Система образования РФ. Управление системой образования

Система образования – это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в нашей стране, является закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 году с последующими изменениями.

Развитие системы образования отражает социально-экономические задачи развития общества, характеризуется рядом национальных черт, политическим строем, и носит всегда конкретно-исторический характер.

Новая ситуация в России приводит к новым требованиям к личности будущего члена общества, его общеобразовательной и профессиональной подготовке. В этом проявляется роль и место системы образования в жизни конкретного человека, семьи, общества. И потому эта система не может развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях.

Законом РФ «Об образовании» определены следующие виды образовательных учреждений:

· Дошкольное образовательное учреждение: ясли, детский сад;

· Общеобразовательное учреждение ( начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии;.

· Учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, академии, университеты) и послевузовского профессионального

· (аспирантура, докторантура) образования;

· Специальные (коррекционные) учреждения для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и др.;

· Учреждения дополнительного образования детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы;

· Учреждения дополнительного образования для взрослых;

· Учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

· Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и т.д.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Граждане могут использовать различные формы получения образования: очную, очно-заочную (вечерню), заочную, в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Школа – это учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения, воспитания и развития подрастающих поколений. В школе учащиеся получают общее образование – образование, которое дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности, позволяет понять основные закономерности процессов в окружающем человека мире, приобрести необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Реализует общеобразовательную программу начального общего образования (1-4 классы); основного общего (5-9 классы); среднего (полного) общего образования (10-11классы). В рамках этой структуры обязательным является девятилетнее образование, а старшие классы являются профильными.

Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего общего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам технического и научно-естественного профиля. Может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Документом, регламентирующим работу средних образовательных учреждений, является базисный план, который определяет максимальный объем нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отводимое на изучение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план включает не предметы, а образовательные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть представлена следующими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «искусство», «Физическая культура», «Технология». Инвариантная часть обеспечивает федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Учебные часы этой части используются, как правило, на углубленное изучение предметов, проведение факультативов, индивидуальных и групповых занятий.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.

Начальное профессиональное образование (НПО), осуществляющееся профессиональными училищами и лицеями, имеет целью подготовку работников квалифицированного труда на базе основного общего образования. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Среднее профессиональное образование (СПО) в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. СПО обеспечивает доступ к заведениям высшего образования. В настоящее время принимаются меры по обеспечению опережающего развития НПО и СПО, поскольку возрастает потребность экономики в работниках начального и среднего звена.

Подготовку специалистов по программам СПО ведут средние специальные учебные заведения - техникумы и колледжи. Техникум (училище) реализует основные программы СПО базового уровня. Колледж реализует основные программы базового и повышенного уровня.

Высшее профессиональное образование (ВПО) может быть получено в высших учебных заведениях: университетах, академиях, институтах, которые в совокупности составляют систему высшего образования.

Университетобеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук и направлений подготовки. Университет реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру специальностей с обязательным преподаванием гуманитарных и естественно-научных дисциплин; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования; является научным и методическим центром.

Академия – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по отдельным специальностям и направлениям, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет научные исследования преимущественно в одной из областей науки.

Институт может не являться ведущим научным и методическим центром. Институты могут быть не только самостоятельными учреждениями, но и входить в состав других вузов. Институт реализует, главным образом, программы высшего профессионального образования.

В Российской Федерации установлены следующие ступени ВПО с присвоением квалификации (степени): 1) «бакалавр» - срок обучения 4 года; 2) «специалист» - срок обучения не менее 5 лет; 3) «магистр» – срок обучения не менее 6 лет.

Однако для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, возможны и более короткие сроки освоения программ ВПО. Сокращение сроков осуществляется на основе имеющихся знаний, навыков, умений студента, полученных на предшествующем этапе обучения. Возможно также получение высшего образования в форме экстерната, но не по всем специальностям. Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования и науки РФ.

Послевузовское профессиональное образование в Росси может быть получено в ординатуре, аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре, функционирующих в образовательных учреждениях ВПО и научных учреждениях, Повышение квалификации возможно и в рамках учреждений различных видов высшего дополнительного образования.

Система образования включает в себя следующее: министерство образования и науки РФ, краевые и областные управления образованием (министерства, комитеты, департаменты), городские органы управления, районные отделы образования, образовательные учреждения различных типов и видов.

Министерство образования и науки РФ определяет политику в области образования, стратегию достижения целей политики, создает нормативную и законодательную базу, обеспечивающую реализацию этой политики в области образования.

В структуре данного министерства выделено два федеральных агентства: по науке и инновациям, по образованию, а также две федеральные службы: по надзору в сфере образования и науки, по интеллектуальной собственности по патентам и товарным знакам.

Федеральное агентство по образованию наделено Правительством РФ функциями финансировать подведомственные образовательные учреждения, управлять федеральной собственностью, на которой осуществляется предоставление государственных образовательных услуг подведомственными образовательными учреждениями. Департаменты министерства образования являются главными исполнителями стратегических планов в сфере образования.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику в области образования.

Образовательные учреждения непосредственно осуществляют образовательный процесс и могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. Действие законодательства РФ распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Лицензия – это документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ для осуществления определенной деятельности по оказанию услуг.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также право на включение образовательного учреждения в схему государственного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации. Аккредитация образовательных учреждений в РФ– процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения.

Аттестация образовательных учреждений в РФ – основная форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Аттестация устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех образовательных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Для аттестации создается комиссия, заключение которой является основанием для получения государственной аккредитации или ее лишения.

Местные (муниципальные) органы образования не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образования. В их компетенции находятся: осуществление федеральной политики в области образования, контроль за реализацией права граждан на получение обязательного основного общего образования, разработка и реализация региональных образовательных программ, финансирование местных органов управления образованием и образовательных учреждений и др.

Образовательное учреждение является самостоятельным в осуществлении образовательного процесса в подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением и уставом образовательного учреждения. Непосредственное управление государственным или муниципальным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель, соответствующего образовательного учреждения.

Вопросы и задания для самопроверки

Ответьте на вопросы письменно:

1. Что входит в понятие «содержание обучения»?

2. Что является основным критерием отбора учебного материала?

3. Какова специфика и роль гуманитарного и естественнонаучного компонентов

образования?

4. На основе каких документов организуется учебный процесс?

5. Какова роль государственных образовательных стандартов?

6. Какие ведущие парадигмы образования представлены в отечественной

педагогике? Охарактеризуйте каждую из них.

7. Что изучает дидактика?

8. Что является движущей силой обучения?

9.Какое обучение и почему называют развивающим?

10. Что отличает современную дидактическую концепцию от предшествующих, ориентированных на глубокое овладение знаниями, умениями, навыками?

11. Какие виды образовательных учреждений определены Законом РФ «Об образовании»?

12. Какие образовательные программы реализует школа?

13. Какие образовательные программы относятся к профессиональным?

14. Какова структура Министерства образования и науки РФ?

15. Что относится к компетенции образовательного учреждения?

Выполните следующие задания письменно:

I. Верно или неверно?

1.Предметная организация содержания систематическое изучение основ научных формированию целостной картины мира.

2.Современная концепция образования основывается на приоритете гуманитарного образования.

3.Дидактика является самостоятельной наукой, развивающейся в тесной взаимосвязи с педагогикой, как, например, философия, социология, этика, психология и другие науки.

4.Принцип наглядности регулирует восхождение познания от чувственно-наглядного к абстрактно-логическому.

5.Личностно-ориентированное обучение исходит из того, что эффективность обучения определяется качеством знаний.

Наши рекомендации