Методика проведения социометрического опроса
тттштшттттшттшштштттвттттшттшттшттшшжттшттттш
Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии.Его основу составляет социометрический опрос.
1. Социометрический опрос— одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.
2. Возможности метода.Позволяет анализировать внутриколлек-тивные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценивать психологическую совместимость и уровень группового единства коллектива.
3. Условия и требования к проведению опроса:
♦ проводится в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;
♦ оптимальное количество членов группы — 10-15 человек;
♦ все члены коллектива должны иметь возможность непосредственного активного общения;
♦ содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.
4. Процедура опроса.
♦ Подготовительный этап:
-Ф- определение проблемы, выбор объекта;
<■ формулирование социометрических критериев;
♦ разработка бланка социометрического опроса.
♦ Основной этап:
■Ф- установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы; <- проведение социометрического опроса; ■Ф- построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов.
♦ Завершающий этап:
■Ф- анализ результатов опроса; ■Ф- формулирование выводов;
■Ф- разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.
5. Социометрический критерий (СК).
СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого участвовать совместно с кем-либо в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).
Уважаемый товарищ!
В иелях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии Ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в обшем списке. Анонимность результатов опроса гарантируется.
ФИО (№ по списку группы):__
Если бы от Вас зависел подбор нового состава группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого из членов коллектива Вы включили бы вее состав:
а кого не включили бы:
С кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку:
а с кем не хотели бы:
6. Социометрическая матрица.По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах — объекты выбора (кого выбирают). Выбо-
ры обозначаются в клетках матрицы: положительный «+», отрицательный «-».
Вариант
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирают | Потребность вобшении | |||||||||
ФИО | К | Ист | ||||||||||
А | - | + | + | - | + | 0,14 | ||||||
Б | + | + | - | |||||||||
В | + | - | * | + | + | + | + | 0,57 | ||||
Г | - | - | * | + | - | + | -0,1 | |||||
д | + | - | ||||||||||
Е | + | + | * | + | + | 0,57 | ||||||
Ж | + | + | - | - | + | * | - | |||||
+ | - | - | + | - | * | -0,1 | ||||||
Социометрический статус | к; | |||||||||||
К" | ||||||||||||
Ист | 0,9 | -0,4 | 0,1 | 0,4 | -0,3 | 0,3 |
7. Социограмма— схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.
Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива лидеров, изолированных элементов, отверженных, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер — это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент — член группы, которого не выбирают товарищи. Отверженный — член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.
В качестве примера на рис. 1П2 представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице Ж.
8. Социометрические индексы (СИ)позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят следующие.
а) Индекс социометрического статуса (Ист) определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию:
где К++ и К"" — количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N — число испытуемых. Индекс психологической совместимости члена коллектива «А» равен:
На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать следующие выводы.
1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты В и Е, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.
2. Наиболее высокий статус имеют респонденты А и Д, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их
авторитета (для этого использовать опрос, наблюдение, беседу, анализ документов и др. методы).
3. Ярко выраженных изолированных и отверженных респондентов в группе нет. Хотя надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между Ж и Б первый не будет иметь со стороны товарищей ни одного положительного выбора при четырех отрицательных.
Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает: если в процессе индивидуально-воспитательной работы удастся преодолеть антипатию Г к Б и 3 к Е, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности (И,1СГ).
Приложение 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ ОПРОСА1