Вопрос № 6: Валеология. Здоровье. Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Принципы оздоровительной направленности

В I семестре 2015/2016 учебного года

1) Классификация видов спорта.

2) Стороны подготовки спортсмена.

3) Планирование спортивной подготовки.

4) Формы организации физического воспитания студентов.

5) Основные понятия системы физической культуры и спорта (физическое воспитание, физическая культура, спорт, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, здоровый образ жизни - ЗОЖ).

6) Валеология. Здоровье. Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Принципы оздоровительной направленности.

7) Характеристика физического качества – силы. Определение, основные средства и методы развития силовых способностей.

8) Характеристика физического качества – скорости. Определение, основные средства и методы развития скоростных способностей.

9) Характеристика физического качества – выносливости. Определение, основные средства и методы развития выносливости.

10) Спорт. Определение, цель, функции, система подготовки спортсмена.

Ответы:

Вопрос № 1: Классификация видов спорта.

1) Виды спорта, с высокоактивной двигательной деятельности. В зависимости от характера соревновательной деятельности виды спорта делятся на 4 группы:

1-я группа – циклические виды спорта.

2-я группа – скоростно-силовые виды спорта.

3-я группа – спортивные игры и единоборства.

4-я группа – сложно-координационные виды спорта.

2) Технические виды спорта, операционная основа которых составляет умение спортсмена по управлению внешними «самодвижущимися» средствами передвижения.

3) Технико-конструкторские виды спорта.

4) Стрелковые виды спорта, двигательная активность которых лимитирована условиями поражения цели.

5) Абстрактно-игровые виды спорта.

Вопрос № 2: Стороны подготовки спортсмена.

1) Формирование личностных качеств и специальной психической готовности:

- Формирование и поддержка стремления к созидательному труду, желания внести свой вклад в развитие спорта.

- Воспитание способности преодолевать специфические трудности.

2) Физическая подготовка - целенаправленный процесс воспитания физических способностей или качеств (ОФП,СФП).

3) Техническая подготовка.

4) Тактическая подготовка.

5) Теоретическая подготовка.

Вопрос № 3: Планирование спортивной подготовки.

При построении тренировочного процесса используются различные варианты планирования: большие циклы (многолетние, годичные), средние циклы (сезонные, месячные, соревновательные), малые циклы (недельные).

Многолетний план создает общую картину, определяет главную цель, задачи и основные средства тренировки. Годичный план – тренировочный цикл строится с учетом спортивного календаря. Каждый цикл подготовки делится на подготовительный период (создание базы для приобретения спортивной формы), соревновательный период (сохранение и улучшение спортивной формы, достижение максимальных результатов) и переходный период (активный отдых при сохранении определенного уровня тренированности).

Содержание тренировочных циклов года концентрируется в годовом плане, на основе помесячного планирования. Недельный цикл детализирует месячный план.

Учебно-тренировочное занятие состоит из трех частей: 1) подготовительная 2) основная 3) заключительная

Вопрос № 4. Формы организации физического воспитания студентов.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работыосуществляется в следующих формах:

1) Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч в неделю).

2) Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям.

Физическое воспитание студентов во внеучебное времяосуществляется в следующих формах:

1) Физические упражнения в режиме учебного дня – утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия.

2) Организованные занятия в спортивных секциях.

3) Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию) б) по заданию преподавателя.

4) Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярный период.

5) Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимне-летних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эффект.

Вопрос № 5: Основные понятия системы физической культуры и спорта (физическое воспитание, физическая культура, спорт, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, здоровый образ жизни - ЗОЖ).

Физическое воспитание– часть общего воспитания человека, педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически развитого, социально активного и морально стойкого молодого поколения. В процессе физического воспитания осуществляется физическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование двигательных навыков и умений, а также специальных знаний.

Физическая культура– часть общей культуры общества и личности, направленная на всестороннее, гармоничное развитие личности, его физических, психологических и духовных качеств.

Спорт– форма физического совершенствования человека, соревновательная деятельность, направленная на достижение высшего результата в избранном виде спорта.

Физическое развитие– процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Физическая подготовка– процесс физического воспитания, направленный на развитие физических способностей человека, основных его качеств – силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости.

Физическая подготовленность– уровень развития физических способностей человека.

Физическое совершенство– исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)– рациональный образ жизни, активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Вопрос № 6: Валеология. Здоровье. Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Принципы оздоровительной направленности.

Валеология -от лат. valeo или valere быть здоровым и logos учение, область науки занимающаяся проблемами физического и ментального здоровья человека.

Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия ( определение Всемирной организации здравоохранения).

Компоненты здорового образа жизни – двигательная активность и укрепление здоровья;

- закаливание организма;

- сбалансированное питание;

- режим дня и динамический стереотип;

- профилактика вредных привычек.

Принципы оздоровительной направленности: 1) Совершенствование функциональных возможностей организма;

2) Повышение работоспособности организма;

3) Адаптация организма человека к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды;

4) Компенсация дефицита двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

5) Применение средств и методов, оздоровительная ценность которых научно доказана; планирование и учет занимающихся; единство ВПК (врачебно-педагогического контроля и самоконтроля).

Наши рекомендации