Гумманизация воспитания
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще
один важный принцип — гумманизации. Он требует:
1. Гуманного отношения к личности воспитанника;
2. Уважения его прав и свобод;
3. Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных
требований;
4. Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он
отказывается выполнять предъявляемые требования;
5. Уважения права человека быть самим собой;
6. Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его
воспитания;
7. Ненасильственного формирования требуемых качеств;
8. Отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство
личности наказаний;
9. Признания права личности на полный отказ от формирования тех
качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям
(гуманитарным, религиозным и др.).
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит «Все люди рождаются
свободными и равными в своем достоинстве и правах». Они наделены разумом и
совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Видя в
воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не
должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но
бороться за их лучшее будущее вместе с ними[13].
Личностный подход.
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов:
учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на
основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования
последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько
знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет
личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход
понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные
для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные
ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы
деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни
индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.),
рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают
достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного
воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность
личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями.
Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный
учет данных качеств.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1. Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности
темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2. Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности
таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,
установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные
ориентации, жизненные планы и другие;
3. Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и
все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей
прогрессивное развитие личности;
4. Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать
достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить —
оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся
условий и обстоятельств;
5. Максимально опирался на собственную активность личности;
6. Сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе
целей, методов, форм самовоспитания;
7. Развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность
воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял
ведущую к успеху деятельность.
Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и
индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а
глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных
отношений.[14]
При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей
приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности,
ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные
возможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшем
школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем
больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется его
авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте
воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду,
дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую,
открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны
и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны
быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее
стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают
высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие
результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных
возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с
возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической
сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю,
чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи,
характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно
изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает
добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии,
средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не
может быть полным и конкретным.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные
интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в
области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей
культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером
нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом
возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание,
организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем
развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их
душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы.
Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к
разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному
выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка
обходиться полудостигнутым.
Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных
качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности
и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на
удовлетворение личностных и общественных потребностей.
Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется
лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения.
Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя
забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и
неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда
не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно
и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте
его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь
диагностики глубинных качеств.[15]