; применить знания в педагогической деятельности – преподавании правовых дисциплин и осуществлении правового воспитания; воспитать личностные качества, соответствующие их будущей профессиональной деятельности.

Наши рекомендации