Вопрос № 6: Валеология. Здоровье. Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Принципы оздоровительной направленности
В I семестре 2015/2016 учебного года
1) Классификация видов спорта.
2) Стороны подготовки спортсмена.
3) Планирование спортивной подготовки.
4) Формы организации физического воспитания студентов.
5) Основные понятия системы физической культуры и спорта (физическое воспитание, физическая культура, спорт, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, здоровый образ жизни - ЗОЖ).
6) Валеология. Здоровье. Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Принципы оздоровительной направленности.
7) Характеристика физического качества – силы. Определение, основные средства и методы развития силовых способностей.
8) Характеристика физического качества – скорости. Определение, основные средства и методы развития скоростных способностей.
9) Характеристика физического качества – выносливости. Определение, основные средства и методы развития выносливости.
10) Спорт. Определение, цель, функции, система подготовки спортсмена.
Ответы:
Вопрос № 1: Классификация видов спорта.
1) Виды спорта, с высокоактивной двигательной деятельности. В зависимости от характера соревновательной деятельности виды спорта делятся на 4 группы:
1-я группа – циклические виды спорта.
2-я группа – скоростно-силовые виды спорта.
3-я группа – спортивные игры и единоборства.
4-я группа – сложно-координационные виды спорта.
2) Технические виды спорта, операционная основа которых составляет умение спортсмена по управлению внешними «самодвижущимися» средствами передвижения.
3) Технико-конструкторские виды спорта.
4) Стрелковые виды спорта, двигательная активность которых лимитирована условиями поражения цели.
5) Абстрактно-игровые виды спорта.
Вопрос № 2: Стороны подготовки спортсмена.
1) Формирование личностных качеств и специальной психической готовности:
- Формирование и поддержка стремления к созидательному труду, желания внести свой вклад в развитие спорта.
- Воспитание способности преодолевать специфические трудности.
2) Физическая подготовка - целенаправленный процесс воспитания физических способностей или качеств (ОФП,СФП).
3) Техническая подготовка.
4) Тактическая подготовка.
5) Теоретическая подготовка.
Вопрос № 3: Планирование спортивной подготовки.
При построении тренировочного процесса используются различные варианты планирования: большие циклы (многолетние, годичные), средние циклы (сезонные, месячные, соревновательные), малые циклы (недельные).
Многолетний план создает общую картину, определяет главную цель, задачи и основные средства тренировки. Годичный план – тренировочный цикл строится с учетом спортивного календаря. Каждый цикл подготовки делится на подготовительный период (создание базы для приобретения спортивной формы), соревновательный период (сохранение и улучшение спортивной формы, достижение максимальных результатов) и переходный период (активный отдых при сохранении определенного уровня тренированности).
Содержание тренировочных циклов года концентрируется в годовом плане, на основе помесячного планирования. Недельный цикл детализирует месячный план.
Учебно-тренировочное занятие состоит из трех частей: 1) подготовительная 2) основная 3) заключительная
Вопрос № 4. Формы организации физического воспитания студентов.
Физическое воспитание студентов в режиме учебной работыосуществляется в следующих формах:
1) Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч в неделю).
2) Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям.
Физическое воспитание студентов во внеучебное времяосуществляется в следующих формах:
1) Физические упражнения в режиме учебного дня – утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия.
2) Организованные занятия в спортивных секциях.
3) Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию) б) по заданию преподавателя.
4) Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярный период.
5) Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимне-летних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эффект.
Вопрос № 5: Основные понятия системы физической культуры и спорта (физическое воспитание, физическая культура, спорт, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, здоровый образ жизни - ЗОЖ).
Физическое воспитание– часть общего воспитания человека, педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически развитого, социально активного и морально стойкого молодого поколения. В процессе физического воспитания осуществляется физическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование двигательных навыков и умений, а также специальных знаний.
Физическая культура– часть общей культуры общества и личности, направленная на всестороннее, гармоничное развитие личности, его физических, психологических и духовных качеств.
Спорт– форма физического совершенствования человека, соревновательная деятельность, направленная на достижение высшего результата в избранном виде спорта.
Физическое развитие– процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Физическая подготовка– процесс физического воспитания, направленный на развитие физических способностей человека, основных его качеств – силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости.
Физическая подготовленность– уровень развития физических способностей человека.
Физическое совершенство– исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)– рациональный образ жизни, активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Вопрос № 6: Валеология. Здоровье. Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Принципы оздоровительной направленности.
Валеология -от лат. valeo или valere быть здоровым и logos учение, область науки занимающаяся проблемами физического и ментального здоровья человека.
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия ( определение Всемирной организации здравоохранения).
Компоненты здорового образа жизни – двигательная активность и укрепление здоровья;
- закаливание организма;
- сбалансированное питание;
- режим дня и динамический стереотип;
- профилактика вредных привычек.
Принципы оздоровительной направленности: 1) Совершенствование функциональных возможностей организма;
2) Повышение работоспособности организма;
3) Адаптация организма человека к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды;
4) Компенсация дефицита двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.
5) Применение средств и методов, оздоровительная ценность которых научно доказана; планирование и учет занимающихся; единство ВПК (врачебно-педагогического контроля и самоконтроля).