VI класс (12 – 14 лет). Повторение материала V класса
(70 час.)
Повторение материала V класса.
Логопедические занятия. Расширение словаря учащихся. Индивидуальные занятия по коррекции недостатков произношения.
Выработка умений связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам; дополнять высказывания своих собеседников, используя материал из личных наблюдении и из прочитанного; последовательно рассказывать о выполнении поручений или законченном трудовом процессе, об интересном случае из своей жизни (с помощью вопросов учителя); группировать предметы по определенным признакам: по цвету,по величине, по форме, по материалу; словесно обозначать признаки предметов; самостоятельно описывать предметы и явления природы, используя вновь усвоенные слова и обороты речи.
Расширение знаний учащихся о словах, обозначающих предметы и действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов (цвет, вкус, величина, материал и другие) по вопросам: какой? какая? какое? какие?
Устное составление изложений по плану учителя.
Систематические упражнения в разговоре по телефону, диалоги в магазине, на улице, в транспорте (межпредметные связи с уроками «Социально-бытовой ориентировки»).
Тематика
Ежедневные наблюдения за погодой. Наблюдения за изменениями в природе по временам года. Ведение календаря погоды, графическое обозначение состояния погоды.
Весна. Весной на улицах и в садах сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы.
Наша местность. Особенности поверхности местности, в которой проживают учащиеся.
Вода в природе. Реки, озера, болота. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Ягоды (рябина, клюква). Сравнение по окраске, форме и вкусу.
Кустарники (крыжовник, смородина, малина). Умение назвать, показать, различать. Отличие деревьев от кустарников.
Комнатные растения (герань душистая). Название, распознавание, различие. Уход за комнатными растениями и рыбами.
Деревья (липа). Распознавание. Умение назвать и показать корень, ствол, ветви, листья. Выделение липы из группы выученных деревьев по форме листа.
Домашние животные (овца). Внешний вид, какую пользу приносит человеку.
Птицы (снегирь, дятел). Внешний вид, сравнение, различие, польза.
Рыбы (щука). Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.
Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим дня. Его значение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу. Ведение календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, ее поверхностью, с водной средой.
Экскурсия в колхоз, совхоз (животноводческая ферма, птицеферма). Экскурсия в лес, сад.
Просмотр диафильмов: «Поздняя осень», «Растения в разные времена года», «На ферме».
Практическая работа. Уход за комнатными растениями и рыбами.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы, давать обобщенные названия, устанавливать простейшие связи;
- высказываться по поводу проведенных наблюдений, выполненном порученном деле;
- приводить примеры представителей растений и животных;
- соблюдать режим дня.
Учащиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
- основные правила охраны природы и необходимости бережного отношения к ней;
- различия неживой и живой природы.
VII класс (13 – 15 лет)
(70 час.)
Повторение пройденного за все годы (выборочно).
Составление небольших рассказов по сюжетной картинке.
Составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсии, детские праздники).
Рассказывание по вопросам учителя содержания просмотренного фильма.
Коллективное составление писем.
Игры в магазин, почту, справочное бюро.
Тематика
Ежедневные наблюдения за погодой (облачность, осадки, температура воздуха); за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня в разное время года).
Ведение календаря погоды. Название времен года, месяцев.
Обобщение календарей природы и труда за сезон.
Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер - движение воздуха. Значение зеленых насаждений для поддержания чистого воздуха.
Термометр. Знакомство с устройством термометра. Виды термометров (медицинский, комнатный, наружный).
Почва. Значение почвы для произрастания растений. Состав почвы. Обработка почвы и ее значение для растений.
Лес. Растения леса. Хвойные и лиственные деревья. Кустарники, травы, грибы. Польза и охрана леса. Обитатели леса (звери, птицы, насекомые).
Огород. Друзья и вредители огородных растений (дождевые черви, жабы, птицы, слизни, гусеницы).
Птицы. Птицы перелетные и зимующие.
Охрана природы и экология. Чистота воздуха, водоемов. Охрана растительного и животного мира.