Примерная схема внешних признаков утомления
(В.Н.Сергеев, 1980)
Признак | Небольшое физиологическое утомление | Значительное утомление (1 степени) | Резкое переутомление (2 степени) |
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледнение, синюшность |
Потливость | Небольшая | Большая (выше пояса) | Большая (выше и ниже пояса) |
Дыхание | Учащенное (до 20-26 в минуту) | Сильно учащенное (38-46 в минуту) с поверхностным дыханием | Резкое (более 50-60 в минуту), поверхностное дыхание, переходящее в отдельные вдохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием |
Движения | Бодрая походка | Неуверенный шаг, легкие покачивания | Резкие покачивания, появление некоординированных движений. Отказ от движения |
Общий вид | Обычный | Снижение интереса к окружающим. Усталое выражение лица, нарушение осанки | Изможденное выражение лица, апатия, резкое нарушение осанки |
Внимание | Хорошее, безошибочное выполнение указаний | Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления | Замедленное, неправильное выполнение команд, воспринимается только громкая команда |
Самочувствие | Никаких жалоб, кроме чувства легкой усталости | Жалобы на выраженную усталость, боли в ногах, сердцебиение, отдышка | Жалобы на резкую слабость, сильное сердцебиение, головную боль, тошноту |
Пульс в минуту | 110-150 | 160-180 | Более 180 |
7.Понимать намерение и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними и организовывать их взаимодействие
Многочисленные публикации подтверждают наличие потенциала спортивных, подвижных игр с целью расширения возможностей общения человека. Так, некоторые авторы рассматривают процесс физического воспитания как область обучения социально корректному поведению, в ходе которого стремление к высоким спортивным достижениям имеет уже второстепенное значение.
Коммуникативные функции физической культуры заключатся в развитии таких качеств, как уважение к другим людям, готовность помочь им и взять на себя ответственность за них в некоторых ситуациях.Проявление данных личностных качеств позволит «ощутить» духовный мир других людей и сформировать умение так соотносить с ними свое поведение, чтобы сделать возможной совместную деятельность, сотрудничество. Именно в этом и проявляется командный настрой во всех спортивных, подвижных играх, так как достижение общего положительного результата означает суммарные усилия каждого игрока в отдельности.
При командном взаимодействии самоконтроль и самоанализ приобретают более актуальное значение, так как присутствует взаимный контроль. Процесс оценивания студентами своих способностей играет важную роль, так как «оценка – это учебное действие, которым учащиеся должны овладеть в первую очередь, и если у учащихся не вырабатывается собственной позиции, собственных убеждений и адекватной самооценки, они привыкают к моральному иждивенчеству…» (Л.М.Фридман, 1983).
8.Способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать и учитывать мнение другого человека
9.Способность владеть мимикой, речью, жестами
10.Способность находить общий язык с разными людьми
11.Умение убеждать людей
12.Аккуратность, пунктуальность, собранность
Выполнение определенных ролей в социальном контексте как раз направлено на проявление таких личностных качеств, как эмпатия, коммуникабельность и сила убеждения. Речь идет о выполнении функций арбитра, судьи, организатора соревнований, тренера, эксперта и так далее.
Приобретение подобного опыта межличностного общения расширяет границы человеческого сознания и создает предпосылки к развитию абстрактно-логического мышления, с одной стороны, и улучшению взаимоотношения с окружающими людьми, с другой стороны. Так, например, студент, выполнявший функции арбитра или судьи, при повторном выполнении данных обязанностей проявит более высокий уровень концентрации внимания на фоне доброжелательного поведения к участникам соревнований.
В рамках социального обучения следует соблюдать ряд дидактических принципов: 1) необходимо так организовать преподавание физической культуры, чтобы каждый студент имел реальную возможность приобрести социальный опыт; 2) необходимо, чтобы каждый занимающийся не только понимал и принимал правила, технику и тактику определенной спортивной игры, но также и осознавал их смысл; 3) достижения каждого студента следует изучать, исходя из закона «исходного уровня»; 4) при оценке и усвоении социального опыта необходимо понимать предстоящие действия всех участников учебного процесса, взаимодействующих друг с другом, и установить между ними определенные взаимосвязи (Э.Майнберг, 1995).
Также следует обратить внимание и на такой вид социального взаимодействия как парное межличностное общение (упражнения в парах). Благодаря такому виду межличностных отношений парное взаимодействие побуждает к осмыслению себя, улучшаются процессы рефлексии (С.Д.Шевченко, 1991; Г.А.Цукерман, 1995); при командном взаимодействии самоконтроль и самоанализ приобретают более актуальное значение, так как присутствует взаимный контроль.
13.Знание психологии людей.
Проблемы физического воспитания и образования, как было указано выше, неразрывно связаны с развитием личности. Феномен личностного развития является одним из важнейших процессов педагогической практики и теории. И именно теория физического воспитания признала значимость игры как важнейшего условия для развития личности. Это определенное социальное взаимодействие, в ходе которого также формируется и развивается сознание личности.
Система аргументации ряда авторов строится на включении игры в процесс духовно-психологического развития, в силу чего игровая деятельность осознается не только с точки зрения ее ценности для физического развития, но и для формирования личностных качеств. В спортивных играх люди сосуществуют вместе, взаимно влияют друг на друга, проявляя при этом социальные, нравственные и когнитивные моменты личностного развития.
Здесь следует обратить внимание еще на один существенный момент игрового поведения, также необходимый для профессий «человек-человек». Поскольку свобода при всех нормах и правилах и регламентирующих установках является неотъемлемым структурным элементом игровой ситуации, то игра позволяет совершать творческие действия, без которых автономное развитие личности невозможно. Игровые действия довольно часто сопровождаются творческими экспериментами.