Внешняя дифференциация на макроуровне

- Дифференциация содержания обучения

Существование различных стандартов образования.

Разработка специальных учебных программ и обучение на их основе.

Создание специальных учебников и дидактических материалов.

Отличие программ коррекционно- педагогической помощи.

Наличие в структуре системы обучения слабослышащих детей двух отделений.

-Дифференциация организации обучения

Различие в темпах и сроках обучения, главным образом на начальной ступени.

Отличие в сочетании методов первоначального обучения: возможность более широкого использования словесных методов в обучении слабослышащих детей, доминирование наглядных и практических методов в обучения глухих детей.

Внешняя дифференциация на мезоуровне осуществляется в форме организации групп учащихся в специальных образовательных учреждениях, предусматривающей создание для каждой группы условий, учитывающих разные предпосылки успешности обучения (условия семейного воспитания, индивидуальные особенности личности, наличие сочетанного дефекта). При этом образовательный процесс строится на теоретическом обосновании и практических разработках, предусматривающих специфику обучения детей, входящих в состав сформированных групп, в том числе и тех, у кого имеются другие первичные дефекты (умственная отсталость, задержка психического развития, детский церебральный паралич, нарушения поведения).

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детям с нарушенным слухом предоставляется возможность получения одного из доступных для них вариантов обучения — базового (цензового), коррекционно-развивающего, компенсаторно-адаптационного. При этом в базовом (цензовом) уровне указываются параметры образования, к которым могут приблизиться в процессе обучения дети со слуховыми дефектами разных групп. Составленные для каждого варианта специальные образовательные программы (с учетом сроков и темпов обучения) имеют различия в образовательных и коррекционно-развивающих задачах, в содержании обучения, перечне коррекционных курсов, в совокупности используемых методов, организационных форм, технических и коррекционных средств.

Внутренняя дифференциация позволяет учитывать индивидуально-типологические различия между лицами с нарушениями слуха, нуждающимися в особом подходе, в условиях постоянного состава групп обучаемых, работающих вместе. Организуемую при этом познавательную деятельность отличают вариативность учебных задач, объем содержания, степень сложности заданий, использование разных методов, приемов, организационных форм обучения и различных видов помощи.

Критерием эффективности служат: темп продвижения обучаемых в овладении знаниями, показатели развития их познавательной активности, самостоятельности и интеллектуальных способностей.

Интегрированное обучение предполагает включение людей, имеющих нарушения слуха, в совместный с нормально развивающимися сверстниками образовательный процесс при обязательном условии создания необходимой образовательной среды. Оно может осуществляться на разных ступенях образования — дошкольном, школьном, профессиональном.

Многоступенчатая модель интегрированного образования лиц с нарушенным слухом строится на основе федеральных законодательных актов — законов «Об образовании» (1992), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и др. Однако к настоящему времени еще недостаточно разработана система правовых, экономических мер, поддерживающих интегрированное обучение.

Отечественная концепция интегрированного обучения (Н. Н. Малофеев, 1996, 1997; Н.Н. Малофеев, Е.Л.Гончарова, 1999) предполагает обязательную раннюю комплексную помощь каждому ребенку, имеющему нарушения слуха, и обоснованный отбор детей для интегрированного обучения. Внедрение этой модели в практику обучения обеспечивает людям со слуховыми дефектами равные со слышащими права в получении образования и является важным условием их социальной адаптации. Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом вместе со слышащими детьми имеет очевидные преимущества: такой ребенок постоянно находится среди слышащих сверстников, его мышление и поведение формируются в речевой среде, он не отрывается от семьи и привычных бытовых условий. Вместе с тем такая модель обучения обязательно должна предусматривать сохранение физического и психического здоровья ребенка.

В ходе научно-практических поисков (Т. В. Пелымская, Н. Д. Шмат- ко, 1996; Э.И.Леонгард, 1998; и др.), связанных с проблемами интегрированного обучения и воспитания детей, имеющих нарушения слуха, были выявлены условия, необходимые для успешного их обучения в общеобразовательной среде: раннее определение нарушения слуха и оказание медико-психолого-педагогической помощи таким детям, отбор, обоснованно рекомендующий интегрированное обучение, наличие специальных образовательных условий в учебном заведении, готовность родителей к оказанию помощи своему ребенку и т.д.

Условия, необходимые для успешного интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, обеспечивают государственные, муниципальные и негосударственные органы, родители, педагогический, медицинский и другой персонал, участвующий в образовательном процессе.

Наши рекомендации