Сотни спектаклей), то это требует твердой подстраховки исполнителей
Даже самые большие труппы не могут иметь в своем составе, например,
четырех басов равной квалификации или четырех сопрано одинаковой
ценности и т.п. И потому обычно на первом представлении у труппы
еще хватает сил выставить сильных певцов, а дальше, поскольку вся труп
па должна быть занята, ведь вся она оплачивается месячным жаловани
ем, поют очень слабые исполнители. И смею Вас уверить, что слышал
даже в театрах больших городов: в Берлине, Зальцбурге, Вене, Монако,
Дюссельдорфе спектакли, ужасные по качеству пения. В театре Ла Ска-
ла такого быть не может. В Ла Скала максимум — это восемь спектаклей
одной оперы, но в первокласснейшем исполнении. Экономически это
невыгодно, потому что все расходы, которые идут на новую постановку,
не окупаются, не возвращаются. После восьми спектаклей все кончает-
ся, все складывается, а вынимается из запасников редко. Но расходы-то
были чудовищны!! Должен Вам сказать откровенно, что для театров с
постоянной труппой, оплачиваемой государством, характерна некото-
рая самоуспокоенность, и уровень певческого мастерства, как правило,
не достигает высшего уровня. Я вижу, что в Вене, Берлине на первые
пять-шесть спектаклей приглашают гастролеров — Корелли, Коссотто
и другие большие имена. Но они стоят очень дорого. За один спектакль
получают вдвое больше, чем певец первого положения постоянной труп-
пы в месяц!! И получается, что после пяти-шести спектаклей с выдаю-
щимися гастролерами, когда все было на высшем уровне, начинают петь
артисты постоянной труппы, и качество спектакля сразу резко падает.
БЕСЕДА С ФРАНКО ТАЛЬЯВИНИ
— Как известно, вокальная техника, верное образование певческого
звука и его ведение в пении — очень сложная вещь?!
— Исключительно сложная. Иногда, можно сказать, целой карь
еры не хватает, чтобы понять все сложности вокальной техники.
— Да, но без техники долго петь нельзя. Возьмем хотя бы пример —
Ди Стефано с его исключительной природой, но отсутствием техники!
— Вернее сказать, он был слишком одарен от природы, чтобы за
ниматься техникой. Она ему, казалось, была не нужна. Все получалось
как бы непроизвольно. Когда организм молод — он справляется со всеми
Проблемами. Неприятности с голосом начинаются несколько позднее, и вот
тогда без техники уже не обойтись.Если ее нет — певец кончается, как
это и случилось с Ди Стефано.
— Несколько вопросов о Вашей музыкальной биографии. Когда Вы начали
учиться пению ? Был ли у Вас уже большой голос или он развернулся позднее ?
— Я начал заниматься в возрасте 19—20 лет и должен был учиться
много, так как от природы у меня был голос с горловым оттенком. Мне
надо было вывести его наружу, улучшить его звучание. До своего дебюта
я занимался около пяти лет очень серьезно. Мне повезло, я встретил пе
дагога-женщину, с которой мне сразу стало удобно петь и никогда не
возникало необходимости менять педагога. Вы знаете, что часто педа
гог не устраивает, а его смена всегда опасна, да и на перестройку голоса
уходит масса времени. Идут годы, и возможность начать карьеру затя
гивается. К счастью, у меня этого не было. Я с моим педагогом занимал
ся вокалом частно. Также частно я изучал теорию музыки и необходи
мые музыкальные предметы. Мой педагог — сопрано Фумагалли-Рива.
Она была большой певицей веристского направления, пела с Масканьи
и другими большими музыкантами, композиторами и дирижерами того
времени. У нее, между прочим, училась и Райна Кабаиванска. Она и сей
час преподает в Милане.
Дебютировал я в Милане в театре Нуово — экспериментальном
театре для молодежи. Было это 13 лет назад. Я, конечно, все время про-
должал заниматься с педагогом и постепенно начал делать карьеру пев-
ца, мало-помалу завоевывая свое место в искусстве пения. Сейчас я пою
во всех лучших театрах мира.
— Теперь у Вас уже есть и большой практический певческий опыт и,
вероятно, прочные представления о своей технике пения, своей школе. Что
Вы думаете о проблеме дыхания ?
— Конечно, у меня есть ясное представление о пении, о том, как надо
петь. С первого же дня занятий мне постоянно говорили: «Вот смотри, что
надо делать, как надо петь, вот какова система, которой и надо следовать».
Теоретически я все хорошо понял и усвоил. Однако практически это не очень
просто реализовать. Об этом Вы знаете так же хорошо, как и я.
Система, которой я пользуюсь, вернее, пытаюсь пользоваться —
та же, как и у Мариодель Монако, Корелли и других выдающихся пев-
цов. В основе всего лежит дыхание. То самое дыхание, которое в свое вре-
Мя мне объяснили и при котором я себя чувствую очень хорошо (его очень
Трудно постоянно практиковать) — это низкое дыхание. Во время пения
дышать необходимо всегда вниз и только вниз.Никогда не следует под-
нимать плечи и грудную клетку, так как это сжимает горло и дыхание.
Вдыхая возможно более низко, нельзя толкать дыхание. Стараясь по-
лучше освободиться, надо следить за свободой артикуляции, ротовой
и глоточной полостью, стремясь возможно полнее использовать звуч-
ность голоса. При этом, конечно, надо держать горло широким, гортань