Педагогического процесса готовности к здоровьетворению
Уровень сформированности у субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению | Низкий | Средний | Высокий |
Оценка в баллах | 0 – 5 | 6 – 14 | 15 – 20 |
индивидуальных особенностей данного конкретного человека и условий его жизни и деятельности); 7) психологический комфорт.
Руководствуясь тем, что здоровый образ жизни человека складывается под влиянием многих факторов (это и пример семьи, в которой рос индивид; и общественные образцы поведения окружающих людей; и воздействие образов, представленных в художественной и специальной литературе, в средствах массовой информации; и специальное воспитательное воздействие на человека в период его личностного формирования со стороны профессиональных педагогов и др.), мы в его содержании выделили те составляющие, регулирование которых возможно реально обеспечить на практическом уровне в условиях педагогического процесса и при этом доступно учителю при взаимодействии с учащимися. Прежде всего, это обеспечение психологического комфорта, оптимальной двигательной активности и режима труда и отдыха. Созданию психологического комфорта способствует реализация в педагогическом процессе принципов здоровьетворящего образования. Поскольку все это учитывается в критериях оценки уровня организации здоровьетворящего образования в школе, то это дает нам право на основании данных критериев делать вывод об уровне здорового образа жизни субъектов педагогического процесса данного конкретного учреждения.
Таким образом, разработанный нами критериально-оценочный аппарат позволяет отследить динамику организации здоровьетворящего образования в образовательном учреждении как по отдельным направлениям, так и в целом.
4.3. Динамика результатов организации процесса
здоровьетворящего образования в современной школе
В данном параграфе представлены результаты констатирующего и формирующего экспериментов, осуществленных нами в ходе нашей исследовательской работы по организации здоровьетворящего образования в школе, а также дана сравнительная характеристика этих результатов, отражающая тенденцию их динамики.
Как указано в первом параграфе данной главы в целом в эксперименте было задействовано более 1000 субъектов педагогического процесса: это учащиеся разного возраста, студенты вуза и педколледжей (всего более 600 человек); школьные учителя, педагоги системы дополнительного образования, преподаватели колледжей и воспитатели дошкольных образовательных учреждений (всего более 400 человек). При этом около 50 % из них участвовало в исследовании на этапе констатирующего эксперимента, около 20 % принимали частичное участие в формирующем эксперименте, и 30 % были включены в организацию здоровьетворящего образования во всех направлениях.
На этапе констатирующего эксперимента мы использовали следующие методы: 1) наблюдение за организацией учебного процесса в школе с целью выявления уровня его здоровьетворящей направленности, здоровьетворящих подходов к оценке знаний учащихся, эффективности физкультурных пауз; 2) анкетирование субъектов образовательного процесса с целью выявления их отношения к здоровью как ценности и к своей ведущей трудовой деятельности (у учащихся – к учению, а у учителей – к педагогической деятельности); 3) контент-анализ письменных продуктов учащихся и учителей с целью экспертной оценки их отношения к окружающему миру и соотнесения этой оценки с оценкой, представленной в их анкетах; 4) беседы с учащимися и учителями, в процессе которых мы выявляли уровень их душевного комфорта с целью корректирования протекающего педагогического процесса.
Прежде чем представлять анализ полученных на этапе констатирующего эксперимента результатов, следует сказать, что мы отслеживали здесь не столько организацию здоровьетворящего образования, о котором ни учителя, ни учащиеся еще не имели представления, а пути и способы сохранения в данной школе здоровья учащихся, или здоровьесбережения, как чаще всего говорят, в процессе образования. В связи с этим нам было важно выявить исходный уровень здорового образа жизни субъектов педагогического процесса и увидеть, осознают ли учителя и учащиеся зависимость своего здоровья от характера организации современного учебного процесса общеобразовательной школы, и если да, то в какой мере. Мотивом для такой постановки второго вопроса является требование по поводу здоровья учащихся, сформулированное в Законе об образовании Российской Федерации (ст. 2, п. «а») и призванное регулировать деятельность школы в решении проблемы здоровья школьников.
Техника самооценки здорового образа жизни субъектов педагогического процесса представлена в табл. 19. Следует отметить, что данная анкета первоначально составляется с участием каждой группы субъектов, что позволяет одновременно с диагностическими решать образовательные задачи, просвещая их в вопросах о здоровом образе жизни. Для самооценки параметров здорового образа своей жизни субъектам были предложены следующие значения баллов: 4 – безусловно, да (то есть данная позиция представлена в жизни индивида в максимальной степени); 3 – скорее да, чем нет (данная позиция в целом имеет место быть в жизни индивида); 2 – скорее нет, чем да (данная позиция представлена в жизни индивида ситуативно, то есть ее появление связано с какими-то определенными, стихийно или целенаправленно возникшими в его жизни обстоятельствами,); 1 – безусловно нет (данная позиция не представлена в жизни индивида вообще); 0 – затрудняюсь ответить (у индивида отсутствуют необходимые знания для оценки данной позиции, или он никогда не фиксировал своего внимания на этом). Техника обсчета результатов самооценки здорового образа жизни представлена в табл. 19.
Исходя из того, что максимальная оценка здорового образа жизни равняется «4», а также учитывая общее количество позиций и ценностную значимость для здоровья каждой из них, мы определили следующую шкалу для определения индивидуального уровня здорового образа жизни индивида (см. табл. 20).
Согласно данным констатирующего эксперимента достаточно полное представление о здоровом образе жизни имеет более 80 % учителей, около 70 % старшеклассников и приблизительно 20-25 % младших школьников. Эти цифры говорят о том, что проблема здоровья сегодня является актуальной и достаточно обсуждаемой в нашем обществе. Однако в
Таблица 19
Техника самооценки здорового образа жизни
субъектов педагогического процесса
№№ п/п | Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) человека | Оценка ЗОЖ в баллах | Общий балл | ||||
1. | Соблюдение личной гигиены | ||||||
1.1. | Гигиены тела | ||||||
1.2. | Гигиены одежды | ||||||
1.3. | Гигиена своего рабочего места | ||||||
1.4. | Гигиены жилища | ||||||
2. | Рациональное питание | ||||||
2.1. | Баланс в пищевом рационе белков, жиров и углеводов | ||||||
2.2. | Наличие в пище витаминов | ||||||
2.3. | Наличие в пище минеральных веществ | ||||||
2.4. | Природосообразный для индивида объем пищи | ||||||
2.5. | Природосообразный для индивида состав пищи | ||||||
2.6 | Природосообразный для индивида режим питания |
Продолжение таблицы 19
3. | Движение | ||||||
3.1 | Ежедневное выполнение утренней зарядки | ||||||
3.2. | Выполнение специальной гимнастики в течение дня | ||||||
3.3. | Занятие каким-либо видом спорта для здоровья | ||||||
3.4. | Организация своих обычных движений с учетом требований физической культуры | ||||||
4. | Закаливание | ||||||
4.1. | Выполнение специальных закаливающих процедур | ||||||
4.2. | Обливание холодной водой | ||||||
4.3. | Регулярные прогулки на свежем воздухе | ||||||
4.4. | Регулярное посещение бани | ||||||
5. | Отсутствие вредных привычек | ||||||
5.1. | Табакокурения | ||||||
5.2. | Злоупотребления алкоголем | ||||||
5.3. | Наркотической зависимости |
Продолжение таблицы 19
6. | Режим труда и отдыха | ||||||
6.1. | Соблюдение норм чередования физического и умственного труда | ||||||
6.2. | Выполнение во время умственной работы специальных мероприятий, снимающих умственное перенапряжение | ||||||
6.3. | Полноценный сон | ||||||
7. | Психологический комфорт | ||||||
7.1. | Умение сохранять или быстро восстанавливать душевное равновесие | ||||||
7.2. | Умение видеть положительное в окружающем мире | ||||||
7.3. | Умение строить гармоничные отношения с окружающими людьми | ||||||
7.4. | Принятие своих недостатков как неизбежного следствия человеческой природы | ||||||
7.5. | Умение извлекать положительные уроки из своих жизненных ситуаций |
Продолжение таблицы 19
7.6. | Умение принимать с миром жизнь и окружающий мир | ||||||
7.7. | Стремление к самосовершенствованию | ||||||
7.8. | Умение стойко переносить поражения и жизненные невзгоды | ||||||
7.9. | Оптимистическое мировосприятие | ||||||
7.10. | Удовлетворенность своей судьбой в целом | ||||||
7.11. | Умение переживать в жизни радость | ||||||
7.12. | Удовлетворенность своей половой принадлежностью | ||||||
7.13. | Толерантность | ||||||
ИТОГО (средний балл) |
Таблица 20
Шкала уровней здорового образа жизни
субъектов педагогического процесса
Низкий | Средний | Высокий |
От 0 до 1,59 | От 1,60 до 3, 29 | От 3,30 до 4,00 |
реальности высокий уровень здорового образа жизни имеют приблизительно только 14-17 % учителей, среди которых большая часть это люди, осознавшие необходимость заниматься своим здоровьем в связи с его частичной утратой; 11-12 % учащихся старшего школьного и студенческого возраста (часто это девочки и девушки, озабоченные своим внешним видом и занимающиеся здоровьем только в определенных направлениях), 28-30 % учащихся среднего звена и начальных классов (большая часть из которых, как правило, ходит в специальные спортивные секции).
Интересно отметить, что уже первоклассники имеют определенное представление о традиционных составляющих здорового образа жизни. Так, например, подавляющее большинство школьников знают, что необходимо соблюдать личную гигиену, режим питания, режим сна и отдыха, закаляться и регулярно заниматься физкультурой. Однако в реальности у большинства из них забота о здоровье сводится к мытью рук перед едой, ног перед сном и чистке зубов по утрам. Причем более 80 % первоклассников делают это по напоминанию родителей или других взрослых. Мы объясняем данное положение двумя причинами: во-первых, возрастными особенностями детей, так как у них еще слабо развита способность сознательного управления своим поведением, и, во-вторых, отсутствием личностной значимости «чистоты как залога здоровья». Так, на вопрос «Считаешь ли ты необходимым часто мыть руки?» (для того, чтобы получить искренний и правдивый ответ, мы раздали детям маленькие листочки бумаги, на которых были уже написаны возможные ответы на предлагаемые вопросы, сначала зачитали вопрос, затем все ответы на данный вопрос и попросили детей честно ответить на этот вопрос, подчеркнув тот ответ, который соответствует их позиции). Как мы и ожидали, большинство детей (67 %) выбрали ответ: «Зачем их мыть? Они у меня и так всегда чистые». Следует также отметить, что среди младших школьников, практически занимающихся своим здоровьем, большинство – это дети из семей, где сами родители серьезно занимаются своим здоровьем.
Включение субъектов педагогического процесса в деятельность по творению своего здоровья в рамках здоровьетворящего образования положительно отразилось на качестве здорового образа их жизни, что проявляется в динамике их самооценок (см. рис. 6).
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что актуальность проблемы сохранения здоровья учащихся осознают 100 % учителей, однако могут выделить факторы педагогического процесса, влияющие тем или иным образом на здоровье учащихся только 15,19 % учителей. Интересно отметить, что эффективность физкультминуток как средства сохранения здоровья учащихся отмечают только 21,88 % учителей, причем преимущественно это учителя начальных классов, так как обязательность таких двигательных перерывов в течение урока является для начальной школы нормативным методическим требованием. Важно отметить, что никто из учителей не связывает проблему сохранения здоровья учащихся с объемом домашних заданий, а практика соотнесения объемов домашних заданий по разным учебным предметам для учащихся одного класса в школах на сегодня просто отсутствует.
Рис. 6. Динамика уровней здорового образа жизни субъектов
педагогического процесса на начало и конец экспериментальной работы
К интересным выводам мы пришли, анализируя результаты бесед с учителями и учащимися: так, ни те, ни другие не осознают взаимозависимости между состоянием здоровья друг друга. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что понятие здоровье и у учителей, и у учащихся ассоциативно связывается только с его физической составляющей, а психическая и интеллектуальная сферы личности как компоненты здоровья человека ими не воспринимаются. Поэтому на вопрос «Считаете ли вы возможным сохранять душевное равновесие в течение полного рабочего дня?» только 3,13 % учителей ответили однозначно положительно; 13,84 % считают это более или менее возможным при условии хорошего состояния соматического здоровья и преимущественно в возрасте до 30-35 лет; более 67,86 % учителей называют свою профессию разрушительной для здоровья; и только 16,07 % учителей получают полное моральное удовлетворение от работы, так как по-настоящему любят своих учеников. Так, например, они никогда не жалуются родителям на их детей, практически не ставят отрицательных оценок, создают условия для обеспечения оптимальной интенсивности урока с тем, чтобы «задавать учащимся как можно меньше на дом». Однако достигают они всего этого, к сожалению, зачастую, за счет своего здоровья.
Необходимо сказать еще об одном нашем существенном выводе: как правило, большинство детей не считают себя нездоровыми, несмотря на то, что по медицинским показателям в первую группу здоровья они не входят. Этот факт мы объясняем наличием у молодых достаточно большого запаса физических сил, благодаря чему дисфункции отдельных органов и систем на организменном уровне субъективно ощущаются ими меньше, чем взрослыми, переживающими аналогичные дисфункции значительно тяжелее. Этот факт подтверждает тезис о том, что даже у больного человека есть некоторый объем здоровья как потенциальный запас жизненных сил (жизнеспособность по Г. Л. Апанасенко), который может быть увеличен при определенных условиях. Среди этих условий в педагогическом отношении одним из важнейших, как мы показали, является установка личности на поддержание и улучшение здоровья. Интересно также отметить, что учащиеся, оценивая свое самочувствие в конце учебного дня, часто отмечают усталость, которую мы квалифицируем как одной из проявлений их нездоровья, но на психоэмоциональном или интеллектуальном уровне.
На этапе констатирующего эксперимента мы ставили еще одну задачу – выявить представление учащихся и учителей о содержании понятия «здоровье человека», о степени значимости здоровья для жизни человека и о путях его становления. Анализ результатов показал следующее: здоровье у большинства ассоциируется только с физическим состоянием их организма, то есть только с телесным (соматическим) здоровьем, поэтому в качестве инструментов становления здоровья они видят преимущественно средства физической культуры; значимость здоровья для жизни человека признают, как правило, практически все, но заниматься своим здоровьем считают необходимым только единицы; мало кто понимает зависимость физического здоровья от психоэмоционального состояния, и еще меньше связывают состояние своего здоровья с характером своего отношения к окружающему миру. При этом понятие «отношение» они употребляют на уровне обыденного сознания в смысле «хорошо отношусь» (то есть признаю его значение), не понимая деятельностной функции этого компонента личности человека.
В ходе формирующего эксперимента мы констатировали изменение у субъектов педагогического процесса представлений о здоровье. Так, расширение их представлений о здоровье человека как в определенной мере результате его собственной деятельности способствует повышению у них уровня душевного спокойствия, душевной уравновешенности; осознание степени значимости здоровья для жизни приводит к изменению глубинной основы положительной мотивации на деятельность по здоровьетворению. Например, заниматься здоровьем человек может с разной целью: ради своего тщеславия «вот я какой здоровый, сильный» (это положительная мотивация, но опирающаяся на эго индивида и поэтому питающая, по нашему мнению, не лучшие его качества; заниматься здоровьем можно ради самого здоровья (это тоже положительная мотивация, но достижение цели при этом осуществляется ради достижения цели и это тоже, скорее всего, проявление эго человека); а можно заниматься своим здоровьем во имя и ради других людей, чтобы «умереть здоровым» (уйти из жизни «праведно»), не обременяя своих родных и близких. Эта мотивация представляется нам единственно нравственной и альтруистической, ибо направлена на другого. Расширение представлений учителей и учащихся о путях становления здоровья приводит к тому, что человек постепенно начинает сам добровольно брать на себя и нести ответственность за свое здоровье.
Для этого на первом этапе экспериментальной работы им предлагалось в технологии развивающейся кооперации описать свое представление о здоровье, о признаках его проявления, о влияющих на него факторах и подумать, в чем они видят лично для себя смысл здоровья. Результаты анализа содержания письменных продуктов коллективной деятельности отдельно учащихся и отдельно учителей, который мы осуществили, пользуясь методом контент-анализа, показали следующее: 1) 87 % учителей и 64 % учащихся (в этой работе участвовали учащиеся 8-11 классов) формулируют понятие «здоровье» через слова «состояние, благополучие, настроение, физическое, психическое»; в 35 % работах учителей и 12 % работах учащихся присутствует понятие «духовное здоровье». Ранжирование факторов, влияющих, согласно представлениям наших респондентов, на здоровье, показало, что 28 % учителей и 34 % учащихся считают, что в первую очередь здоровье зависит от состояния экологии, 14 % учителей и 19 % учащихся называют в качестве определяющего фактора наследственную предрасположенность человека к заболеваниям; 23 % учителей и 31 % учащихся уверены, что здоровье должны обеспечивать врачи; и, наконец, 25 % учителей и 17 % учащихся осознают, что здоровье зависит от их образа жизни, и делают вывод, что их здоровье «в их руках».
Интересно отметить, что практически во всех работах и учителей, и учащихся в качестве показателей здоровья человека называются здоровое тело («нет болезней» и «ничего не болит»), хорошее настроение, блеск в глазах, блестящие волосы, хорошие зубы, гладкая кожа, прямая осанка, уверенность человека в себе и пр. Это говорит о том, что в целом у них имеется представление о внешнем облике здорового человека. Также подавляющее большинство учителей (96 %) и учащихся (84 %) достаточно хорошо осведомлены о традиционном подходе к становлению здоровья, однако оценивают они свою жизнедеятельность как здоровьетворящую следующим образом: на 2,5 балла (при 4-хбалльной шкале оценок) – 13 % учащихся и 9 % учителей; на 2 балла – 26 % учителей и 34 % учащихся; на 1,5 балла – 54 % учителей и 42 % учащихся; и только 3 % учителей и 5 % учащихся оценили здоровьетворящую направленность своей жизнедеятельности на 3 или 3,5 балла.
С целью выявления значимости для субъектов педагогического процесса здоровья как ценностного жизненного ориентира проводился опрос среди первокурсников педагогического колледжа (всего в течение трех лет было опрошено около 400 студентов). Им предлагалось ранжировать по степени значимости две группы ценностей: 1) терминальные – активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, хорошая обстановка в стране, общественное признание, познание, равенство, самостоятельность, свобода, счастливая семейная жизнь, творчество, уверенность, удовольствия; 2) инструментальные – аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость, твердая воля, терпимость, широта взглядов, честность, эффективность в делах, чуткость.
Важно отметить, что среди терминальных ценностей у пятнадцати-шестнадцатилетних на первом месте находится здоровье, на втором – друзья, на третьем уверенность, на четвертом – любовь, на пятом – общественное признание, на шестом – активная жизнь; далее терминальные ценности расположились следующим образом: счастливая семейная жизнь – на 7 месте, свобода – 8, интересная работа – 9, познание – 10, самостоятельность – 11, материально обеспеченная жизнь – 12, хорошая обстановка в стране – 13, творчество – 14, жизненная мудрость – 15, равенство – 16, удовольствия – 17, красота природы и искусства – 18. На первом месте здоровье стоит и у учителей в возрасте после 27 лет, а вот у студентов вуза и учителей-стажеров в возрасте до 27 лет на первом месте находится любовь, на втором – счастливая семейная жизнь, на третьем уверенность, на четвертом – общественное признание, на пятом – свобода и на шестом – равенство. Интересно, что на вопрос, почему в первую шестерку не попала «интересная работа» многие студенты и молодые учителя ответили, что интересность работы зависит от них самих. Причину такого положения мы видим в том, что преподавание ряда предметов строилось, говоря словами В. Франкла, «в поиске смысла». Таким образом, ранжирование вышеобозначенных ценностей студентами педагогического колледжа, студентами вуза и молодыми учителями позволяет сделать вывод о том, что значимость каждой из них для субъекта зависит от глубины постижения им понятия «здоровье человека».
Среди инструментальных ценностей на первое место студенты педагогического колледжа поставили воспитанность, на второе – образованность, на третье – честность, на четвертое – ответственность, на пятое – исполнительность, на шестое – твердую волю. Далее по степени убывающей значимости следуют: независимость (7), чуткость (8), эффективность в делах (9), аккуратность (10), смелость (11), жизнерадостность и терпимость (12), самоконтроль (13), широта взглядов (14), рационализм (15), непримиримость (16), высокие запросы (17). Студенты вуза и молодые учителя так же, как и студенты педагогического колледжа на первые два места поставили образованность и воспитанность, на третьем месте у них ответственность, на четвертом и пятом соответственно жизнерадостность, терпимость и независимость, а шестое место разделили такие ценности, как эффективность в делах и честность. Приведенные выше данные показывают, что для молодежи в возрасте от 15 до 27 лет здоровье и воспитанность являются наиболее значимыми жизненными ценностями.
Обобщение данных констатирующего эксперимента позволило нам выявить исходный уровень организации здоровьетворящего образования по критериям, отраженным в табл. 9 (см. § 4.2). При этом следует подчеркнуть, что учителя первоначально чаще пользовались понятиями «здоровьесохранение» или «здоровьесбережение», нежели здоровьетворение, хотя по сути их действия являлись именно здоровьетворящими. Для унификации оценки всех направлений нашей экспериментальной работы мы разработали рабочую шкалу, включающую в себя семь уровней (см. табл. 21).
Это позволило нам привести, образно говоря, к «общему знаменателю» все многообразие действий, мероприятий, признаков, характеризующих организацию в образовательном учреждении процесса здоровьетворящего образования.
Итак, результаты констатирующего эксперимента, отраженные в табл. 22, показывают, что первоначально актуальность идеи – необходимость организации здоровьетворящего образования в школе осознается только 20 % учителей, что соответствует пропедевтическому уровню организации здоровьетворящего образования. При этом идея сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе в исследовательском плане прорабатывается в основном теоретически, а практически лишь на уровне укрепления физического здоровья учащихся, хотя в педагогических работах разных уровней и жанров все чаще поднимается проблема сохранения здоровья учителей в педагогическом процессе, однако вне связи со здоровьем учащихся. Следует также подчеркнуть, что только 12 % учителей видят возможность реализации своих собственных интересов в процессе организации здоровьетворящего образования, а более 80 % считают, что для организации процесса здоровьетворящего образования необходимы специальные условия, создание которых от них практически не зависит.
Интерес к идее организации здоровьетворящего образования на уровне простого любопытства проявляют на этапе констатирующего эксперимента в разных школах от 60 % до 85 % учителей. Наряду с этим достаточно высок процент учителей, сопротивляющихся участию в организации здоровьетворящего образования: так, только 18 % учителей безусловно готовы принять участие в реализации нашей идеи, 13 % – затрудняются сделать выбор, остальные 69 % – приняли бы участие, если бы это не требовало от них дополнительных затрат времени и сил. В то же время литературу по проблемам здоровья читают более 60 % учителей и 28 % старшеклассников, а обсуждают вопросы здоровья в среде родственников и ближайших друзей более 75 % субъектов педагогического процесса; причем у 45 % из них темы «здоровья» (а точнее болезней) являются постоянными в бытовых беседах.
Таблица 21
Содержание уровней организации здоровьетворящего
образования в образовательном учреждении
Название уровня | Вербальная характеристика оценки уровневого балла рабочей шкалы | Балльный эквивалент уровня рабочей шкалы | Процентный эквивалент уровня рабочей шкалы | Соотнесение уровней рабочей шкалы с уровнями общей шкалы организации здоровьетворящего образования |
Высокий | безусловно, да | 6 баллов | от 91 % до 100 % | Творческий |
Оптимальный | в целом да | 5 баллов | от 76 % до 90 % | |
Выше среднего | скорее да, чем нет | 4 балла | от 61 % до 75 % | Интроективный |
Средний | скорее нет, чем да | 3 балла | от 46 % до 60 % | |
Ниже среднего | в целом нет | 2 балла | от 21 % до 45 % | Пропедевтический |
Допустимый | однозначно нет | 1 балл | от 1 до 20 | |
Низкий | оценка невозможна | 0 баллов |
Таблица 22