По дисциплине «Психология»
Вопросы к Государственному экзамену
По дисциплине «Педагогика»
1. Предмет, задачи и методологические основы педагогики. Особенности педагогики как науки. Историческое развитие педагогики и ее связь с другими науками.
2. История новейшей школы и педагогики: образование и педагогика за рубежом в первой половине ХХ в.; современная школа и педагогика за рубежом; школа и педагогика России в конце XIX – начале XX в.; отечественная школа и педагогика советского периода; образование и педагогика в России на рубеже ХХ – ХХI вв.
3. Обучение как составная часть педагогического процесса. Содержание образования как средство обучения и фактор развития. Принципы и критерии отбора содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план и учебный план образовательного учреждения.
4. Процесс обучения: его специфика, содержание, принципы, закономерности. Виды обучения. Знания, умения и навыки.
5. Общая характеристика форм организации обучения: функции, виды. Общая характеристика методов и приемов обучения: функции, виды.
6. Проверка знаний, умений, навыков, как составная часть организации и осуществления контроля за процессом обучения. Принципы, виды контроля. Методы и способы проверки знаний, умений, навыков. Формы оценки и ее педагогические критерии.
7. Современная методическая система обучения. Ее характеристики и составляющие элементы (цель, задачи, содержание обучения, планирование, контроль, анализ, корректировка учебного плана).
8. Концепции развивающего обучения: концепции, ориентированные на психическое развитие (Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер); концепции, учитывающие личностное развитие (Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, С.А. Смирнов).
9. Модели и типы обучения: объяснительно-иллюстративное обучение; проблемное обучение; развивающее обучение; программированное обучение; модульное обучение; личностно-ориентированное обучение; дистанционное обучение.
10. Воспитательный процесс: его специфика, цели и задачи, принципы, функции, содержание, структурные элементы (воздействие педагога, личность воспитанника, отношение воспитанника к воздействию педагога, формируемые качества воспитанника, мотив, поведение). Виды воспитания.
11. Формы воспитательной работы: организация и специфика проведение в зависимости от типа и вида образовательного учреждения. Общая характеристика методов и приемов воспитания: убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение и др.
12. Основные принципы воспитания и их использование в физкультурной и спортивной деятельности. Учет особенностей вида спорта в воспитании.
13. Сущность педагогической этики. Основные принципы педагогической морали.
14. Профессиональная деятельность педагога: сущность, особенности, структура. Мастерство и техника в профессии педагога. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.
15. Олимпийское образование как фактор гуманизации практики физического воспитания и спорта. Исторические аспекты олимпийского образования. Педагогическая направленность олимпийских идей Пьера де Кубертена. Основные направления развития олимпийского образования в России и в мире.
Вопросы к Государственному экзамену
по дисциплине «Психология»
1. Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание.
2. 2. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы личности. Определение, функции и условия возникновения эмоций, чувств и воли индивида.
3.
4. 3. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «субъект-объект», «индивидуальность». Характеристика психических свойств личности: направленность, темперамент, характер, способности.
5.
6. 4. Понятие возрастного развития и возрастной периодизации. Возрастные кризисы: понятие, виды, роль в психическом развитии.
7.
5. Закономерности возрастного развития: периодичность, новообразования, гетерохронность, преемственность и последовательность, интегративность, динамичность, единство биологического и социального в возрастном развитии. Новообразования психики, их характеристика на разных этапах онтогенеза.
6. Понятие аномального развития (дизонтегенеза): классификация, общая характеристика и параметры вариантов дизонтогенеза. Закономерности психического развития аномальных индивидов в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной педагогики.
7. Понятие о «группе». Классификация групп (по размеру, общественному статусу, непосредственности взаимоотношений, уровню развития, значимости группы для членов). Основные характеристики группы (композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы).
8. Совместная деятельность как интегратор группового развития. Стадии и уровни развития группы. Коллектив как высший уровень развития группы. Процесс командообразования.
9. Коррекционно-развивающий образовательный процесс: содержание, принципы, формы, методы и приемы. Направления коррекционно-педагогической деятельности. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. Личность педагога системы специального образования.
10. Психологический контроль спортивной деятельности. Психические состояния: сущность, регулятивная и интегративная функции, объективная и субъективная оценка, основания для классификации (активационных, тонических, тензионных, эмоциональных и др.), характеристика основных видов психических состояний. Контроль психической подготовленности.
11. Потребности и мотивы личности, их виды и функции. Учебная мотивация, ее особенности в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.
12. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности, ее компоненты, функции и формы. Понятие о стилях педагогической деятельности. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Проблемы педагогического общения.
Вопросы к государственному экзамену