ПЕДАГОГИКИ (хрестоматийные тексты работ разных авторов)
Селиверстов В.И.
С29 История логопедии. Медико-педагогические
основы: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект, 2003.— 384 с.— {«.Gaudeamus»).
ISBN 5-8291-0390-7
В предлагаемом хрестоматийно-учебном пособии впервые в ретроспективе систематизируются сведения об истоках, зарождении и развитии медико-педагогических основ современной логопедии как отрасли специальной (коррекционной) педагогики.
Пособие адресовано студентам дефектологического профиля высших и средних специальных учебных заведений. Оно будет интересным самому широкому кругу специалистов и читателей, интересующихся проблемами детского языка и речи.
УДК 376 ББК 74.3
© Селиверстов В.И., 2003 © Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2004
ISBN 5-8291-0390-7 © мосу, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………………. 3
Раздел I
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ В РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВАХ И ПРИЕМАХ
ИХ ВРЕВДОЛЕНИЯ (медицинские истоки)
Глава 1
ДРЕВНИЙ ВОСТОК.......................................... ………………………………………..11
Египет....................................................... ………………………………………..12
Индия....................................................... ……………………………………….14
Китай........................................................ ………………………………………. 15
Религиозные мифы и сказания................ ………………………………………..16
Заключение.............................................. ………………………………………..19
Глава 2
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ................. ………………………………………..22
Демокрит............................................... :... ………………………………………22
Платон...................................................... ………………………………………..23
Геродот.................................................... ………………………………………..26
Гиппократ................................................ ………………………………………..26
Аристотель............................................... ………………………………………..31
Плутарх.................................................... ………………………………………..33
Демосфен.................................................. ………………………………………..34
Авл Корнелий Цельс............................... ………………………………………..37
Клавдий Гален......................................... ………………………………………..38
Марк Фабий Квинтилиан........................ ………………………………………..40
Заключение.............................................. ………………………………………..43
Глава 3
БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК. V—XIII вв. (Византия, Арабские халифаты, Средняя Азия)……………………………………….........................................................47
Авиценна.................................................. ………………………………………..49
Глава 4
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. V—XVI вв............. …………………………………...53
Франсуа Рабле................................................ …………………………………...57
Глава 5
РУСЬ. IX-XVI вв........................................... ……………………………………62
Обозначение дефектов речи........................... …………………………………...63
Пословицы и поговорки о речи..................... …………………………………...65
Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения …………………………………………………………………………..69
Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств... ...72
Социальное положение «убогих» на Руси………………………………………...75
Заключение..................................................... ……………………………….......77
Глава 6
ДРЕВНЕЙШИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПИСАТЕЛИ О БОЛЕЗНЯХ РЕЧИ
(ПО И.А. Сикорскому)................................. …………………………………...79
Раздел 2
НАКОПЛЕНИЕ ЛИНГООПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (педагогические истоки)
Глава 7
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. XVII - середина XIX вв…………………………….. 87
Ян Амос Коменский....................................... …………………………………...88
Жан Жак Руссо............................................... …………………………………...96
Иоганн Генрих Песталоцци........................... ………………………………….102
Глава 8
РОССИЯ. XVIII - середина XIX вв................................. …………………………………………………..113
Михаил Васильевич Ломоносов................... …………………………………...117
Александр Николаевич Радищев................. …………………………………...123
Владимир Федорович Одоевский................ …………………………………...129
Константин Дмитриевич Ушинский............. …………………………………...135
Глава 9
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
В ТРУДАХ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЗАРУБЕЖНОЙ
И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ... …………………………………...154
Раздел 3
МЕДИКО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ КАК ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ (хрестоматийные тексты работ разных авторов)
Профиль подготовки специалиста-логопеда. ФА. Pay (1950) ...........................185
Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов-дефектологов. Д.И. Азбукин (1950) ........................................................................191
Нарушения развития речевой деятельности у детей. Р.Е. Левина (1959)………199
О совместной работе врача и логопеда при лечении речевых расстройств.
НА. Власова (1959)………………………………………………………………...207
Организация массовой логопедической помощи населению в СССР. М.Е. Хватцев(1959)……………………………………………………………………...215
Опыт организации логопедической помощи населению в Кировской области. В.И. Селиверстов (1967)…………………………………………………………..219
Логопедия и смежные науки (Роль научного естествознания и медицины в теории и практике логопедии). С.С. Ляпидевский (1967)………………………….242
Предмет логопедии. Р.Е. Левина (1968) ………………………………………..265
Комплекс медико-педагогической работы с детьми-логопатами. В.И. Селиверстов, А.С. Марголис(1969)…………………………………………….291
Формирование научной школы кафедры логопедии МГПИ им. В.И. Ленина (к 35-летию образования вузовского отделения логопедии). В.И. Селиверстов, Б.М. Гриншпун, СИ. Шаховская (1981)…………………………………………..316
Кафедра логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего. Л.С. Волкова (1990)…………………………………………………...333
Организация логотерапевтической помощи. В.М. Шкловский (1994)…………339
Логика формирования современного понятийно-терминологического аппарата логопедии. В.И. Селиверстов (1997)……………………………………………..346
Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. Л.С. Мотылева (2000)………………………………………………………………………………..371
Задания для самостоятельной работы студентов по разделу...374
Литература: Учебники, учебные пособия, монографии………………………...377
Предисловие
Логопедия как отрасль научных знаний (в широком понимании — о человеке с нарушенной речью и его социальной реабилитации и адаптации путем специальных коррекционных психолого-педагогических условий, средств и приемов; в более узком понимании — о нарушениях речи и методах их преодоления) возникла на стыке разных наук: лингвистических, медико-биологических, социально-психологических, педагогических. В учебные планы вузовской профессиональной подготовки логопедов включены циклы соответствующих учебных дисциплин.
Основополагающее и многофункциональное значение языка и речи в социальном развитии человека, сложность собственно самой речевой деятельности, связанной с физиологическими механизмами, с психологическими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социального поведения,— все это объясняет и подтверждает правомерность выделения логопедии в отдельную отрасль научных знаний.
Принцип историзма — важнейший принцип развития любой науки. Исторический (ретроспективный) подход к изучению опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их зарождения, накопления, развития и изменения. В этом отношении направленное, с позиций современной логопедии, изучение литературного наследия предшествующих поколений помогает обнаружить исторически сложившиеся основы логопедии.
В предлагаемом учебном пособии нами впервые в ретроспективе систематизируются сведения об истоках, зарождении и развитии медико-педагогических основ современной логопедии как отрасли специальной (коррекционной) педагогики.
По содержанию и хронологии собранный материал располагается в трех основных разделах.
Первый раздел содержит первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. Он охватывает страны Древнего Востока, Ближнего и Среднего Востока, Древней Руси (до XVI в.).
Самые первые представления о речевых расстройствах и приемах их преодоления прежде всего были связаны с естественными условиями жизни древнего человека, с его первичными инстинктами сохранения жизни и физического здоровья, с его мистическим и религиозным воображением, с его верой в сверхъестественные силы и чудеса. Это нашло отражение в религиозных мифах и суевериях, в разного рода молитвах, заклинаниях, обрядовых ритуалах, заговорах и т. д.
Дальнейшее накопление и систематика научных знаний в Древнем мире вели к тому, что расстройства речи преимущественно рассматривались в ряду с разными повреждениями физического здоровья и болезнями, поражающими человека (медицинские истоки).
В медицинских трудах Гиппократа, Аристотеля, Цельса, Галена (позднее — Авиценны) впервые находят отражение вопросы диагностики и классификации речевых расстройств, объяснение причин их возникновения, описание симптомов и приемов лечения. В медицинских сочинениях даются описания органов и функций слуха, зрения, дыхания, голоса, речи (в частности, языка и губ); встречаются указания на главенствующую роль головного мозга.
Среди причин речевых расстройств указываются недостатки в строении или функциях органов артикуляции, возможности возникновения речевых расстройств центрального или периферического происхождения, врожденного или приобретенного характера.
Исходя из природы и характера расстройств речи, проистекали и своеобразные рекомендации для их устранения путем водолечения, массажа, хирургического вмешательства, кровопускания, полоскания и других лечебных средств.
Второй разделотражает период накопления лингвопедагогических представлений развитии правильной речи у детей (педагогические истоки). Это было связано прежде всего с интенсивным развитием педагогики в Западной Европе и России в XVI — середине XIX вв.
Касаясь разных проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, мыслители — гуманисты, энциклопедисты, просветители, педагоги, общественные деятели того времени (Т. Мор, Я.А. Каменский, д Локк, Ж.Ж. Руссо, К. А. Гальвеций, Д. Дидро, ИГ- Песталоцци и др. — в Западной Европе; М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, НА. Добролюбов, Н-Г. Чернышевский и др. — в России) немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи и ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка.
В творчестве основоположников зарубежной и отечественной педагогики отражаются в отдельности своеобразные представления о целом ряде вопросов, касающихся проблемы естественного развития и воспитания правильной речи у детей. Синтез и структурирование этих вопросов позволяют увидеть довольно целостную и последовательную их систему. Круг этих вопросов касается общих сведений о языке (значение для общества и человека, развитие языка); о роли речи в развитии ребенка; последовательности развития детской речи; необходимых предпосылках образования устной речи (слуховое внимание, произносительные возможности); составных компонентах устной речи (звук, слово, фраза, выразительные средства); письменной речи (чтение и письмо); о правильной речи детей и возможных ее недостатках; роли упражнений в воспитании правильной речи у детей.
В этот период создается довольно целостная, научно обоснованная система знаний о формировании правильной речи у ребенка (воспринимаемой и воспроизводимой, устной и письменной), обсуждаются необходимые приемы и последовательность обучения ребенка правильной речи. В числе названных вопросов встречаются и отдельные указания на возможные недостатки детской речи.
Таким образом, накопление лингвопедагогических представлений о том, что представляет собой правильная речь, каковы закономерности и особенности естественного развития детской речи в разные возрастные периоды и какие существуют педагогические приемы помощи в развитии разных видов и сторон детской речи, послужило той базой (истоками, предпосылками, основой), на которой впоследствии выстраивались первые научно-педагогические представления о неправильной речи (ее недостатках, нарушениях, недоразвитии, отклонениях и пр.) и о специальных коррекционно-педа-гогических приемах ее исправления (перевоспитания, специального обучения).
Другими словами, накопление (в период интенсивного развития педагогики) лингвопедагогических представлений о формировании правильной речи у детей послужило истоками и предпосылками выделения впоследствии вопросов изучения, специального воспитания и обучения детей с нарушениями речи в специальную отрасль педагогических знаний (логопедии).
Третий разделотражает некоторые вопросы современного развития отечественной логопедии как отрасли специальной (коррекционной) педагогики. Это наглядно и конкретно иллюстрируется материалом работ разных авторов, представленных в пособии в виде хрестоматийных текстов.
Опираясь на исторические медико-педагогические корни (истоки), современная логопедия расширила круг своих представлений о речевых нарушениях и приемах их преодоления за счет ее связи с разными отраслями современных научных знаний: лингвистическими, медико-биологическими, социально-психологическими, педагогическими. За счет смежных отраслей научных знаний соответственно расширился понятийно-терминологический аппарат современной логопедии.
Появившись на стыке разных наук, современная логопедия по сути своей и прежде всего развивается как отрасль общепедагогических знаний, ибо использует в качестве своего основного инструмента условия, средства и методы воспитания и обучения. В этом отношении логопедия опирается на знания дидактических закономерностей и основных дидактических принципов: единства обучения и воспитания, индивидуального подхода, доступности и научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности и др.
Специфика логопедии как отрасли специальной (коррекционной) педагогики определяется тем, что субъектом и объектом ее внимания являются дети (лица) с речевыми нарушениями и особенности их специального обучения и воспитания.
Особенности процесса специального обучения и воспитания прежде всего выражаются в необходимости комплексного медико-педагогического изучения логопатов, диагностирования разных форм и глубины речевых нарушений (пользуясь клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациями речевых нарушений), выбора соответствующих методик психолого-педагогической коррекции, использования коррекционно-педагоги-ческих приемов в совокупности с задачами общеразвива-ющего обучения и всестороннего воспитания.
Специфика логопедагогики (по аналогии с другими частями специальной педагогики: олигофренопедагогики, сурдопедагогики, тифлопедагогики) определяется необходимостью комплексного лечебно-педагогического подхода к детям-логопатам, необходимостью содружественной работы с ними специалистов разного профиля (логопедического, медицинского, психологического, педагогического) и семьи.
Таким образом, своеобразный конгломерат разных знаний из лингвистических, медико-биологических, социально-психологических и педагогических наук образует содержательную ткань современной логопедии как отрасли специальной (коррекционной) педагогики и определяет ее рамки, место и роль в ряду смежных наук.
При этом в развитии теории и практики современной отечественной логопедии наиболее определенно прослеживается совокупность медико-педагогических направлений. Выражается это в нижеследующем.
Организация практической логопедической помощи населению осуществляется в системах образования (просвещения) и здравоохранения. В первом случае — это специальные дошкольные образовательные учреждения и отдельные группы при массовых дошкольных учреждениях, специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедические пункты при общеобразовательных школах. Во втором случае — это логопедические кабинеты при детских поликлиниках и диспансерах, логопедические отделения при больницах, специализированные санатории.
В теории и практике логопедии признанным считается комплексный медико-педагогический подход к изучению и преодолению речевых нарушений.
Разработка научно-практических основ логопедии традиционно ведется под эгидой Российской Академии образования (НИИ дефектологии — Институт коррек-ционной педагогики). В научно-исследовательской работе участвуют коллективы специальных кафедр (в их числе и медицинских) коррекционно-педагогических факультетов и отделений высших учебных заведений, научно-методические лаборатории и центры медико-психолого-педагогического профиля.
В учебные планы подготовки специалистов-логопедов в педагогических вузах включены специальные циклы медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин. Издаются соответствующие учебники и учебные пособия для студентов.
* * *
К сожалению, хотя это естественно, мы не смогли в этом пособии, как хотелось бы, дать материалы всех авторов, кто внес свой посильный вклад в развитие современной отечественной логопедии. (Это отдельная тема исследования). Нам важно было здесь на отдельных конкретных примерах показать специфику логопедии (как отрасли специальной педагогики), образуемую в результате использования прежде всего медико-педагогического подхода в развитии ее теории и практики.
Свой материал по истории развития логопедии мы называем очерками. Этим желаем подчеркнуть, что работа по сбору, изучению и обобщению опыта прошлого, и тем более современного развития логопедии, продолжается. И это изучение может идти не только с медико-педагогических позиций. Ракурсы, под углом которых изучается история логопедии, остаются открытыми для различных исследований.
Главная задача нашего учебно-хрестоматийного пособия заключается в том, чтобы максимально активизировать самостоятельную работу студентов, заинтересовать и побудить их к творческому осмыслению и использованию опыта прошлого и настоящего в истории развития логопедии, помочь будущим специалистам в формировании своих собственных профессиональных знаний, умений, убеждений.
Желаем успехов!
В.И. Селиверстов
Раздел I