Трое заслуживающих проклятия
Передают со слов Му‘аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
«Бойтесь испражняться в трёх местах, за что можете вы заслужить проклятия: на путях, ведущих к воде, посреди дороги и в тени (, где останавливаются на отдых люди)» [82].
Примерно то же самое сообщает и Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передавший, что посланник Аллаха, , сказал:
«Остерегайтесь оказаться в числе двух проклинаемых!» (Люди) спросили: «А что такое “два проклинаемых”, о посланник Аллаха?» Пророк, , сказал: «Это тот, кто испражняется на дорогах (, которыми пользуются) люди, или в тени (, где они отдыхают)» [83]
Всё вышеупомянутое указывает нам на то, что не следует испражняться или мочиться ни посреди дороги, ни по краям её, ни в тени, где люди останавливаются на отдых в полдень и где они могут задержаться на несколько дней, ни в любом ином месте, где ходят люди, в том числе и на путях, ведущих к воде, так как это причиняет мусульманам вред. Нет необходимости доказывать, что человека, совершающего столь отвратительные поступки, обязательно станут проклинать другие люди, а слова пророка «два проклинаемых» подразумевают собой два дела, за которые люди проклинают совершающих эти дела, ведь того, кто их совершает, проклинают и ругают.
Чистота дороги
Таким образом, ислам оберегает мусульман, чем бы они ни занимались, обеспечивая здоровье их тела и духа, и ислам возложил на мусульманина обязанность непричинения вреда другим на дорогах.
В своём «Сахихе» имам Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что однажды пророк, , сказал людям:
«Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!" Люди сказали: «Но мы обязательно должны собираться, ведь там мы беседуем друг с другом!» Тогда посланник Аллаха, , сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться (там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное». (Люди) спросили: «А что значит воздавать должное дороге, о посланных Аллаха?» Он ответил: «Это значит потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого» [84].
Если поразмыслить об этом благородном указании пророка, , нам станет ясно, что посланник Аллаха, , направляет нас к одному из общих установлении, в котором всегда и везде нуждаются люди. Речь идёт о сидении на пути, по которому ходят люди, и о том, чего следует придерживаться сидящим на пути, являющемся общественной собственностью, которой пользуются все.
В этом хадисе посланник Аллаха, , побуждает нас отказаться от причинения обид прохожим руками, языком, глазами и любыми иными средствами, так как мусульманином «является тот, кто не причиняет вреда (другим) мусульманам своим языком и своими руками». И если человек сидит на дороге, пусть он сидит не для того, чтобы лгать, сплетничать, злословить за спиной у других, высмеивать прохожих или рассказывать про них разные истории. И если в этом отношении прекращение нанесения обид является велением, отрицающим нечто, то есть и веление утверждающее, суть которого заключается в устранении зла, существующего на дороге. Это разъясняется в хадисе, который аль-Бухари передаётслов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, , сказал:
«Как-то раз один человек, шедший по дороге, увидел на ней ветку с колючками и убрал её, а Аллах отблагодарил его, простив ему (его грехи)».
Далее, тому, кто приводит в порядок дорогу, убирая с неё то, что создаёт помехи, это записывается как садака, и за это его ждёт награда от Аллаха и благодарность людей за его доброе дело, и прав был наш благородный посланник, , сказавший:
«Каждый день сын Адама должен давать садаку столько раз, сколько суставов имеется в его теле, и садакой является приветствие тех, кого он встречает, и побуждение к одобряемому (шариатом) есть садака, и удержание от порицаемого есть садака, и устранение помех с дороги есть садака, и совершение полового сношения с женой есть садака».
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
«Вера включает в себя более семидесяти (или: .шестидесяти) ответвлений, низшим из которых вляется устранение помех с пути (, по которому ходят люди), а высшим – произнесение слов “нет бога, кроме Аллаха”.» [85]
Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
«Были представлены мне хорошие и дурные дела (членов) моей общины, и увидел я в числе хороших дел их устранение помех с пути(, по которому ходят люди), а среди дурных - плевок, который остаётся в мечети непогребённым» [86], [87]
Аль-Мустанир бин Ахдар бин Му‘авийа передал, что его отец сказал: «Однажды я шёл по какой-то дороге вместе с Ма‘килем бин Йасаром, и когда нам встретилось какое-то препятствие, он убрал его в сторону, а потом я увидел (на дороге) нечто подобное, взял это и (тоже) убрал в сторону, и тогда он взял меня за руку и спросил: “О сын моего брата, что побудило тебя сделать то, что ты сделал?” Я сказал: “О дядя, я увидел, как ты сделал что-то, и сделал то же самое”. Тогда он сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал:“Тому, кто уберёт помеху с пути мусульман, запишется доброе дело, а тот, у кого доброе дело будет принято, войдёт в рай”». [88]
Сообщается, что Абу Шайба аль-Харави сказал: «Как-то раз Му'аз, да будет доволен им Аллах, шедший (куда-то) с одним человеком, (неожиданно) вернулся назад и убрал с дороги камень. (Этот человек) спросил: “Что это?” (Му‘аз, да будет доволен им Аллах,) сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал:
“Тому, кто уберёт с дороги камень, за это запишется доброе дело, а тот, у кого будет доброе дело, войдёт в рай”» [89]
Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Одно дерево мешало людям, и какой-то человек убрал его с пути, по которому они ходили, после чего пророк, , сказал: “Я видел его наслаждающимся в тени этого (дерева в раю)”». [90]
И есть много других хадисов, в которых содержатся наставления благородного пророка, , относительно того, что следует делать на дорогах, о том, какое это имеет значение, и о том, чего нам следовало бы придерживаться в нашей общественной жизни, благодаря чему мы избегаем многих трудностей в пути. И как было бы хорошо, если бы мы знакомили наших детей с этими великими наставлениями, чтобы они росли, испытывая уважение к дороге и отдавая ей должное, благодаря чему мы докажем, что являемся цивилизованной исламской общиной. И пусть знают все другие, что ислам устанавливает определенные правила поведения на дороге, тем самым защищая общественные места от всего дурного и проявлений анархии.
СОДЕРЖАНИЕ
От научной комиссии
Предисловие
I. ПОЛОЖЕНИЕ И ПРАВА РЕБЁНКА В ИСЛАМЕ
1. Любовь посланника, , к детям
2. Внимание, проявляемое исламом к ребёнку ещё до его рождения
3. Семья в исламе
4. Любовь родителей
5. Ислам и равенство между детьми. Отношение ислама к женщинам
II. ОХРАНА ЖИЗНИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
1. Охрана жизни ребёнка
2. Защита от опасностей мира иного
3. Защита от опасностей этой жизни
4.
5. Защита в милосердии и милосердие в защите
6. Ислам и карантин
III. РОЛЬ ПИТАНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ТЕЛА, ФОРМИРОВАНИИ РАЗУМА И ВОСПИТАНИИ
1. Взгляд ислама на естественное питание
2. Важность, которая придаётся в исламе естественному питанию
3. Питание беременной и кормящей грудью
4. Роль питания в поддержании здоровья души и разума
IV. ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ИСЛАМЕ
1. Взгляд ислама на воспитание подрастающего поколнения
2. Ребенок как объект воздействия врожденных свойств и приобретаемого человеком извне и ответственность родителей
3. Пример учителя и воспитание ребёнка
4. Ислам и приучение ребёнка к самостоятельности
5. Ислам и обучение ребёнка
V. ЧИСТОТА ТЕЛА И ЧИСТОТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Достоинство чистоты
2. Чистота и молитва
3. Чистота рук
4. Внимание к поддержанию чистоты головы
5. Чистота глаз
6. Чистота носа
7. Чистота рта
8. Чистота одежды
9. Чистота воды и пищи
10. Запрещение мочиться в стоячую воду
11. Запрещение мочиться на камень и твёрдую землю
12. Трое заслуживающих проклятия
13. Чистота дороги
[1] Прямота (истикама) как шариатский термин подразумевает собой неуклонное выполнение всех велений Аллаха и отказ от всего запрещённого Им.
[2] Речь идёт о Мекке.
[3] Имеется в виду пророк Мухаммад, .
[4] “Город”, 1 – 3.
[5] В данном случае подразумевается, что раньше Аллах не создавал подобного ему.
[6] “Марйам”, 7.
[7] “Различение”, 74.
[8] “Пещера”, 46.
[9] Аль-Хасан-и аль-Хусейн - внуки пророка, .
[10] См. «Взаимный обман», 15.
[11] Имеется в виду не сокращение положенного количества ракатов, а то, что в подобных случаях пророк, , читал во время молитвы короткие суры.
[12] “Лукман”, 14.
[13] “Пески”, 15.
[14] ‘Амра бинт Раваха – мать ан-Ну‘мана бин Башира, да будет доволен им Аллах.
[15] То есть не оставлю без воздаяния.
[16] “Семейство Имрана”, 195.
[17] Имеется в виду, что за благие дела мужчины и женщины получат одинаковую награду.
[18] Здесь имеется в виду, что запретно как самоубийство, так и неправомерное убийство других людей.
[19] “Женщины”, 29.
[20] Применение наказаний, предусмотренных шариатом, является прерогативой мусульманского правителя или тех, кто будет им для этого уполномочен, тогда как частные лица не имеют права заниматься этим по собственной инициативе.
[21] “Скот”, 151.
[22] Имеется в виду либо многобожие, либо грабежи, насилие и тому подобные преступления.
[23] То есть спасёт ему жизнь.
[24] “Трапеза”, 32.
[25] “Скот”, 151.
[26] “Скот”, 140.
[27] “Женщины”, 28.
[28] “Женщины”, 9.
[29] “Запрещение”, 6.
[30] “Корова”, 195.
[31] Этот хадис приводит Абу Дауд со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
[32] “Корова”, 30.
[33] “Запрещение”, 6.
[34] То есть ешьте то, что является дозволенным и нравится вам.
[35] “Верующие”, 51.
[36] “Корова”, 195.
[37] Аль-Бухари.
[38] “Запрещение”, 6.
[39] “Корова”, 195.
[40] Имеются в виду расходы на благие дела.
[41] Речь идёт об освобождении рабов.
[42] Объясняется это тем, что обеспечение своей семьи является обязанностью (ваджиб) мужчины, а всё остальное из упомянутого пророком, – рекомендуемым (мандуб), а выполнение обязательного намного лучше выполнения рекомендуемого.
[43] Муслим.
[44] “Корова”, 233.
[45] “Корова”, 233.
[46] “Рассказ”, 7.
[47] “Рассказ”, 12.
[48] “Хаджж”, 1 - 2.
[49] “Преграды”, 31.
[50] Имеются в виду такие растения – как виноград, который нуждается в подпорках, чтобы расти, и прочие растения, например, пальмы, которые могут расти и без этого.
[51] То есть сходны по размеру и цвету, но отличаются друг от друга по вкусу.
[52] Имеется в виду либо закят, либо добровольные даяния неимущим в виде части собранного урожая.
[53] “Скот”, 141.
[54] Речь идет о шатрах и одежде, сделанных из шкур и шерсти домашних животных.
[55] “Пчёлы”, 5.
[56] “Милостивый”, 68.
[57] “Марйам”, 25-26.
[58] Имеются в виду пчёлы.
[59] “Пчёлы”, 69.
[60] “Та ха”, 81.
[61] То есть вывели из земли; взрастили.
[62] Здесь имеются в виду злаки.
[63] “Скот”, 99.
[64] “Йа син”, 33 - 35.
[65] “Скот”, 142.
[66] “Пчёлы”, 10.
[67] Этот аят был ниспослан до запрещения вина.
[68] “Пчёлы”, 66-67.
[69] “Трапеза”, 88.
[70] Это значит, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклонится от него под воздействием людей или установившихся традиций.
[71] “Румы”, 30.
[72] При жизни пророка, , верблюды этой породы являлись для арабов самым ценным имуществом.
[73] “Сгусток”, 1 - 5.
[74] “Милостивый”, 1 -4.
[75] “Корова”, 222.
[76] “Завернувшийся”, 1-4.
[77] “Трапеза”, 6.
[78] “Завернувшийся”, 4.
[79] То есть где бы вы ни совершали молитву, являйтесь на нее в чистых и, по возможности, красивых одеждах, должным образом прикрывающих тело.
[80] “Преграды”, 31.
[81] Абу Дауд.
[82] Абу Дауд; Ибн Маджа.
[83] Муслим; Абу Дауд.
[84] Муслим.
[85] Аль-Бухари; Муслим; Абу Дауд; ат- Тирми-зи; ан-Наса'и.
[86] Иначе говоря, неубранным.
[87] Муслим; Ибн Маджа.
[88] Этот хадис аль-Бухари приводит в “Аль-адаб аль-муфрад”.
[89] Ат-Табарани.
[90] Ахмад; Абу Йа‘ля.