Организация учебно-исследовательской деятельности студентов, бакалавров в процессе обучения на факультете педагогики и психологии ЛГПУ
На факультете педагогики и психологии ЛГПУ студенты включаются в самостоятельную исследовательскую работу на первом курсе и продолжают ее в рамках обучения под руководством преподавателей факультета до защиты выпускной квалификационной работы. Выполнение исследовательской работы студентом проводится самостоятельно вне аудиторных занятий.
На первом курсе в рамках учебных дисциплин «Психология», «Методы психолого-педагогических исследований», «Общая и экспериментальная психология» и др. студенты начинают осваивать систему представлений о науке и исследовательской деятельности.
Курсовая работа студента первого курса выполняется под руководством преподавателей кафедры психологии. Это первая самостоятельная попытка студента овладеть научным знанием. Одна из ключевых задач выполнения курсовой на первом курсе – основание студентом языка науки, логики и основных принципов построения исследования. В связи с этим, студентам первого курса рекомендуется (по согласованию с научным руководителем) один из двух вариантов написания работы:
1 – теоретическая работа на основе анализа научной психолого-педагогической литературы по избранной проблеме и самостоятельно выстроенной логике рассуждения;
2 – эмпирическая работа, включающая планирование, организацию, проведение и описание самостоятельного исследования с целью освоения алгоритма исследовательской деятельности.
В первом случае студент должен научиться самостоятельно анализировать тексты разных авторов, освоить правила цитирования, ссылок на источники.
Во втором случае студент должен научиться правилам и нормам построения эмпирического исследования, подбора и применения исследовательских методов, адекватных сформулированным автором работы цели, задачам и гипотезе, корректности обработки и интерпретации полученных материалов.
На втором курсе в рамках учебных дисциплин «Возрастная психология», «Специальная психология и педагогика», «Общая и экспериментальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика лиц в специальном образовании» и др. студенты продолжают знакомиться с основами научно- исследовательской деятельности.
Курсовая работа студента второго курса выполняется под руководством преподавателей кафедры психологии и должна состоять, в обязательном порядке из двух частей (теоретической и эмпирической).
В результате студент должен научиться самостоятельно анализировать тексты разных авторов, освоить правила цитирования, ссылок на источники, а также должен освоить правила и нормы построения эмпирического исследования, подбора и применения исследовательских методов, адекватных сформулированным автором работы цели, задачам и гипотезе, корректности обработки и интерпретации полученных материалов.
В исследовательской работе плагиат категорически не допускается!
На третьем курсе руководство курсовой работой осуществляется кафедрой психологии. Тематику работ рекомендуется сохранять в области, близкой к теме второго курса, но с анализом более широкого круга литературы и построением собственного исследования. В качестве пространства для проведения эмпирических исследований целесообразно использовать учреждения, в которых в течение учебного года студенты проходят педагогическую практику.
В процессе выполнения курсовой работы на третьем году обучения студент должен овладеть методами анализа литературных источников, построения программы исследования и его проведения.
Студент, обучающийся по системе «специалитет» на четвертом курсе, в соответствие с получаемой специальностью и по согласованию с преподавателями кафедр, самостоятельно выбирает, на какой кафедре он будет писать курсовую работу. Разумно, чтобы курсовая работа четвертого курса в дальнейшем перерастала в дипломную работу, выполняемую на пятом курсе. Это позволяет создать необходимый научный задел и провести исследование, содержащее два или несколько этапов, в процессе которых уточняется заявленная гипотеза (гипотезы). На четвертом курсе студент должен выполнить работу, соответствующую всем требованиям, предъявляемым к работам данного типа. В идеале курсовая работа на четвертом курсе должна содержать как теоретическую, так и практическую части и демонстрировать умение студента осуществлять научное исследование по всем правилам.
Приобретенные за годы обучения на факультетенавыки исследовательской деятельности в полном объеме студенты демонстрируют, защищая выпускную квалификационную (дипломную) работу на пятом курсе. К дипломным работам предъявляются высокие требования, как по содержанию, так и по оформлению. Дипломная работа должна иметь четкое методологическое основание; содержать широкий обзор психолого-педагогической, философской, социологической и другой, необходимой для раскрытия темы, литературы, демонстрирующий высокую компетентность студента в области исследования; четко и логично выстроенную программу исследования; самостоятельно собранный эмпирический материал, его обработку и анализ. Значимо, чтобы математические методы обработки данных были использованы корректно. Выводы исследования должны вытекать из обсуждаемых материалов и соотноситься с поставленной целью, задачами и гипотезой исследования.
Студенты, обучающиеся по системе «бакалавриат», уже на четвертом курсе должны продемонстрировать свои навыки по организации, написанию и оформлению выпускной квалификационной работы в процессе защиты перед Государственной аттестационной комиссией. В соответствии со стандартом, бакалаврская работа должна сочетать в себе как теоретическое осмысление проблемы, так и практические результаты. Студенту необходимо владеть навыками анализа литературных источников, различными исследовательскими методами и четко предъявлять результаты своей работы, при необходимости корректно используя методы математической статистики. Иными словами, бакалаврская работа представляет собой законченное исследование частной научной проблемы, а студент аттестовывается как специалист, умеющий проводить исследовательскую работу по всем правилам в избранном направлении.
Студенты, обучающие по системе «бакалавриат», пишут курсовые и выпускные квалификационные работы на 1, 2, 3 курсах на той кафедре, которая является выпускающей по их направлению подготовки.
Ежегодно на факультете проходит конкурс научных работ студентов, бакалавров, по результатам которого, работы направляются на конкурс научных работ ЛГПУ. Требования к содержанию конкурсных работ аналогичны требованиям к курсовым и дипломным работам. Однако оформляются они несколько иначе.На титульном листе указывается «Научная работа», а не «Курсовая…» или «Дипломная…», название, автор(-ы) и научный руководитель(-ли). Объем – не более 50 страниц печатного текста, не считая приложений.
Сопровождающие конкурсную работу документы: выписка из протокола Ученого совета факультета о выдвижении работы на конкурс, заключение научного руководителя, аннотация научной работы; сведения об авторе (авторах) и научном руководителе; сведения о научной работе (см. Приложение 5) оформляются отдельно (образцы бланков у зам. декана). Работы со всеми сопроводительными документами представляются зам. декана по научной работе до 31 марта текущего года. По результатам факультетского конкурса Ученый совет факультета в апреле рекомендует работы на конкурс студенческих работ ЛГПУ.
В апреле на факультете проходит ежегодная межвузовская конференция молодых ученых по результатам исследований в области психологии, дефектологии. Организация данной конференции проводится при участии зам. декана по научной работе, зам. зав. кафедрами по научной работе, руководителями научных групп, студенческим научным обществом ФПиП. Все студенты 2-5 курсов, должны принимать участие в названной конференции в качестве слушателей, дискутантов или докладчиков.Конференция проводится по проблемным секциям. Количество и проблематика секций определяется ежегодно по согласованию с заведующими кафедрами и зам. декана по научной работе. На конференции студенты, бакалавры, прежде всего – авторы работ, выдвинутых на конкурс студенческих научных работ ЛГПУ,представляют результаты собственных исследований в форме докладов. В конференции также принимают участия аспиранты кафедры психологии, студенты и аспиранты других вузов Липецка и области. Выступление студента с докладом на конференции согласуется заранее с научным руководителем и руководителем соответствующей секции. Доклады рекомендуется сопровождать наглядными презентациями. По итогам конференции издается сборник лучших докладов, рекомендованных к публикации экспертными комиссиями по секциям.