Специфика развития и социализации
«Из него же, из чего же, из чего же сделаны эти мальчишки? Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти девчонки?..» —
звучит очень важный вопрос в незамысловатой, но, с точки зрения педагогики, — весьма грамотной детской песенке, вопрос, на который каждый человек, имеющий дело с детьми, призван найти ответ...
— Мальчики — люди, и девочки — люди. Значит, между ними нет
разницы.
Так говорят одни.
— Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, порядочнее, прилеж
нее, деликатнее.
Так говорят другие.
— ...Мальчики веселые, не наскучат, они не обижаются, искреннее, больше их все занимает, легче убедить.
— У девочек сердце мягче.
— Вовсе нет, мальчик охотнее поможет, услужит.
— Неправда.
И они спорят и никак не могут согласиться.
Этот диалог — извечный спор на всегда волнующую взрослых тему — воспроизводит в одной из своих замечательных книг «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» педагог-гуманист, детский врач, писатель Януш Корчак16.
«Так кто же лучше, мальчики или девочки?» — подытоживает полемику автор, доказывая в ходе своих последующих размышлений, что спор о том, кто лучше, — беспредметен: они такие, какие есть, в чем-то похожие, во многом отличающиеся друг от друга, — эти мальчики и девочки.
Что касается сходства, здесь более или менее ясно, а вот чем они отличаются?..
Попробуем ответить на этот, казалось бы, совсем несложный вопрос, опираясь на те — увы! — скудные сведения, которые содержатся в специальной литературе, результаты педагогических наблюдений и на наш с вами жизненный опыт — все мы когда-то (одни раньше — другие позднее) были мальчиками и девочками, общались со своими сверстниками и, наверное, пытались понять: а чем же они отличаются — мальчики и девочки?
М
15 Амотлмвит Ш.А Размышления о гуманной педагогике М , 1995 С. 85
16 Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых // Я. Корчак. Педагогическое наследие. М., 1991. С. 224.
ПЕДА1101^ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
р структуру личности человека: его ана-томо-физиологические, психические, социальные свойства и качества;
□ движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности;
□ половозрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития;
□ внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.
ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
& |
□ осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно использовать методы исследования;
□ определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности ребенка;
□ учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения;
□ анализировать характер и степень воздействия на формирование'личности, как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности;
□ координировать, корректировать и компенсировать в интересах развития личности формирующее влияние различных факторов (деятельности, общения, семьи, коллектива и др.), опираясь на их совокупный потенциал и возможности воспитания.
♦ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1. Мы согласились с вами с тем, что знание особенностей развития человека как природного существа педагогу необходимо, в частности для правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не навредить ребенку! — этот непреложный закон педагогической деятельности знают, как будто, все, однако...
Делегаты Всесоюзного съезда работников народного Газования (декабрь 1988 г.) получили при регистрации удииРШый по пронзительности звучания и силе эмоционально-нракжнно-го воздействия документ — «Открытое письмо врача учителю», автор которого, А.А.Дубровский, в частности, отмечи «Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких, как энурезы, логоневрозы17, различные тР, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа,)*бный процесс, связанный с перегрузкой, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если шикнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровы учеников учителем!»18
Опираясь на свои знания и представления о биологических законах, действием которых обусловлены психофизиологические изменения в человеке, а также на свой ученический и стоический опыт, попытайтесь сформулировать перечень табу -запретов на то, что может повредить здоровью ребенка, внести дисгармонию в его развитие. Эти табу целесообразно представить в виде кратких тезисов-аксиом — истин, не требующих рсаза-тельств.
2. Попробуйте построить логическую цепочку, отправным звеном которой будет понятие «самосознание», а завершающим — «поиск смысла жизни».
3. Найдите примеры (в истории, литературе, жизни), подтверждающие вывод В.М. Бехтерева (см. раздел «Проблемно-аншти-ческий материал») о том, что «умножение человеческих познаний» без воспитания чувств и воли «послужит только к тону, чтобы создать вредного члена нашего общества».
4. Составьте аннотацию на статью Г.С. Костюка, представленную в разделе «Проблемно-аналитический материал». Позволим себе напомнить, что аннотация является кратким изложением публикации с характеристикой ее направленности, научных позиций автора и т.д.
И еще одно задание по этой статье Г.С. Костюка: вгексте много иноязычных слов, специальных терминов и понятий. Материал не будет понят, если вы не сделаете для себя его «перевод». Составьте словарик к этой статье, найдите определения, внесите все в ваш краткий педагогический словарь.
17 Логоневрозы — нарушения речевой функции.
18 Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей-буду
щее народа. М., 1988. С. 11 — 12.
5. Напишите письмо Кириллу Петровичу Яновскому, в котором в тезисной форме выскажите свои суждения по поводу содержания еГо статьи (см. «Проблемно-аналитический материал» к данной теме). Попытайтесь написать письмо в стиле, которым пользовались при проведении научных дискуссий в том далеком 1901 г.
6. Попытайтесь построить «образ-Я» Тома Сойера. Напомним, что «образ-Я» — это система представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном.
7. Замечательная повесть-сказка Р. Киплинга заканчивается следующей сценой:
т |
«И когда Маугли с тяжелым сердцем взобрался по хорошо знакомым скалам на то место, где его когда-то приняли в Стаю, он застал там только свою четверку волков, Балу, почти совсем ослепшего от старости, и тяжеловесного, хладнокровного Каа, свернувшегося кольцом вокруг опустевшего места Акелы.
— Значит, твой путь кончается здесь? — сказал Каа, когда Маугли бросился на землю. — Еще когда мы встретились в Холодных Берлогах, я это знал. Человек в конце концов уходит к человеку, хотя джунгли его и не гонят»19.
Выросший в стае волков Маугли «с тяжелым сердцем» пошел к людям, в ту среду, к которой он принадлежит по праву человеческого происхождения. Что ждет его среди людей? Киплинг предложил читателю домыслить судьбу своего героя. Давайте попытаемся это сделать, представив себя в качестве апологета биологической, социологической и биосоциальной философско-пе-дагогических концепций. Не забывайте, что апологет — это убежденный сторонник какой-либо идеи, учения, который, отстаивая свое мнение, умеет выстраивать систему логических доказательств, находить необходимые аргументы.
8. Охарактеризуйте направленность личности Януша Корчака
на основе той информации о нем, которой вы уже располагаете,
а также на основе этико-психологического анализа предлагаемого
вашему вниманию отрывка из его книги «Как любить ребенка»:
«Будь самим собой, ищи свой собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить.
19 Киплинг Р. Маугли: Повесть-сказка. М, 1978. С. 189.
Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика являете наукой о ребенке, а не о человеке. (...)
Будь самим собой и присматривайся к детям тогда, когда они могут быть самими собой. Присматривайся, но не предъявляй требований. Тебе не заставить живого, задорного ребенка стать сосредоточенным и тихим; недоверчивый и угрюмый не сделается общительным и откровенным; самолюбивый и своевольный Не станет кротким и покорным. А ты сам?
Если ты не обладаешь внушительной осанкой и здоровыми легкими, ты напрасно будешь призывать шумную ораву к порядку. Но у тебя добрая улыбка и терпеливый взгляд. Не говори ничего: может быть, они сами успокоятся? Дети ищут свой путь.
Не требуй от себя, чтобы ты уже сразу был степенным, зрелым воспитателем с психологической бухгалтерией в душе и педагогическим кодексом в голове. У тебя есть чудесный союзник — волшебная молодость, а ты призываешь брюзгу — дряхлый опыт»20.
Нам часто приходится искать аргументы в защиту своей позиции, найти удается не всегда... Если допустить, что авторитетное суждение Я. Корчака могло бы быть использовано в качестве од-" ного из аргументов, то постарайтесь найти ему место в ряду доказательств каких-либо тезисов, представленных в материале данной темы.
9. И еще раз обратимся к известным, наверное, каждому чело
веку именам. Буратино и Мальвина — в этих персонажах А. Тол
стой достаточно рельефно отразил особенности развития и пове
дения мальчика и девочки. Охарактеризуйте героев сказки, опи
раясь на данные об особенностях развития детей разного пола, с
которыми вы познакомились при изучении данной темы.
10. Сформулируйте определения понятиям:
закономерность
индивидуальные особенности
потребность,
предметно (орудийно)-манипулятивная деятельность,
сюжетно-ролевая игра,
темперамент.
Не забудьте внести эти понятия в ваш краткий педагогический словарь!
М 7тТсК55-%ЯК ЛЮбитЬ Ребенка // я- Корчак. Педагогическое наследие-
♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)
В.М.Бехтерев(1857-1927),
невропатолог, психиатр, физиолог,
морфолог, педагог, общественный деятель
Вопросы общественного воспитания
(1904 г.)
.Кроме самых основных, элементарных проявлений нервно-психической сферы, относящихся собственно к рефлекторной ее деятельности все остальные приобретения человеческой личности добываются путем постоянного упражнения и создания навыков, совокупность которых и составляет то, что называется воспитанием. В сущности процесс воспитания представляет собой как бы дальнейшие наслоения нервно-психических процессов на почве более элементарных или обыкновенных рефлексов. Эти дальнейшие наслоения выражаются развитием более высших рефлексов, которые в общей своей совокупности могут быть названы воспитательными рефлексами. Человек, получивший воспитание, имеет, таким образом, как бы две природы — одна приобретается как унаследованная часть его организации от предков и образует собой ряд прирожденных и наследственных рефлексов, другая же приобретается путем естественного упражнения и искусственного создания навыков и образует собой совокупность воспитательных рефлексов. В сложной деятельности человека не всегда легко разграничить эти две его организации — прирожденную, или наследственную, и приобретенную благодаря естественному или искусственному воспитанию, но онотем не менее возможно и необходимо.
Первая сторона организации, которую ради простоты можно бы назвать наследственной, состоит из такого порядка явлений, который направлен главным образом к обеспечению личного существования при
осредстве относительно простых, или так называемых обыкновенных Р°флексов наступательного и оборонительного характера, тогда как вто-ппп Приоо})етенная сторона организации состоит из более сложных
Роявлений нервно-психической деятельности как личного, так и общественного характера.
__ тРУДно видеть отсюда, что человек, как социальная единица, яв-я продуктом воспитания, а не является результатом прирожденных
,и наследственных условий.
ост^У4311. когда человек был от первых дней своего существования
Ромвсякого воспитания, как было с известным Гансом Гаспа-
словя казывают> что сама природа не обеспечивает человеку ни дара °УКВап И даже пРавильной способности передвигаться, оставляя его в Дейгтв °М смысле слова беспомощным в условиях окружающей его гвительности.
Такие примеры наглядно показывают, что собственно значит в жизни человека воспитание. Они говорят нам, что человеческая личность есть продукт воспитания, так как без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить собственной жизни.
...Если образование направлено к умножению человеческих познаний и, следовательно, к увеличению эрудиции, то воспитание развивает ум человека, приучая его к синтезу и анализу, оно служит к облагораживанию душевных чувств и к созданию и укреплению его воли. Отсюда понятно, что как бы ни был образован человек, но если ум его не отличается известной гибкостью, если чувства его остались на ступени грубого эгоизма, если он, наконец, окажется лишенным в известной мере и воли, то все его образование с точки зрения общественной пользы будет простым балластом, ничуть не более. Если, с другой стороны, человек с образованием получает в течение своего развития несоответственное направление чувств и воли, то его образование может сделаться лишь средством или орудием к удовлетворению личных страстей и в этом смысле послужит только к тому, чтобы создать вредного члена нашего общества21.
Г.С. Костюк(1899-1982), психолог, академик