Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики
Объект – воспитание в широком смысле
Предмет – система отношений и закономерностей, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.
Задачи: - выявить и описать закономерности образовательного процесса, изучить условия их проявления, определить модели формирования условий; изучать изменения в процессе воспитания и образования
Три ключевых понятия: воспитание, образование, обучение
Функции:
- теоретич.: теоретическое обоснование процессов, происходящих под воздействием среды, воспитателя
Уровни реализации:
Изучение опыта
Состояние явления
Диагностика методов
Прогнозирование
- планирования: определение этапов для достижения требуемого результата
- технологическая: практическая реализация(проект –– внедрение в практику –– рефлексия /оценка, корректировка/ –– контроль /анализ/)
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.
Воспитание- передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. Самовоспитание - процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
Образование - культура личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. Образование - это основа развития личности. Гессен Сергей Иосифович (1887-1950 гг.): «Подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры». Становление творческой личности по Гессену как основная цель образования.
· формирование образа мыслей, действий человека в обществе.
· процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Самообразование- система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Обучение
· двусторонний процесс учения и преподавания· процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.
Сущность образования как общечеловеческой ценности и социального феномена.
Понятие "образование" происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Первобытный строй: образование – общая задача всех членов общины, затем появляются специальные люди для этого (жрецы, воспитатели и т.п.)
В Риме – постепенное отдаление образования в духовной сфере (ораторство, риторика) и практического обучения материальному производству
Средние века в Европе: на основе церкви, но при этом и науки: астрономия, музыка… но при этом снижение уровня образования
12-13 вв. – независимые университеты, так как потребность в образованных людях (врачи, юристы, гос. служащие)
В докапиталистическую эпоху: преимущественно гуманитарное образование –– конфликт с потребностью в производственных ресурсах и технических знаний: тех. Школы
Соц. преобразования: уже в 19. в. начальное образование обязательно для всех
20 в.: для рабочих специальностей уже требуется мин. среднее образование
Вторая половина 20 в: «образовательный взрыв», т.к. технический прогресс: переход от физического труда к контролю за работой машин
+ направленность на воспитание общегуманистических ценностей
образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.
Образование как педагогический процесс. Раскройте сущность понятий: педагогической процесс, педагогическая система, педагогическое взаимодействие, пед. технология, пед. ситуация, пед. задача.
педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.Пед. взаимодействие – сотрудничество педагогов и воспитанников, их взаимная активность в процессе общения. преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.Педагогическая технология — это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.Педагогическая ситуация – определяет комплекс условий, в которых решаются все задачи. Педагогическая задача - результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике (перевод от «незнания» к «знанию», от «непонимания» к «пониманию» и т.д.). 2 группы пед. задач: задачи обучения и воспитания. Результат решения пед. задачи: появление знаний, формирование умений или качеств личности. Этапы решения: анализ ситуации –– планирование –– реализация –– анализ результатов