Научные представления об организации свободного времени в условиях социальных трансформаций

Глава 1

Теоретико-методические основания современного культурно-досуговой деятельности в молодежной среде

Научные представления об организации свободного времени в условиях социальных трансформаций

Интерес к данной проблеме прослеживается в разных исследованиях. Вопросы развития теории и практики организации свободного времени стали объектом внимания многих отечественных исследователей, Ещё К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и В.Н.Терский в своих трудах подчеркивали важность организации свободного времени в жизни молодежи. В разные годы вопрос о целесообразности использования свободного времени в деле становления и развития личности рассматривали М.Г.Бушканец, Б.А.Грушин, Г.А.Евтеева, Г.Е.Зборовский, Г.П.Орлов, Г.А. Пруденский, Э.В.Соколов и другие.

А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, И.Е.Романова, Б.А.Титов, Б.А.Трегубов, отнесли досуг к той сфере деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивает реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности и, вследствие этого, имеет особую значимость для юношества.

Досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых.

Среди разнообразных социальных характеристик досуга для нас, пожалуй, наиболее важными представляются две:

– досуговая деятельность является, как правило, непроизводственной деятельностью;

– досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе.

Отечественная история изобилует примерами активной культурной деятельности россиян в досуговое время.

В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества. Личность, не включенная в профессиональную деятельность отрасли культуры, фактически не имеет другого, кроме досугового, времени для собственного культурного волеизъявления.

В последние десятилетия теория и практика досуга обогатилась исследованиями Л.А.Затуливетер, В.В.Кирсанова, Н.Ф.Максютина, В.Д.Поплавского, Л.К.Хабибуллиной, Е.Н.Фединой, Н.Н.Ярошенко, в которых акцентируется внимание на педагогическом потенциале досуга молодежи, выдвигается идея возрастания его роли в социализации подрастающих поколений в условиях нестабильности общественной жизни.

Что касается немецких источников, то они достаточно многочисленны и предлагают широкий обзор проблемы свободного времени. Особое внимание в настоящем исследовании было уделено изучению оригинальных трудов таких немецких исследователей, как Л.Вебер, Б.Мюллер, В.Нарштедт, Х.Опашовски, П.Плюсква, Х.Рюдигер, В.Хорнштайн, Б.Энг-хольм.

Проблему социальной трансформации можно рассматривать одним из аспектов проблемы развития общества, формирование в нем образов и смысла будущего. Действительно, сегодня категория «социальное развитие» включает в себя специфику социального воспроизводства, конструирование и проектирование, общение, формирование социальной нормативности, контекст социальных ожиданий, символизацию, организацию и ряд других сторон жизни общества. Среди этих компонентов социальная трансформация выступает как онтологическая характеристика развития общества, включающая в себя прежде всего сложные взаимоотношения его субъектной и объектной сфер.

Социальная трансформация в этом плане - как бы проект направленности развития общества. Она открывает то пространство различий, которые затем «заполняются» в процессе развития, обеспечивая связь единого и многого, традиций и новаций, человека и мира. Именно поэтому социальная трансформация создает сам «нерв» развития, его импульс, поскольку открывает ситуацию направленности, неустойчивости общества. Развитие идет поэтому не столько в направлении «прогресса» или поступательности, но как разработка средств и форм преодоления различий, «разновременности» существования субъекта и организационно-предметной среды. Эта разновременность постоянно снимается процессом практики, включающим связь поколений, распредмечивание и опредмечивание в деятельности. Но она снова создается благодаря тому, что субъект трансцендирует, выходит за рамки бытия объектно-предметной, организационной среды.

В этом отношении социальная трансформация - это необходимая «корректировка» взаимоотношений между человеком и общественной средой, ее инфраструктурой. Но многое зависит от того, происходит ли социальная трансформация чисто стихийно, либо она направляется в необходимое русло на базе учета социальных и личностных потребностей, тенденций самого общества. Современная неолиберальная «картина мира», в которой рынок представлен как основа регулирования всех общественных процессов, неадекватна реальности, поскольку, во-первых, сохраняет принцип неопределенности будущего как основу демократичности общества - открытость рыночной системы - это возможность конкуренции, стремления к улучшению качества продукции и др. Но в обществе гораздо больше структурных связей, которые задают направленность общественных изменений и тем самым обеспечивают лучшее управление ими, чем это предполагает рыночная идеология.

Во-вторых, неадекватность этого мировосприятия в том, что оно опирается лишь на действия индивидов. Но в современном обществе именно надличностная социальная среда, имеющая субъектный статус, выступает «агентом» и проводником наиболее важных общественных процессов. Индивиды сегодня слишком многое не улавливают, а потому их горизонт не выходит за рамки простого потребительства, а интересы направлены на сохранение устойчивости и предсказуемости среды.

Именно поэтому свободное время - самое уязвимое звено во всей системе воспитания. Но, очевидно, что злом является не время само по себе, а неумение его разумно, рационально использовать. В результате - неисчерпаемые потенциальные возможности для формирования личности, заложенные в его природе, остаются неиспользованными. И тогда дают о себе знать отрицательные факторы, ибо, как уже отмечалось, нет в воспитательном отношении времени нейтрального. А характер воздействия его на личность зависит, прежде всего, от того, чем оно заполнено или, наоборот, чем оно не заполнено. В свободное время можно и обогащаться, и растрачивать приобретенное.

Типы организации\использования свободного времени:

При всем многообразии личных интересов и общественных возможностей, определяющих формы организации свободного времени, оно может быть классифицировано по типам, на основании преобладания в нем конкретных социально значимых видов индивидуальной деятельности.

1. Творческий тип. Само название свидетельствует о том, что из всех видов деятельности, характерных для индивида, наибольшей значимостью и притягательностью для него обладают те, в рамках которых он реализует свои творческие замыслы. При этом совершенно не важно, каков конечный продукт этого творчества, духовный или материальный, находится ли он в сфере быта, техники или искусства. Творческая деятельность личности может быть направлена как на создание оригинального продукта, так и на осуществление репродуктивной деятельности, т.е. воспроизводящей нечто уже существующее, например, копирование понравившейся картины. Главным для данного типа реализации свободного времени является то, что индивид из всех доступных ему в свободный период видов деятельности выбирает такую, которая направлена на его самовыражение и самоутверждение в том или ином творческом акте.

2. Культурно-потребительский тип. Его примечательная особенность состоит в том, что индивид расходует свое свободное время на общение с духовными ценностями и повышает свою духовную культуру. Это посещение музеев, выставок, театров и кинотеатров, а также чтение художественной литературы и разнообразной продукции периодической печати, прослушивание радиопередач и аудиозаписей, просмотр телевизионных программ и видеозаписей. Учитывая то обстоятельство, что за последние годы наш отечественный печатный и музыкальный мир, равно как и фонд видеопродукции, пополнились далеко не лучшими образцами отечественной и особенно зарубежной культуры, надо отметить, что потребление такой «духовной» продукции культуры индивида не повышает.

3. Рекреативный тип. К нему относятся все виды отдыха и развлекательной деятельности, в частности, такие, как спорт, занятие рыбной ловлей, туризм, посещение ресторанов, кафе, танцевальных вечеров, устройство дружеских вечеринок, общение с родственниками и т.д.

Социологические исследования показывают, что типы проведения свободного времени определяются множеством социальных факторов. К числу наиболее значимых относятся возраст индивида, место его жительства, уровень образования и культуры, материальные доходы и др.

Установлено также, что чем выше социальный статус личности, тем, как правило, выше тип проведения свободного времени, и наоборот.

Будущее России в значительной мере зависит от уровня духовности современной молодёжи, от богатства её личностного потенциала и готовности включаться в решение социально-культурных проблем общества. Существенные социально-педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных и характерологических качеств молодёжи заложены в сфере свободного времени, которое в свою очередь является одним из доминирующих элементов молодёжной субкультуры. В процессе деятельности, осуществляемой в свободное время, в отношениях, которые складываются за рамками учебных занятий, формируются ведущие проявления личности воспитанника, ибо время, свободное от учебной, трудовой деятельности, далеко не свободно и не может быть свободно от воспитательного воздействия на личность. Внутренние резервы совершенствования личности заложены в активности учащегося, которая в значительной степени проявляется в свободное время - в процессе выбора форм и способов его проведения, видов деятельности в сфере свободного времени, в ходе их осуществления. Характеризуя воспитательные возможности свободного времени, следует иметь в виду не само по себе время как единицу измерения бытия, а то содержание, которое наполняет его и потому определяет его воспитательную эффективность. В широком смысле свободное время понимается как постоянно изменяющееся, растяжимое, социальное пространство, которым располагает промышленное общество. Немецкие учёные выделяют 3 фазы развития содержания свободного времени:

• послевоенное время, свободное время понимается как остаток времени, не заполненный учёбой, работой или приработком, оно используется для восстановления физических и духовных сил.

• 60-70-е годы, преобладает ориентация на потребителя. Свободное время преимущественно используется для траты денег. Финансовая обеспеченность выступает как средство самоутверждения в свободное время.

• 80-е годы, свободное время рассматривается как время для совместного развития, новых впечатлений, его нужно проводить осмысленно и продуктивно.

В процессе деятельности, наполняющей свободное время, под воздействием ее структуры, содержания, организации, складывающихся здесь отношений формируется богатый комплекс нравственных черт личности, характеризующий ее различные стороны.

В последнее время появляется тенденция повышения интереса ученых и практиков к исследованию воспитательного потенциала досуга. Это объясняется, по всей видимости, многими причинами, порождаемыми современными процессами, но в основном есть и постоянные, глубинные, соответствующие самой природе человека. Как отдельному человеку, так и целому социальному слою свойственны виды деятельности, реализация которых возможна лишь в сфере досуга. Таковы, в частности, потребности в индивидуальной и коллективной творческой деятельности, в знакомстве с произведениями искусства, посещении культурно-досуговых программ, чтении художественной литературы, просмотре телевизионных передач и др.

В любом развитом обществе формируется и действует целая система организаций и предприятий, главной функцией которых является организация культурного времяпрепровождения граждан. Сеть специализированных центров охватывает, как правило, учреждения профессионального искусства, туристско-экскурсионные предприятия, историко-культурные комплексы, развлекательно-игровые заведения, библиотечные, парковые, клубные учреждения. Каждое из культурно-досуговых предприятий выполняет свойственные только ему функции, специализируется на каких-либо видах деятельности, формах и методах работы, имеет свою производственную специфику. Следовательно, творческо-производственная и организационно-методическая деятельность сетевых единиц досуговой сферы становится предметом анализа научных дисциплин, связанных с маркетингом, менеджментом, рекламой.

Процессы, происходящие в современный период, вызвали к жизни иные научные подходы, согласно которым вырабатывается новая плюралистическая модель непрофессиональной досуговой деятельности. Главной ценностью сегодня выступает деятельность, которая соответствует общечеловеческим нормам морали, высоким образцам художественного вкуса, задачам творческого роста личности.

Ценностные ориентации свободного времени базируются на фундаментальном праве человека распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность, исходя из личностных потребностей и интересов.

Основное морализирующее, регламентирующее и воспитывающее учением, определяющее содержание свободного времени в Германии обозначается термином «педагогика свободного времени».

Впервые понятие «педагогика свободного времени» было использовано немецким педагогом Фритцом Клаттом в сборнике «Организация свободного времени. Основы и опыт в воспитании трудящихся» в 20-х годах. Однако наиболее интенсивное развитие данной науки в Германии приходится на 2-ую половину XX века, выделяют следующие периоды в развитии педагогики свободного времени:

- 20-е годы, педагогика свободного времени понимается как область педагогики, исследующая вопросы воспитания детей и молодёжи в свободное время. Она ассоциировалась также с образованием взрослых, с социальной, спортивной, культурной деятельностью.

- 70-е годы, для этой поры характерно комплексное исследование свободного времени. В этот период свободному времени как социальному феномену было дано научное обоснование с точки зрения психологии, социологии, экономики, педагогики. Педагогика свободного времени рассматривается как междисциплинарная и практическая наука.

- 80-е годы, в докладах и многочисленных публикациях данного времени речь, прежде всего, шла о самостоятельности этой молодой области исследования. В результате была достигнута цель: педагогика свободного времени признавалась самостоятельной дисциплиной, но не удались намерения приписать педагогике свободного времени собственную область исследования и профессиональной подготовки.

- 90-е годы, доминируют междисциплинарные исследования, термин «педагогика свободного времени» заменяется термином «педагогические исследования свободного времени», которые направлены на исследование значения свободного времени для педагогической деятельности в таких областях, как школьная педагогика, работа с молодёжью, внешкольная культурная и образовательная деятельность, спортивное воспитание в свободное время, анимация, лечебная педагогика и консультации по пропаганде здорового образа жизни в свободное время, социальная и общественная работа, педагогика туризма и путешествий.

Признавая влияние значительных изменений в обществе на качество и содержание свободного времени, уместно рассмотреть и роль научно-технического прогресса в досуговой жизни людей.

Социологические наблюдения показывают, что развитие науки и техники в XX столетии решительным образом изменили содержание и качество свободного времени. Причем это изменение не может быть оценено однозначным образом.

Так, возросший уровень технической оснащенности производства активно способствовал высвобождению человека из непосредственного процесса труда, превращая человека во многих отраслях производства в квалифицированного «наблюдателя» за ходом производственного процесса вместо непосредственного исполнителя. Совершенно ясно, что это прямо способствовало увеличению свободного времени работников без отрицательных последствий для уровня их материальной жизни.

Наряду с этим развитие науки и техники приводило к возрастанию технической оснащенности быта, что также способствовало росту свободного времени. Однако его содержание не всегда становилось положительно насыщенным. Данные 2000 г. показывали, что «современная интеллигенция начала утрачивать привычку к активному творческому досугу или даже утратила ее». Вместо активных форм отдыха и интеллектуальных занятий в свободное время господствующее место занял просмотр телепередач и фильмов по видео, составлявший от 13 до 14 часов в неделю.

Одним словом, при возрастании технических возможностей, способных расширить культурные горизонты в использовании свободного времени и способствовать духовному развитию личности, происходит вялое потребление низкосортной видеопродукции типа (боевиков, триллеров, эротики и пр.), разрушающим образом действующей на духовную культуру индивида.

Такое положение дел в сфере свободного времени остро ставит вопрос о необходимости его регулирования и должного наполнения соответствующим этическими, эстетическими и общекулыурными ценностями.

Разумеется, это не может быть сделано диктаторскими средствами, но закон, защищающий целостность и духовное здоровье общества и индивида, должен быть на высоте.

Повышению качественного состояния свободного времени в огромной степени будет способствовать рост материального состояния трудящегося населения нашей страны, развитие и организация социальной инфраструктуры, воспитание активного ценностного отношения людей к образцам высокой духовной культуры, ее всестороннее усвоение

Таким образом, можно заключить, что свободное время, его объем и качество его заполнения являются чутким индикатором материального и духовного уровня общественной и личной жизни. Резкое сокращение или увеличение его объема для многих социальных групп свидетельствует о столь же резких изменениях в обществе.

Наши рекомендации