Методическое обеспечение самостоятельной работы

СОДЕРЖАНИЕ СРС:

Самостоятельная работа над учебной дисциплиной включает несколько этапов:

· слушание и конспектирование лекций преподавателя, ознакомление с программой курса и учебными пособиями,

· основательную проработку лекционного материала, дополнение указанными источниками основной литературы,

· чтение дополнительной литературы, при необходимости самостоятельный её подбор,

· подготовку вопросов семинарского занятия по плану с обязательным конспектированием,

· самостоятельную подготовку небольших сообщений к занятию,

· подготовку практических заданий, самостоятельный поиск источников,

· подготовку докладов с получением консультации преподавателя по указанным им источникам,

· самостоятельный подбор темы доклада (получить консультацию преподавателя),

· самостоятельный подбор темы и литературы к докладу и написание доклада.

Задания расположены по степени усложнения. По всем неясным вопросам даются консультации преподавателя. Преподаватель вызывает на консультации студентов с целью контроля работы над темой, курсом, первоисточниками, а также в случае пропуска занятий. На консультациях необходимо иметь конспекты лекций, семинарских занятий.

Таблица 8. Содержание СРС

№ п/п Темы Содержание заданий, выносимых на СРС Кол-во часов Сроки проверки результатов СРС примечания
Общие основы педагогики
Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке Оформить глоссарий по основным понятиям предмета.   В течение семестра Глоссарий конспект журнальной статьи по теме
Методология педагогической науки и деятельности Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием.   В течение семестра конспект журнальной статьи по теме
Научное исследование в педагогике, его основные характеристики Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. В течение семестра конспект журнальной статьи по теме
Вариативность и инновации в образовании ü Составить перечень и дать характеристику современным инновационным технологиям в школьном образовании. ü Подготовить сообщение о внедрении инновационных технологий в школах г. Армавира и по месту жительства студентов. ü Реферат по теме занятия (см. список тематики рефератов). ü Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. В течение семестра конспект     презентация реферат конспект журнальной статьи по теме
Методы научно-педагогического исследования ü Законспектировать статью (главу учебного пособия) о методах исследования и провести сравнительный анализ 2-3 источников. ü В схематической форме отразите классификацию методов научно-педагогического исследования, применяемых при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. ü Представить перечень форм научно-исследовательской работы учителя. В течение семестра конспект журнальной статьи по теме таблица     конспект
Возрастосообразность педагогического процесса ü Законспектировать статью (главу учебного пособия) по теме и провести сравнительный анализ 2-3 источников. ü Концепция развития личности Д.Б. Эльконина позволяет соотносить этапы жизни ребенка с ведущими видами деятельности на каждом из следующих этапов жизни ребенка: в младенчестве, в раннем возрасте, в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте, в отрочестве. Соотнесите указанные периоды развития ребенка с соответствующим видом ведущей деятельности ребенка (в таблице). В течение семестра конспект журнальной статьи по теме таблица  
Теория обучения
Теория обучения как составная часть педагогики Подготовить сообщения о практике реализации современных дидактических концепций (подготовить презентацию). В течение семестра Глоссарий конспект журнальной статьи по теме
Педагогический процесс как система Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. В течение семестра конспект
Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура Подготовить сообщения на тему «Обучение как сотворчество учителя и ученика – опыт, проблемы, перспективы» (подготовить презентацию). В течение семестра Конспект
Содержание образования на разных ступенях обучения Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. В течение семестра конспект
Методы и средства обучения Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. В течение семестра конспект
Закономерности и принципы обучения ü Посетить урок и определить какие принципы обучения и почему положены в его основу. ü Законспектировать статью (главу учебного пособия) по теме и провести сравнительный анализ 2-3 источников. ü Провести сравнительный анализ различных классификаций закономерностей и принципов обучения. В течение семестра Конспект     конспект журнальной статьи по теме
Сущность образовательного процесса Сформулировать и раскрыть задачи модернизации образовательного процесса.   В течение семестра Конспект
Современные модели организации обучения ü Посетить урок, определить к какой модели обучения он относится и почему. ü Подготовить презентации, иллюстрирующие теоретические вопросы темы.     В течение семестра Конспект   Презентации
Многообразие образовательных программ ü Провести сравнительный анализ нескольких образовательных программ. ü Каждый человек отмечен искрой Божьей? Почему в ходе организации обучения эта искра у многих талантливых детей пропадает? ü Подготовить сообщения об авторских школах. ü Составить современную классификацию моделей обучения. В течение семестра Таблица   Сочинение-рассуждение Презентация   Таблица
Характеристика преподавания как деятельности ü Посетить урок и составить его протокол с записью видов деятельности учителя и учеников, проанализировать урок. ü Конспект статьи из учительской газеты или журнала по педагогике о современных моделях организации обучения. ü Реферат по теме занятия (см. список тематики рефератов). В течение семестра Протокол урока и его анализ   Конспект   Реферат
Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост ü Анализ должностной инструкции учителя. ü Изучить основные статьи ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об образовании". ü В ходе педагогической практики изучите систему контроля обучения в одном из школьных классов. Выявите педагогические проблемы и предложите свои решения. В течение семестра Конспект
Методы обучения ü Написать реферат о проблемах школьной оценки, используя книгу Гузеева В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М., 1995 и книгу Симонова В.П. Педагогический менеджмент. М.,1997. Гл.5. ü Сделать подборку педагогических задач по специальности. В течение семестра  
  Урок в современной школе Изучив статью Пейла Дж., Чошанова М. Учебные портфолио-новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы, 2000, с.75-82. составьте собственный учебный портфолио, систематически пополняйте его.   В течение семестра Портфолио
Технологии обучения
Сущность педагогических технологий Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. В течение семестра Глоссарий конспект журнальной статьи по теме
Основы конструирования педагогических технологий Работа с дополнительной литературой. Продолжение работы над глоссарием. В течение семестра Глоссарий конспект журнальной статьи по теме
Виды педагогических технологий ü Проанализировать различные точки зрения на понятие «педагогические технологии». ü Сделать качественно-сопоставительный анализ различных классификаций педагогических технологий. В течение семестра Конспект
  Новые информационные технологии в образовании ü Работа с электронным учебником. ü Подготовить презентации по теме. В течение семестра Презентация
Технологии осуществления учебно-воспитательного процесса ü Решение педагогических задач. ü Составление игры («Контакт с классом», «Ложь или правда», «Найди ошибки в воспитании», «Невербальное общение» и т.п.), тренинга («Конструируем КТД», «Словарь воспитателя» и др.). ü Подготовить презентации по теме. ü Подобрать материал о рейтинге, используя статьи журнала «Педагогические технологии» за последние десять лет. В течение семестра Конспект   Презентация конспект журнальной статьи по теме
Проектирование и решение педагогических задач ü Составьте перечень глаголов, описывающих цели репродуктивного, творческого, личностно ориентированного типов обучения. ü Посетите уроки в рамках НПП одного из опытных учителей и изучите его опыт с точки зрения его технологичности. В течение семестра Конспект   Анализ урока
Продуктивные, репродуктивные, эвристические и алгоритмические педагогические технологии ü Напишите реферат о сущности педагогической эвристики. ü Разработайте задания по своему предмету, используя технику «послушать-сговориться-обсудить!». ü Напишете эссе (очерк) об одной наиболее острой и актуальной проблеме, связанной с педагогическими технологиями. В течение семестра Реферат   Конспект Эссе
  ИТОГО      

Примерная тематика рефератов:

1. Сущность педагогической технологии.

2. Проблемы технологизации учебного процесса.

3. Научные основы конструирования педагогической технологии.

4. Классификация педагогических технологий (основные параметры).

5. Современные образовательные технологии.

6. Традиционные педагогические технологии.

7. Технологии развивающего обучения.

8. Технологии дидактического усовершенствования учебного процесса.

9. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.

10. Личностно ориентированные технологии.

11. Технология «педагогического сотрудничества».

12. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

13. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

14. Культуровоспитывающие технологии.

15. Педагогическая технология И.П. Волкова.

16. Педагогическая технология Т.И. Гончаровой.

17. Педагогическая технология С.Н. Лысенковой.

18. Педагогическая технология В.А. Караковского

19. Технология воспитания в семье Никитиных.

20. Педагогическая технология М.П.Щетинина.

21. Технология сотрудничества и сотворчества.

22. Метод проектов.

23. Виды воспитательных дел.

24. Технологии планирования. Виды планов.

25. Опыт использования телекоммуникаций в России и за рубежом.

26. Искусство и технология воспитания.

27. Технология индивидуализации обучения.

28. Технология укрупнения дидактических единиц.

29. Технология воспитания, основные разновидности.

30. Технологии лечебной педагогики. Опыт А.А. Дубровского.

31. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.

32. Частнопредметные педагогические технологии.

33. Технология педагогических мастерских.

34. Технология саморазвития.

35. Технология саморазвивающего обучения.

36. Игровые технологии.

37. Технология развивающих игр.

38. Дидактические принципы технологий развивающего обучения.

39. Технология проблемного обучения.

40. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

41. Новые информационные технологии.

42. Понятие «информация», «информационные среды», «база данных», «база знаний» и т.д.

43. Особенности применения НИТ в образовании.

44. Методологические основы использования компьютерных технологий.

45. Технология НИПТУРШ (новая информационная педагогическая технология управляемого развития школьника).

46. Основные элементы педагогической технологии.

47. Педагогическая технология и педагогическое мастерство.

48. Виды педагогических технологий.

49. Технологическая сущность современного традиционного обучения.

50. Альтернативные технологии.

51. Технология педагогического взаимодействия.

52. Технология организации воспитательных дел.

53. Коллективные творческие дела.

54. Технология педагогического проектирования.

55. Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).

56. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

57. Система и технология Е.Н. Ильина.

58. Технология интенсификации обучения.

59. Групповые технологии.

60. Новые информационные технологии обучения.

61. Технологии саморазвития.

62. Нетрадиционные технологии урока.

63. Школа Завтрашнего дня.

64. Технология деятельности.

65. Коллективный способ обучения (КСО).

66. Личностно ориентированное развивающее обучение.

67. Технология свободного труда.

68. Природосообразное воспитание грамотности (А.М. Кушнир).

69. Школа адаптирующей педагогики.

70. Технология диагностики воспитанности и обученности.

71. Технология педагогического требования.

72. Технология решения педагогических задач.

73. Технология разрешения педагогического конфликта.

74. Целеполагание и планирование педагогического процесса.

75. Технология конструирования и анализа урока.

76. Вальдорфская педагогика.

77. Педагогические программные средства.

78. Технология создания ситуации успеха и неуспеха.

79. Техника педагогического общения.

80. Обучение в сотрудничестве.

81. Метод проектов.

82. Цикловое планирование занятий.

83. Разноуровневое обучение.

84. Компьютерные телекоммуникации в системе образования.

85. Кодировка, её обеспечение.

86. Сеть Интернет.

87. Дидактические функции компьютерных коммуникаций.

88. Дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций.

89. Типология проектов, их структурирование.

90. Основные качества современных педагогических технологий.

91. Критерии оценки эффективности технологий.

92. Технология осуществления педагогического процесса.

93. Мастерство педагогического взаимодействия (вербальное и невербальное).

94. Анализ дидактических концепций.

95. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

96. Основы развивающего обучения.

97. Мастерство педагогов-новаторов в обучении.

98. Современные модели организации обучения.

99. Авторские школы.

100. Инновационные образовательные процессы.

101. Средства обучения. Компьютеры.

102. Реализация принципов обучения на уроках по предмету своей специальности.

103. Роль игры в обучении.

104. Интегрированный урок.

105. Воспитание в процессе обучения.

106. Индивидуализация и дифференциация в обучении.

107. Персонификация образования и личностно-ориентированное обучение.

108. Интеграция образования в современной школе.

109. Профильное обучение старшеклассников. Его дидактические основы.

110. Разработка и реализация образовательных проектов в условиях применения информационных технологий обучения.

111. Педагогические условия развития творческого начала личности в учебно-познавательной деятельности.

112. Дидактические основы применения компьютерной графики в формировании пространственного мышления школьников.

113. Межпредметное обучение в системе формирования целостной личности.

114. Информационно-поисковые технологии обучения и развитие информационных потребностей обучающихся.

115. Организация школьного кружка по интересам для разновозрастной группы обучающихся.

116. Проблемы оптимизации обучения в современной школе.

117. Образовательный процесс в сельской школе.

118. Стандартизация образования и критерии оценки его качества.

119. Средства и методы развития познавательного интереса у младших школьников.

120. Особенности работы с одаренными детьми на уроке.

121. Способности школьников и дидактические условия их развития.

122. Развитие умений и навыков самостоятельной работы во внеурочной деятельности.

123. Развитие мышления школьников в условиях применения проблемно-ориентирующей технологии обучения.

124. Успешность обучения школьников и способы ее оценивания.

125. Пути модернизации содержания общего среднего образования.

126. Учебный контроль в современной школе.

127. Внеконтекстные операции с базовыми понятиями как метод обучения.

128. Пути интеграции общего среднего образования.

129. Коммуникационные технологии обучения в школе.

130. Своя тема (по согласованию с преподавателем).


Наши рекомендации