Примерная схема внешних признаков утомления

(В.Н.Сергеев, 1980)

Признак Небольшое физиологическое утомление Значительное утомление (1 степени) Резкое переутомление (2 степени)
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Большая (выше и ниже пояса)
Дыхание Учащенное (до 20-26 в минуту) Сильно учащенное (38-46 в минуту) с поверхностным дыханием Резкое (более 50-60 в минуту), поверхностное дыхание, переходящее в отдельные вдохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием
Движения Бодрая походка Неуверенный шаг, легкие покачивания Резкие покачивания, появление некоординированных движений. Отказ от движения
Общий вид Обычный Снижение интереса к окружающим. Усталое выражение лица, нарушение осанки Изможденное выражение лица, апатия, резкое нарушение осанки
Внимание Хорошее, безошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления Замедленное, неправильное выполнение команд, воспринимается только громкая команда
Самочувствие Никаких жалоб, кроме чувства легкой усталости Жалобы на выраженную усталость, боли в ногах, сердцебиение, отдышка Жалобы на резкую слабость, сильное сердцебиение, головную боль, тошноту
Пульс в минуту 110-150 160-180 Более 180

7.Понимать намерение и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними и организовывать их взаимодействие

Многочисленные публикации подтверждают наличие потенциала спортивных, подвижных игр с целью расширения возможностей общения человека. Так, некоторые авторы рассматривают процесс физического воспитания как область обучения социально корректному поведению, в ходе которого стремление к высоким спортивным достижениям имеет уже второстепенное значение.

Коммуникативные функции физической культуры заключатся в развитии таких качеств, как уважение к другим людям, готовность помочь им и взять на себя ответственность за них в некоторых ситуациях.Проявление данных личностных качеств позволит «ощутить» духовный мир других людей и сформировать умение так соотносить с ними свое поведение, чтобы сделать возможной совместную деятельность, сотрудничество. Именно в этом и проявляется командный настрой во всех спортивных, подвижных играх, так как достижение общего положительного результата означает суммарные усилия каждого игрока в отдельности.

При командном взаимодействии самоконтроль и самоанализ приобретают более актуальное значение, так как присутствует взаимный контроль. Процесс оценивания студентами своих способностей играет важную роль, так как «оценка – это учебное действие, которым учащиеся должны овладеть в первую очередь, и если у учащихся не вырабатывается собственной позиции, собственных убеждений и адекватной самооценки, они привыкают к моральному иждивенчеству…» (Л.М.Фридман, 1983).

8.Способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать и учитывать мнение другого человека

9.Способность владеть мимикой, речью, жестами

10.Способность находить общий язык с разными людьми

11.Умение убеждать людей

12.Аккуратность, пунктуальность, собранность

Выполнение определенных ролей в социальном контексте как раз направлено на проявление таких личностных качеств, как эмпатия, коммуникабельность и сила убеждения. Речь идет о выполнении функций арбитра, судьи, организатора соревнований, тренера, эксперта и так далее.

Приобретение подобного опыта межличностного общения расширяет границы человеческого сознания и создает предпосылки к развитию абстрактно-логического мышления, с одной стороны, и улучшению взаимоотношения с окружающими людьми, с другой стороны. Так, например, студент, выполнявший функции арбитра или судьи, при повторном выполнении данных обязанностей проявит более высокий уровень концентрации внимания на фоне доброжелательного поведения к участникам соревнований.

В рамках социального обучения следует соблюдать ряд дидактических принципов: 1) необходимо так организовать преподавание физической культуры, чтобы каждый студент имел реальную возможность приобрести социальный опыт; 2) необходимо, чтобы каждый занимающийся не только понимал и принимал правила, технику и тактику определенной спортивной игры, но также и осознавал их смысл; 3) достижения каждого студента следует изучать, исходя из закона «исходного уровня»; 4) при оценке и усвоении социального опыта необходимо понимать предстоящие действия всех участников учебного процесса, взаимодействующих друг с другом, и установить между ними определенные взаимосвязи (Э.Майнберг, 1995).

Также следует обратить внимание и на такой вид социального взаимодействия как парное межличностное общение (упражнения в парах). Благодаря такому виду межличностных отношений парное взаимодействие побуждает к осмыслению себя, улучшаются процессы рефлексии (С.Д.Шевченко, 1991; Г.А.Цукерман, 1995); при командном взаимодействии самоконтроль и самоанализ приобретают более актуальное значение, так как присутствует взаимный контроль.

13.Знание психологии людей.

Проблемы физического воспитания и образования, как было указано выше, неразрывно связаны с развитием личности. Феномен личностного развития является одним из важнейших процессов педагогической практики и теории. И именно теория физического воспитания признала значимость игры как важнейшего условия для развития личности. Это определенное социальное взаимодействие, в ходе которого также формируется и развивается сознание личности.

Система аргументации ряда авторов строится на включении игры в процесс духовно-психологического развития, в силу чего игровая деятельность осознается не только с точки зрения ее ценности для физического развития, но и для формирования личностных качеств. В спортивных играх люди сосуществуют вместе, взаимно влияют друг на друга, проявляя при этом социальные, нравственные и когнитивные моменты личностного развития.

Здесь следует обратить внимание еще на один существенный момент игрового поведения, также необходимый для профессий «человек-человек». Поскольку свобода при всех нормах и правилах и регламентирующих установках является неотъемлемым структурным элементом игровой ситуации, то игра позволяет совершать творческие действия, без которых автономное развитие личности невозможно. Игровые действия довольно часто сопровождаются творческими экспериментами.

Наши рекомендации