Общее представление об образовательных технологиях разрешения конфликтов

В конфликтологии выделяется три основных средства разрешения конфликтов:

1. Силовые средства разрешения конфликта: использование разного рода насилия (физического, психического, административного давления и другие виды). Основное правило: кто сильнее тот и прав. Основанием для разрешения конфликта служит насилие.

2. Использование законных средств, то есть в основании, которых лежат разнообразные нормы, правила, законы: судебные процедуры в широком смысле (имеются в виду не только формальное судебное разбирательство, но и рассмотрение конфликтов с точки зрения разнообразных внутренних процедур, имеющих силу закона, таких как правил внутреннего распорядка, разных уставов и так далее). Основанием для разрешения конфликта служит закон.

3. Переговоры, специально организованные формы взаимодействия направленные на согласование интересов. Основанием для разрешения конфликта служит процесс согласования интересов.

Переговоры являются эффективным методом обучения разрешению конфликтов и учебной темой правового образования, частью аудиторной или внеаудиторной учебной деятельности. В процессе правового образования можно попытаться передать всем участникам образовательного процесса знания и умения и ценности конфликтной компетентности, но также возможно создание и подготовка группу переговорщиков, деятельность которых будет направлена на разрешение конфликтов в учебном заведении и оказание услуг соответствующего характера.

Мозговой штурм (или мозговая атака) - это довольно хорошо известный и широко применяемый метод в мире, направленный на разрешение проблем. Данный метод предоставляет возможность посмотреть на проблему с разных точек зрения и всем его участникам принять участие в принятии решения и, он применяется, когда требуется решить проблему, на основе предложения большого количества способов ее решения.

Мозговой штурм позволяет учащимся открыто и свободно высказывать личное мнение и собственные позиции по поводу разрешаемой проблемы, побуждает использовать личный опыт, здравый смысл, воображение и фантазию, раскрывает творческий потенциал всех его участников.

Метод метафорического исследования.этапы метафорического исследования:

1 Первоначальная постановка проблемы.

Преподаватель вместе с учащимися определяет тему учебного занятия и выделяют из нее соответствующие проблемы.

2 Анализ проблемы, сбори обработка необходимой вводной информации.

Вводную информацию могут предоставлять учащиеся, преподаватель или эксперт.

3 Поиск способов решения проблемы.

Учащиеся предлагают различные варианты решения проблемы, преподаватель или эксперт при этом комментирует предложения учащихся.

4 Переформулирование проблемы.

Каждый участник метафорического исследованияпереформулирует самостоятельно в соответствии со своим пониманием проблему.

5 Совместный выбор одного из перефразированных вариантов проблемы. Первоначальный вариант проблемы временно откладывается, а учащиеся обсуждают различные формулировки проблемы и выбирают наиболее ясный и точный вариант формулировки проблемы.

6 Выдвижение образных (символических и личностных) аналогий.

Участники предлагают связать проблему с личностными образами, символами, аналогиями, которые у них рождаются при работе с данной проблемой.

7 “Подгонка” подходов предложений по решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

Методика ситуативного анализа направлена на разрешения проблем, на исследование противоречивых ситуаций, разнообразных конфликтов, на глубокий и разносторонний их анализ.

Изучения казусов. В юридической терминологии одно из значений слова “казус” - любая конкретная ситуация, ставшая предметом исследования юриста. При изучении права приходится рассматривать разные случаи, в которых сталкиваются законные интересы людей, реализуются или нарушаются юридические нормы или требуется оценить ситуацию с правовой точки зрения. Данная методика направлена на развитие у учащихся умений применять правовые нормы к реальным или близким к действительности жизненным ситуациям. Учащиеся учатся исследовать ситуации, связанные с правом, выявлять важнейшие факты, детали дела, проводить юридический анализ, принимать решения. Данная методика может использоваться как самостоятельное индивидуальное или групповое задание, но также она может применяться на учебном занятии как общее задание для всех, можно организовать учебную игру “юридические фирмы” или “следствие по делу”.

Медиация - особая форма переговорного процесса с участием нейтрального посредника (медиатора). Медиация позволяет конфликтантам самим решать конфликт с помощью переговоров. Задача посредника - медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам договориться и прийти к соглашению, а не в том, чтобы дать готовое решение.

Наши рекомендации