Система педагогических наук


Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста запасов новых знаний возникают новые отрасли теоретических и прикладных данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях педагогики, образования, воспитания, управления их структурами, что приводит к тому, что формируются и получают признание новые отрасли наук об образовании. Среди отраслей педагогики есть и совсем «молодые», и те, которые имеют многовековую историческую давность.
В общепризнанный перечень педагогических наук в настоящее время принято включать:


Ясельная педагогика. Изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с психологией, физиологией, медициной.


Дошкольная педагогика. Представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста.


Педагогика школы. Относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Школьная педагогика, как наука является базой для построения вузовской педагогики.


Педагогика профессионально-технического образования. Изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.


Педагогика среднего специального образования. Находится на стадии становления и формирования. Наблюдаются факты активизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессионального образования.


Педагогика высшей школы. Выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма. Её развитие обусловлено несколькими факторами:


Фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях.


Фактор преемственности со школьной педагогикой.


Фактор сочетания традиционных форм обучения с новыми.


Производственная педагогика. Изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.


Военная педагогика. Вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики встречаются в общеобразовательных школах и в ВУЗах.


Социальная педагогика. Содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и совместного образования детей и взрослых.


Педагогика третьего возраста. Разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста. Педагогика третьего возраста находится в стадии становления. Педагогические разработки для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их нормального, здорового режима жизнедеятельности, ведутся на границе с медициной и геронтологией.


Исправительно-трудовая педагогика (Педагогика пенитенциарных учреждений).Содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые преступления. Существуют детская и взрослая отрасли исправительно-трудовой педагогики. Взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.


Сравнительная педагогика. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют давать научное толкование образовательным традициям, системам; обогащать национальную педагогическую культуру за счёт международного опыта.


Сурдопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без слуха.


Тифлопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без зрения.


Олигофренопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания детей и взрослых с нарушениями в развитии мышления.


Интенсивность научных разработок в сурдопедагогике, тифлопедагогике и олигофренопедагогике предопределяется масштабами рождения детей с аномальным развитием.


Лечебная педагогика. Новая отрасль педагогики. Развивается на границе с медициной. Основным её предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют медицинских и педагогических теоретических обоснований и методических разработок.

История педагогики. Наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования и обучения в прошлом. В истории педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой и новейшей истории образования.


В систему педагогических наук входят также многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам. В методиках содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными истинами обучения конкретной дисциплине. Накопляемые ими знания приобретают надпредметный вес и расширяют арсенал общей теории образования – дидактики.

Наши рекомендации