ПЕДАГОГИКИ (хрестоматийные тексты работ разных авторов)

Селиверстов В.И.

С29 История логопедии. Медико-педагогические

основы: Учебное пособие для вузов.— М.: Акаде­мический Проект, 2003.— 384 с.— {«.Gaudeamus»).

ISBN 5-8291-0390-7

В предлагаемом хрестоматийно-учебном пособии впервые в ретроспективе систематизируются сведения об истоках, зарождении и развитии медико-педагогичес­ких основ современной логопедии как отрасли специ­альной (коррекционной) педагогики.

Пособие адресовано студентам дефектологического профиля высших и средних специальных учебных заве­дений. Оно будет интересным самому широкому кругу специалистов и читателей, интересующихся проблема­ми детского языка и речи.

УДК 376 ББК 74.3

© Селиверстов В.И., 2003 © Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2004

ISBN 5-8291-0390-7 © мосу, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………………. 3

Раздел I

ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ В РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВАХ И ПРИЕМАХ

ИХ ВРЕВДОЛЕНИЯ (медицинские истоки)

Глава 1

ДРЕВНИЙ ВОСТОК.......................................... ………………………………………..11

Египет....................................................... ………………………………………..12

Индия....................................................... ……………………………………….14

Китай........................................................ ………………………………………. 15

Религиозные мифы и сказания................ ………………………………………..16

Заключение.............................................. ………………………………………..19

Глава 2

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ................. ………………………………………..22

Демокрит............................................... :... ………………………………………22

Платон...................................................... ………………………………………..23

Геродот.................................................... ………………………………………..26

Гиппократ................................................ ………………………………………..26

Аристотель............................................... ………………………………………..31

Плутарх.................................................... ………………………………………..33

Демосфен.................................................. ………………………………………..34

Авл Корнелий Цельс............................... ………………………………………..37

Клавдий Гален......................................... ………………………………………..38

Марк Фабий Квинтилиан........................ ………………………………………..40

Заключение.............................................. ………………………………………..43

Глава 3

БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК. V—XIII вв. (Византия, Арабские халифаты, Средняя Азия)……………………………………….........................................................47

Авиценна.................................................. ………………………………………..49

Глава 4

ПЕДАГОГИКИ (хрестоматийные тексты работ разных авторов) - student2.ru ПЕДАГОГИКИ (хрестоматийные тексты работ разных авторов) - student2.ru ПЕДАГОГИКИ (хрестоматийные тексты работ разных авторов) - student2.ru ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. V—XVI вв............. …………………………………...53

Франсуа Рабле................................................ …………………………………...57

Глава 5

РУСЬ. IX-XVI вв........................................... ……………………………………62

Обозначение дефектов речи........................... …………………………………...63

Пословицы и поговорки о речи..................... …………………………………...65

Суеверные пережитки в понимании причин речевых дефектов и приемов их устранения …………………………………………………………………………..69

Элементы народной медицины в приемах устранения речевых расстройств... ...72

Социальное положение «убогих» на Руси………………………………………...75

Заключение..................................................... ……………………………….......77

Глава 6

ДРЕВНЕЙШИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПИСАТЕЛИ О БОЛЕЗНЯХ РЕЧИ

(ПО И.А. Сикорскому)................................. …………………………………...79

Раздел 2

НАКОПЛЕНИЕ ЛИНГООПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (педагогические истоки)

Глава 7

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. XVII - середина XIX вв…………………………….. 87

Ян Амос Коменский....................................... …………………………………...88

Жан Жак Руссо............................................... …………………………………...96

Иоганн Генрих Песталоцци........................... ………………………………….102

Глава 8

РОССИЯ. XVIII - середина XIX вв................................. …………………………………………………..113

Михаил Васильевич Ломоносов................... …………………………………...117

Александр Николаевич Радищев................. …………………………………...123

Владимир Федорович Одоевский................ …………………………………...129

Константин Дмитриевич Ушинский............. …………………………………...135

Глава 9

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
В ТРУДАХ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЗАРУБЕЖНОЙ
И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ... …………………………………...154

Раздел 3

МЕДИКО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ КАК ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИКИ (хрестоматийные тексты работ разных авторов)

Профиль подготовки специалиста-логопеда. ФА. Pay (1950) ...........................185

Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов-дефектологов. Д.И. Азбукин (1950) ........................................................................191

Нарушения развития речевой деятельности у детей. Р.Е. Левина (1959)………199

О совместной работе врача и логопеда при лечении речевых расстройств.

НА. Власова (1959)………………………………………………………………...207

Организация массовой логопедической помощи населению в СССР. М.Е. Хватцев(1959)……………………………………………………………………...215

Опыт организации логопедической помощи населению в Кировской области. В.И. Селиверстов (1967)…………………………………………………………..219

Логопедия и смежные науки (Роль научного естествознания и медицины в теории и практике логопедии). С.С. Ляпидевский (1967)………………………….242

Предмет логопедии. Р.Е. Левина (1968) ………………………………………..265

Комплекс медико-педагогической работы с детьми-логопатами. В.И. Селиверстов, А.С. Марголис(1969)…………………………………………….291

Формирование научной школы кафедры логопедии МГПИ им. В.И. Ленина (к 35-летию образования вузовского отделения логопедии). В.И. Селиверстов, Б.М. Гриншпун, СИ. Шаховская (1981)…………………………………………..316

Кафедра логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего. Л.С. Волкова (1990)…………………………………………………...333

Организация логотерапевтической помощи. В.М. Шкловский (1994)…………339

Логика формирования современного понятийно-терминологического аппарата логопедии. В.И. Селиверстов (1997)……………………………………………..346

Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. Л.С. Мотылева (2000)………………………………………………………………………………..371

Задания для самостоятельной работы студентов по разделу...374
Литература: Учебники, учебные пособия, монографии………………………...377

Предисловие

Логопедия как отрасль научных знаний (в широ­ком понимании — о человеке с нарушенной речью и его социальной реабилитации и адаптации путем спе­циальных коррекционных психолого-педагогических условий, средств и приемов; в более узком понима­нии — о нарушениях речи и методах их преодоления) возникла на стыке разных наук: лингвистических, ме­дико-биологических, социально-психологических, педа­гогических. В учебные планы вузовской профессио­нальной подготовки логопедов включены циклы соот­ветствующих учебных дисциплин.

Основополагающее и многофункциональное значе­ние языка и речи в социальном развитии человека, слож­ность собственно самой речевой деятельности, связан­ной с физиологическими механизмами, с психологичес­кими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социального поведения,— все это объясняет и подтверждает правомерность выделения логопедии в отдельную отрасль научных знаний.

Принцип историзма — важнейший принцип разви­тия любой науки. Исторический (ретроспективный) под­ход к изучению опыта прошлого позволяет видеть изуча­емые вопросы в процессе их зарождения, накопления, развития и изменения. В этом отношении направленное, с позиций современной логопедии, изучение литературно­го наследия предшествующих поколений помогает обна­ружить исторически сложившиеся основы логопедии.

В предлагаемом учебном пособии нами впервые в ретроспективе систематизируются сведения об исто­ках, зарождении и развитии медико-педагогических основ современной логопедии как отрасли специаль­ной (коррекционной) педагогики.

По содержанию и хронологии собранный матери­ал располагается в трех основных разделах.

Первый раздел содержит первые сведения о ре­чевых расстройствах и приемах их преодоления. Он охватывает страны Древнего Востока, Ближнего и Среднего Востока, Древней Руси (до XVI в.).

Самые первые представления о речевых расстрой­ствах и приемах их преодоления прежде всего были связаны с естественными условиями жизни древнего человека, с его первичными инстинктами сохранения жизни и физического здоровья, с его мистическим и ре­лигиозным воображением, с его верой в сверхъесте­ственные силы и чудеса. Это нашло отражение в рели­гиозных мифах и суевериях, в разного рода молитвах, заклинаниях, обрядовых ритуалах, заговорах и т. д.

Дальнейшее накопление и систематика научных знаний в Древнем мире вели к тому, что расстройства речи преимущественно рассматривались в ряду с раз­ными повреждениями физического здоровья и болез­нями, поражающими человека (медицинские истоки).

В медицинских трудах Гиппократа, Аристотеля, Цельса, Галена (позднее — Авиценны) впервые нахо­дят отражение вопросы диагностики и классификации речевых расстройств, объяснение причин их возник­новения, описание симптомов и приемов лечения. В ме­дицинских сочинениях даются описания органов и функций слуха, зрения, дыхания, голоса, речи (в час­тности, языка и губ); встречаются указания на главен­ствующую роль головного мозга.

Среди причин речевых расстройств указываются недостатки в строении или функциях органов арти­куляции, возможности возникновения речевых рас­стройств центрального или периферического происхож­дения, врожденного или приобретенного характера.

Исходя из природы и характера расстройств речи, проистекали и своеобразные рекомендации для их устранения путем водолечения, массажа, хирургичес­кого вмешательства, кровопускания, полоскания и дру­гих лечебных средств.

Второй разделотражает период накопления лингвопедагогических представлений развитии правильной речи у детей (педагогические истоки). Это было связано прежде всего с интенсивным развитием педагогики в Западной Европе и России в XVI — середине XIX вв.

Касаясь разных проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, мыслители — гуманисты, энциклопедисты, просветители, педагоги, обществен­ные деятели того времени (Т. Мор, Я.А. Каменский, д Локк, Ж.Ж. Руссо, К. А. Гальвеций, Д. Дидро, ИГ- Песталоцци и др. — в Западной Европе; М.В. Ло­моносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, НА. Добролюбов, Н-Г. Чернышевский и др. — в России) немаловажное значение придавали проблеме формирования правиль­ной речи и ее роли в воспитании гармонично развитой личности ребенка.

В творчестве основоположников зарубежной и оте­чественной педагогики отражаются в отдельности свое­образные представления о целом ряде вопросов, касаю­щихся проблемы естественного развития и воспитания правильной речи у детей. Синтез и структурирование этих вопросов позволяют увидеть довольно целостную и последовательную их систему. Круг этих вопросов каса­ется общих сведений о языке (значение для общества и человека, развитие языка); о роли речи в развитии ребен­ка; последовательности развития детской речи; необхо­димых предпосылках образования устной речи (слуховое внимание, произносительные возможности); составных компонентах устной речи (звук, слово, фраза, выразитель­ные средства); письменной речи (чтение и письмо); о пра­вильной речи детей и возможных ее недостатках; роли упражнений в воспитании правильной речи у детей.

В этот период создается довольно целостная, науч­но обоснованная система знаний о формировании правильной речи у ребенка (воспринимаемой и вос­производимой, устной и письменной), обсуждаются необходимые приемы и последовательность обучения ребенка правильной речи. В числе названных вопро­сов встречаются и отдельные указания на возможные недостатки детской речи.

Таким образом, накопление лингвопедагогических представлений о том, что представляет собой правиль­ная речь, каковы закономерности и особенности есте­ственного развития детской речи в разные возрастные периоды и какие существуют педагогические приемы помощи в развитии разных видов и сторон детской речи, послужило той базой (истоками, предпосылками, осно­вой), на которой впоследствии выстраивались первые научно-педагогические представления о неправильной речи (ее недостатках, нарушениях, недоразвитии, от­клонениях и пр.) и о специальных коррекционно-педа-гогических приемах ее исправления (перевоспитания, специального обучения).

Другими словами, накопление (в период интенсив­ного развития педагогики) лингвопедагогических пред­ставлений о формировании правильной речи у детей послужило истоками и предпосылками выделения впо­следствии вопросов изучения, специального воспитания и обучения детей с нарушениями речи в специальную отрасль педагогических знаний (логопедии).

Третий разделотражает некоторые вопросы со­временного развития отечественной логопедии как отрасли специальной (коррекционной) педагогики. Это наглядно и конкретно иллюстрируется материалом работ разных авторов, представленных в пособии в виде хрестоматийных текстов.

Опираясь на исторические медико-педагогические корни (истоки), современная логопедия расширила круг своих представлений о речевых нарушениях и приемах их преодоления за счет ее связи с разными отраслями современных научных знаний: лингвистическими, ме­дико-биологическими, социально-психологическими, педагогическими. За счет смежных отраслей научных знаний соответственно расширился понятийно-терми­нологический аппарат современной логопедии.

Появившись на стыке разных наук, современная логопедия по сути своей и прежде всего развивается как отрасль общепедагогических знаний, ибо использует в качестве своего основного инструмента условия, сред­ства и методы воспитания и обучения. В этом отношении логопедия опирается на знания дидактических законо­мерностей и основных дидактических принципов: един­ства обучения и воспитания, индивидуального подхода, доступности и научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности и др.

Специфика логопедии как отрасли специальной (коррекционной) педагогики определяется тем, что субъектом и объектом ее внимания являются дети (лица) с речевыми нарушениями и особенности их специального обучения и воспитания.

Особенности процесса специального обучения и вос­питания прежде всего выражаются в необходимости ком­плексного медико-педагогического изучения логопатов, диагностирования разных форм и глубины речевых нару­шений (пользуясь клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациями речевых нарушений), выбора соответствующих методик психолого-педагогичес­кой коррекции, использования коррекционно-педагоги-ческих приемов в совокупности с задачами общеразвива-ющего обучения и всестороннего воспитания.

Специфика логопедагогики (по аналогии с други­ми частями специальной педагогики: олигофренопеда­гогики, сурдопедагогики, тифлопедагогики) определя­ется необходимостью комплексного лечебно-педагоги­ческого подхода к детям-логопатам, необходимостью содружественной работы с ними специалистов разно­го профиля (логопедического, медицинского, психоло­гического, педагогического) и семьи.

Таким образом, своеобразный конгломерат разных знаний из лингвистических, медико-биологических, со­циально-психологических и педагогических наук обра­зует содержательную ткань современной логопедии как отрасли специальной (коррекционной) педагогики и оп­ределяет ее рамки, место и роль в ряду смежных наук.

При этом в развитии теории и практики современ­ной отечественной логопедии наиболее определенно прослеживается совокупность медико-педагогических направлений. Выражается это в нижеследующем.

Организация практической логопедической помо­щи населению осуществляется в системах образования (просвещения) и здравоохранения. В первом случае — это специальные дошкольные образовательные учреж­дения и отдельные группы при массовых дошкольных учреждениях, специальные школы для детей с тяже­лыми нарушениями речи и логопедические пункты при общеобразовательных школах. Во втором случае — это логопедические кабинеты при детских поликлиниках и диспансерах, логопедические отделения при больни­цах, специализированные санатории.

В теории и практике логопедии признанным счи­тается комплексный медико-педагогический подход к изучению и преодолению речевых нарушений.

ПЕДАГОГИКИ (хрестоматийные тексты работ разных авторов) - student2.ru ПЕДАГОГИКИ (хрестоматийные тексты работ разных авторов) - student2.ru Разработка научно-практических основ логопедии традиционно ведется под эгидой Российской Академии образования (НИИ дефектологии — Институт коррек-ционной педагогики). В научно-исследовательской ра­боте участвуют коллективы специальных кафедр (в их числе и медицинских) коррекционно-педагогических факультетов и отделений высших учебных заведений, научно-методические лаборатории и центры медико-психолого-педагогического профиля.

В учебные планы подготовки специалистов-лого­педов в педагогических вузах включены специальные циклы медико-биологических и психолого-педагогичес­ких дисциплин. Издаются соответствующие учебники и учебные пособия для студентов.

* * *

К сожалению, хотя это естественно, мы не смогли в этом пособии, как хотелось бы, дать материалы всех авторов, кто внес свой посильный вклад в развитие современной отечественной логопедии. (Это отдельная тема исследования). Нам важно было здесь на отдель­ных конкретных примерах показать специфику логопе­дии (как отрасли специальной педагогики), образуемую в результате использования прежде всего медико-педа­гогического подхода в развитии ее теории и практики.

Свой материал по истории развития логопедии мы называем очерками. Этим желаем подчеркнуть, что ра­бота по сбору, изучению и обобщению опыта прошло­го, и тем более современного развития логопедии, продолжается. И это изучение может идти не только с медико-педагогических позиций. Ракурсы, под углом которых изучается история логопедии, остаются откры­тыми для различных исследований.

Главная задача нашего учебно-хрестоматийного пособия заключается в том, чтобы максимально акти­визировать самостоятельную работу студентов, заин­тересовать и побудить их к творческому осмыслению и использованию опыта прошлого и настоящего в ис­тории развития логопедии, помочь будущим специали­стам в формировании своих собственных профессио­нальных знаний, умений, убеждений.

Желаем успехов!

В.И. Селиверстов

Раздел I

Наши рекомендации