Что еще поможет вам успешно выступить?

1. К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться. А это значит, что надо обязательно продумать содержание речи (о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать, продумать выводы и обобщения).

2. Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.

3. Личная убежденность оратора, докладчика в том, что (о чем) он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как говорят и думают все. Однако, если мнение выступающего расходится с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими единомышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты, авторитеты.

4. Вспомните слова А.С.Пушкина об одной из героинь своих сказок: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

5. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры …).

6. Вся речь, особенно ее начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией, завладеть его вниманием, а потом все время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.

7. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях – посредством жестов, скупых, но выразительных.

8. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть: начало, первые фразы; основные положения; краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

9. Постарайтесь по этому плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнесите его вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов.

Заранее прорепетировав свое выступление, вы наметите себе, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех или раздадутся реплики, вопросы. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо помнить о некоторых правилах и приемах самостоятельной работы, которая является непременным условием освоения теоретического материала и развития учебных умений и соответствующих компетенций.

Для рациональной организации подготовки к семинарам напомним некоторые приемы учебной деятельности, представив их в виде алгоритмов действий.

Как работать над понятием(Понятие – логически оформленная мысль о предмете)

Понятие – форма мышления, отражающая и фиксирующая существенные признаки вещей и явлений объективной реальности.

Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (например, «книга», «студент»).

Признаки понятия (признак – все то, в чем предметы сходны или различны). В общем виде признаки могут быть сведены к свойствам(например, большой, белый, обладающий волей), состояниям (например, лежит, растет), действиям (например, работает, читает) и результатам действий (добился успеха, принес пользу).

Работать над понятием нужно так: 1. Назовите рассматриваемое понятие, дайте его определение. 2. Вычлените ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий это­го рода. 3. Приведите пример, конкретизирующий данное понятие, найдите область его применения. 4. Попробуйте связать его с другими понятия­ми данного предмета и смежных с ним дис­циплин. 5. Употребляя данное понятие, составьте не­большой рассказ.

Основными логическими приемами формирования понятий являются:

а) анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них тех или иных признаков;

б) синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа;

в) обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором более широком понятии;

г) сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам или несущественным;

д) абстрагирование – мысленное выделение одних (существенных) признаков предмета и отвлечение от других (несущественных, второстепенных) признаков.

Как проводить анализ(Анализ – процедура мыслительного и реально­го расчленения предмёта (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, призна­ков, свойств)

Порядок анализа: 1. Мысленно расчлените объект, предмет, явле­ние на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение. 2. Постарайтесь обнаружить в выделенных бло­ках характерные особенности, детали изучаемо­го предмета. 3. Подумайте о причинах такого разделения на блоки.

Как проводить синтез(Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое)

Порядок синтеза:1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?2. Для ответа на этот вопрос проведите под­робный анализ изучаемых явлений. 3. Найдите связи между отдельными частями мления, объедините их, обобщите полученные све­дения.

Как проводить обобщение(Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях)

Порядок обобщения:1. Найдите наиболее важные моменты в рас­сматриваемых фактах или явлениях. 2. Определите их сходство. 3. Установите связь между ними. 4. Сформулируйте общий вывод.

Как проводить сравнение(Сравнить - поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия)

С точки зрения стилистики, сравнения выражаются различными способами:

1) формой творительного падежа; 2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия; 3) оборотами с различными сравнительными союзами (как, будто, словно, точно, что, чем …); 4) лексически (с помощью слов «подобный», «похожий» …).

Материал сравнительной работы может быть расположен по способу последовательного сравнения, ноудобнее и рациональнее расположить материал по способу параллельного сравнения, потому что при последовательном рассмотрении объектов получается не одна, а две темы. Если в сравниваемых объектах много общего, то начинать изложение следует с черт сходства; если больше черт различия, - они и раскрываются вначале. Не забудьте: в конце сравнения делается обобщение.

Сравнение двух объектов (действующих лиц, художественных произведений, предметов, явлений и т.п.) проводится всегда на каком-либо общем основании, что позволяет четко выделить в сравниваемых объектах черты сходства и черты различия.

Порядок сравнения может быть таким:1. Найдите ответ на вопрос: кто такой, что та­кое? 2. Сопоставьте определения двух предметов или явлений. Найдите основное сходство. 3. Выделите существенные признаки каждого предмета. 4. Сопоставьте оба или несколько сравнивае­мых предметов по одним и тем же выделенным признакам. 5. Выясните все признаки сходства и различия объектов.6. Найдите и объясните причины сходства и раз­личия.

В настоящее время в деятельности студентов и преподавателе вуза имеют место следующие виды учебных семинаров (по А. М. Князеву, И. В. Одинцовой)

Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом, педагогическом и др. На семинар могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и преподаватели данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, развивает способность видеть межпредметные связи.

Проблемные. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Студенты получают задание отобрать, сформулировать и обосновать определенные проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение данных проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать устойчивый интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, указы, директивы и т.п. Студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона или решения данной проблемы. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системные. Проводятся для более глубокого изучения различных проблем, имеющих прямое или косвенное отношение к изучаемой теме. Метод системных семинаров расширяет границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.

Исследовательские. В вузах широкое распространение получают семинары исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которых является углубленное изучение отдельных научно-практических проблем, с которыми может столкнуться будущий специалист.

Более подробно с рекомендациями по организации самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию вы можете познакомиться в Учебно-методическом пособии Богомоловой Л.И., Романовой Л.А., Марковой О.А., Ерофеевой О.Г. Дорога к познанию, или Секреты плодотворного обучения – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 6-23; 26-42.

Наши рекомендации