Что еще поможет вам успешно выступить?
1. К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться. А это значит, что надо обязательно продумать содержание речи (о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать, продумать выводы и обобщения).
2. Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.
3. Личная убежденность оратора, докладчика в том, что (о чем) он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как говорят и думают все. Однако, если мнение выступающего расходится с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими единомышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты, авторитеты.
4. Вспомните слова А.С.Пушкина об одной из героинь своих сказок: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.
5. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры …).
6. Вся речь, особенно ее начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией, завладеть его вниманием, а потом все время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.
7. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях – посредством жестов, скупых, но выразительных.
8. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть: начало, первые фразы; основные положения; краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.
9. Постарайтесь по этому плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнесите его вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов.
Заранее прорепетировав свое выступление, вы наметите себе, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех или раздадутся реплики, вопросы. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.
Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.
При подготовке к семинарским занятиям необходимо помнить о некоторых правилах и приемах самостоятельной работы, которая является непременным условием освоения теоретического материала и развития учебных умений и соответствующих компетенций.
Для рациональной организации подготовки к семинарам напомним некоторые приемы учебной деятельности, представив их в виде алгоритмов действий.
Как работать над понятием(Понятие – логически оформленная мысль о предмете)
Понятие – форма мышления, отражающая и фиксирующая существенные признаки вещей и явлений объективной реальности.
Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (например, «книга», «студент»).
Признаки понятия (признак – все то, в чем предметы сходны или различны). В общем виде признаки могут быть сведены к свойствам(например, большой, белый, обладающий волей), состояниям (например, лежит, растет), действиям (например, работает, читает) и результатам действий (добился успеха, принес пользу).
Работать над понятием нужно так: 1. Назовите рассматриваемое понятие, дайте его определение. 2. Вычлените ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. 3. Приведите пример, конкретизирующий данное понятие, найдите область его применения. 4. Попробуйте связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин. 5. Употребляя данное понятие, составьте небольшой рассказ.
Основными логическими приемами формирования понятий являются:
а) анализ – мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них тех или иных признаков;
б) синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа;
в) обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором более широком понятии;
г) сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам или несущественным;
д) абстрагирование – мысленное выделение одних (существенных) признаков предмета и отвлечение от других (несущественных, второстепенных) признаков.
Как проводить анализ(Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмёта (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств)
Порядок анализа: 1. Мысленно расчлените объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение. 2. Постарайтесь обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета. 3. Подумайте о причинах такого разделения на блоки.
Как проводить синтез(Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое)
Порядок синтеза:1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?2. Для ответа на этот вопрос проведите подробный анализ изучаемых явлений. 3. Найдите связи между отдельными частями мления, объедините их, обобщите полученные сведения.
Как проводить обобщение(Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях)
Порядок обобщения:1. Найдите наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях. 2. Определите их сходство. 3. Установите связь между ними. 4. Сформулируйте общий вывод.
Как проводить сравнение(Сравнить - поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия)
С точки зрения стилистики, сравнения выражаются различными способами:
1) формой творительного падежа; 2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия; 3) оборотами с различными сравнительными союзами (как, будто, словно, точно, что, чем …); 4) лексически (с помощью слов «подобный», «похожий» …).
Материал сравнительной работы может быть расположен по способу последовательного сравнения, ноудобнее и рациональнее расположить материал по способу параллельного сравнения, потому что при последовательном рассмотрении объектов получается не одна, а две темы. Если в сравниваемых объектах много общего, то начинать изложение следует с черт сходства; если больше черт различия, - они и раскрываются вначале. Не забудьте: в конце сравнения делается обобщение.
Сравнение двух объектов (действующих лиц, художественных произведений, предметов, явлений и т.п.) проводится всегда на каком-либо общем основании, что позволяет четко выделить в сравниваемых объектах черты сходства и черты различия.
Порядок сравнения может быть таким:1. Найдите ответ на вопрос: кто такой, что такое? 2. Сопоставьте определения двух предметов или явлений. Найдите основное сходство. 3. Выделите существенные признаки каждого предмета. 4. Сопоставьте оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам. 5. Выясните все признаки сходства и различия объектов.6. Найдите и объясните причины сходства и различия.
В настоящее время в деятельности студентов и преподавателе вуза имеют место следующие виды учебных семинаров (по А. М. Князеву, И. В. Одинцовой)
Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом, педагогическом и др. На семинар могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и преподаватели данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, развивает способность видеть межпредметные связи.
Проблемные. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Студенты получают задание отобрать, сформулировать и обосновать определенные проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение данных проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать устойчивый интерес к изучаемому разделу учебного курса.
Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.
Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, указы, директивы и т.п. Студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона или решения данной проблемы. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.
Системные. Проводятся для более глубокого изучения различных проблем, имеющих прямое или косвенное отношение к изучаемой теме. Метод системных семинаров расширяет границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.
Исследовательские. В вузах широкое распространение получают семинары исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которых является углубленное изучение отдельных научно-практических проблем, с которыми может столкнуться будущий специалист.
Более подробно с рекомендациями по организации самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию вы можете познакомиться в Учебно-методическом пособии Богомоловой Л.И., Романовой Л.А., Марковой О.А., Ерофеевой О.Г. Дорога к познанию, или Секреты плодотворного обучения – Владимир: ВГПУ, 2006. – С. 6-23; 26-42.