Постановка задач лекции
ПЛАН:
1. Общая характеристика понятия «деятельность».
2. Сущность педагогической деятельности.
3. Структура педагогической деятельности.
4. Основные виды педагогической деятельности.
5. Функции педагогической деятельности.
6. Стили педагогической деятельности.
II. Проверка словарейПроводится фронтальный опрос по понятиям, которые
педагогическихрассматривались на предыдущей лекции.
Терминов
III. Изучение нового
Материала
1 ВОПРОС:Деятельность понимается, с одной стороны, как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой, как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
3
-- обеспечивает создание материальных условий жизни человека,
удовлетворение естественных человеческих потребностей;
-- становится фактором развития духовного мира человека, формой
и условием реализации его культурных потребностей;
-- является сферой реализации человеком своего личностного
потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
-- создает условия для самореализации человека в системе
общественных отношений, для реализации его социальных
интересов;
-- является источником и критерием научного познания,
самопознания и саморазвития;
-- обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.
Важнейшими характеристиками деятельности являются:
-- предметность— она подчиняется, уподобляется свойствам и
отношениям преобразуемого в процессе деятельности
объективного мира;
-- социальность— деятельность человека всегда носит
общественный характер, побуждающий людей к обмену ее
продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных
целей и планов, к взаимопониманию;
-- сознательность — в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.
Результаты деятельности легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях,
Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.
2 ВОПРОС: Педагогическая деятельность — особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить, например, умению читать географическую карту, воспитать такое, например, качество личности, как патриотизм. В широком смысле педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта будущим взрослым. Исходя из этого, педагогическая деятельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная
4
деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности.
Под педагогической деятельностьюмы понимаем особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
3 ВОПРОС: В структуру педагогической деятельности входят:
--цель педагогической деятельности --формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучении и воспитания по различным направлениям. Реализация цели педагогической деятельности связана с решениемтаких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
--содержание деятельности учителя. Содержаниемпреподавательской деятельности является процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности. Средствамидеятельности учителя являются:
-- научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся;
-- в качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или воссоздаваемого учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях, на полевой практике), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
-- в качестве вспомогательных средств выступают: технические, компьютерные, графические и т.д.
-- способы деятельности -- в преподавательской деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа,
5
непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги.
--результаты деятельности. Результатом преподавательской деятельности как выполнения ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется в сопоставлении качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека. Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие, понимаемое как единство целей и содержания.
Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней.
Чтобы педагогическая деятельность была эффективной, учителю надо ЗНАТЬ:
• психологическую структуру деятельности, закономерности ее
развития;
• природу человеческих потребностей и мотивов деятельности:
• ведущие виды деятельности человека в разные возрастные
периоды.
Кроме того, учителю надо УМЕТЬ:
• планировать деятельность, учитывая избирательный характер
человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с
учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и
подростков, их интересов и возможностей;
• формировать мотивацию и стимулировать деятельность;
• обеспечивать освоение детьми основных структурных
компонентов деятельности, прежде всего умений и навыков
целеполагания, планирования, самоконтроля, самооценки,
выполнения действий и операций.
4 ВОПРОС:Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа - это вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.
Преподавание — это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
6
Преподавание и воспитательная работа - две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Аналогично, процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А. Дистервег).
5 ВОПРОС:Под функцией педагогической деятельности мы будем понимать обязанность, круг деятельности, назначение, роль педагога.
Исследования ряда ученых (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) учителя.
Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.
Ориентационно-прогностическаяфункция педагогической деятельности выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать её результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить.
Конструктивно-проектировочнаяфункция деятельности учителя органически связана с ориентационно-прогностической. Конструктивно-проектировочная функция обеспечивает:
• отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть
усвоена учащимися;
• проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть
усвоена;
• проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они
7
должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений. В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновить учащихся на работу, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.
Информационно-объяснительнаяфункция педагогической деятельности обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся.
Коммуникативно-стимулирующая функцияпедагогической деятельности связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности.
Сущность аналитико-оценочной функциидеятельности учителя отражается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Ана-литико-оценочная деятельность помогает учителю:
• поддерживать так называемую обратную связь в своей работе (непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто);
• на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс;
• вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффактинности;
• шире использовать передовой педагогический опыт.
Исследовательско-творческаяфункция педагогической деятельности.
Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том,
8
что педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы.
Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее.
Гностическая (исследовательская) функцияпедагогической деятельности предусматривает изучение:
• содержания и способов воздействия на других людей;
• возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
• особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
6 ВОПРОС:Педагогическая деятельность учителя (преподавателя), как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности(например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, Е.А. Климов и др.).
Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает стиль управленческой деятельности, саморегуляции, общения и когнитивный стиль.
В. А. Кан-Калик под стилем общения понимал индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Стили педагогической деятельности, прежде всего, дифференцируются на три общих, рассмотренных выше, вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь «педагогическим» содержанием.
Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества участников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для
9
таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.
Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
IV. ПервичноеСтудентам задаются вопросы (фронтально):
Закрепление
изученного материала1. Дайте общую характеристику понятия «деятельность».
2. Назовите сущность педагогической деятельности.
3. Назовите структуру педагогической деятельности.
4. Перечислите основные виды педагогической деятельности.
5. Назовите функции педагогической деятельности.
6. Перечислите стили педагогической деятельности.
V. Домашнее заданиеПовторить лекционный материал.
V . Итог урокаПодвожу итог лекции.Какие вопросы у вас возникли после
изучения нового материала? Шкала комфортности на учебном
занятии (на доске).
Спасибо. Урок закончен. До свидания.