Особенностей при воспитании детей
Учет индивидуальных особенностей. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других. Индивидуальность выражается в личностных особенностях, возникновение которых связано с тем, что каждый ребенок проходит свой собственный, особый путь развития, приобретая на нем различные типологические атрибуты высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств: ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера. Индивидуальными особенностями в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и материала в каждом из них. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
1.В младенческом возрасте(1й год жизни)
Ведущим видом деят-ти является эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого входит развитие движение руки и формирование предметных действий.
Основные педагогические характеристики:
-действия с предметами
-совершенствование нервной системы
-увеличение массы тела и роста
-возрастная двигательная активность
-формирование механизмов речи
-овладения умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать
2.Ранний возраст(1-3 лет)
Ведущий вид деят-ти - предметно-манипулятивная деят-ть, в которой происходит активное овладение предметными и орудийными действиями в совместной деят-ти со взрослыми.
Возрастные особенности:
-высокая обучаемость детей
-быстрый темп физич. и психи-го развития
-тесная взаимосвязь и взаимовлияние физич. и психи-го развития
-сенсорное развитие через ощущения и восприятие
-овладение ребенком речью и речь становится ведущим фактором в становлении личности. Способность понимать у реб развивается раньше, чем говорить. Сначала появляются гортанные звуки, затем гуление, а в 5-6 месяцев - лепет. К году реб должен освоить 5-10 слов. Примерно к 3м годам запас слов составит около 1000 слов. Дети осваивают некоторые грамматические конструкции, могут образовывать предложения состоящие из существительных, глаголов и прилагательных
-развитие речи связано с развитием мышления
3.Дошкольный возраст(3-7)
Возрастные особенности:
-появляются качественные новообразования
-возникает новая форма общения - внеситуативно-личностное
-ведущий вид деят-ти - игра
-появляются виды деят-ти, как формы жизненной активности: игра, учение, труд, изобразительная деят-ть
-происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции, активно формируется костно-мышечная система, повышается двигательная активность.
-формирование произвольности в игре, рисовании, конструировании
-начало всестороннего развития и формирование личности
-игра по-прежнему лучшее средство удовлетворение интересов и потребностей ребенка, реализация замыслов, желаний
-формирование логического мышления
-изменение социальных позиций ребенка, нарастает способность к «соподчинению мотивов», появляются мотивы морального характера, усваиваются этические нормы
-приобщение реб к общечеловеческим ценностям
-формируется готовность к системному обучению в школе.
Гендерные различия – в развитии и воспитании обусловлены принадлежностью ребенка к мужскому или женскому полу.
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Половые особенности:
- для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;
- в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.
- при обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
- при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.