Ступени и уровни подготовки социальных педагогов
Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют существенной перестройки системы подготовки преподавателя в высшей школе. Современное высшее педагогическое образование недостаточно ориентировано на целенаправленный отбор абитуриентов, поэтапную учебу, дальнейшее coвершенствование педагогического мастерства преподавателя.
Это вызвано отсутствием современной концепции развития по этапного высшего образования, в которой бы отражалась оригинальная и гибкая структура учебного процесса, специфический набор психолого-педагогических дисциплин, вариативная практическая подготовка преподавателей к работе в школах, вузах и средних специальных учебных заведениях различных профилей.
Основная цель предлагаемой концепции педагогического образования создание условий:
- достаточных для формирования разносторонней, социально активной личности специалиста, гибко самоопределяющегося в процессе обновления общества;
- обеспечивающих качество подготовки специалистов, способных решить педагогические профессиональные задачи в конкретных учебных заведениях на уровне достижений и требований современной цивилизации.
Фундаментом реализации такого педагогического образования может стать высокое интеллектуальное и нормативное материальное оснащение:
- интеллектуальной базой высшего педагогического образования должны стать наличие научно-педагогических школ, создание университетских образовательных округов", высокий уровень квалификации научно-педагогических кадров университетов, современное информационное обеспечение;
-материальной базой - нормативное обеспечение вузов учебно-производственными, социально-культурными знаниями, современным оборудованием и образовательными технологиями. Перестройка подготовки преподавателей в университетах должна предусматривать решение следующих задач: -развитие путей совершенствования подготовки специалистов и разработку критериев оценки их качества; -повышение престижа университетского образования; - улучшение гуманитарной, фундаментальной, профессиональной подготовки выпускников университетов; -создание условий для формирования высокого уровня мотивации как в учебном, так и в научно-исследовательском процессе; -организацию комплексных совместных исследований по наиболее важным проблемам образования;
- исследование вопроса о роли и месте научно-исследовательской работы в подготовке учителя; -обмен авторскими школами и новейшими инновационными силами;
-интеграцию университетов, пединститутов и средних учебных заведений регионов с целью расширения, углубления и разнообразия учебно-методического оснащения процесса педагогической подготовки;
- разработка системы профессиональной ориентации на довузовском и вузовском этапах, исследование путей воспитания одаренных школьников и студентов;
- поиск критериев определения оптимального соотношения гуманитарных, общенаучных и профессиональных знаний в учебных планах и программах;
-отработку методологии конструирования учебных программ и учебных пособий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей студентов, их интересов и склонностей;
-разработку вариантов макетов учебных планов для подготовки учителей разных уровней (для однопрофильной и многопрофильной подготовки);
- выработку системы профессиональной подготовки для разных уровней образования;
- развитие форм дополняющего образования в условиях многоуровневой подготовки (способы ликвидации "тупиков" в системе образования учителя);
- поиск оптимальных подходов, учитывающих национальные, региональные, культурно-исторические традиции и местные условия.
Участники Украинской Ассоциации социальных педагогов и специалистов социальной работы по координации подготовки специалистов в университетах рекомендуют:
1. Считать возможным введение многоуровневой подготовки социальных педагогов в университете.
2. При наличии определенной специфики, связанной с особенностями подготовки социальных педагогов различных специализаций, для каждой ступени должны быть установлены свои цели, содержание образования, сроки обучения; обеспечивается их преемственность, возможность продолжения обучения в других учебных заведениях. Многоуровневая подготовка и вариантность учебных программ позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения.
3. Каждая ступень и уровень образования носят завершенный характер.
4. Первая ступень (4-5 лет) обучения - на нее зачисляются выпускники средних общеобразовательных и специальных учебных заведений (при условии сдачи конкурсных экзаменов), что потребует решения многих вопросов довузовской подготовки и профориентации. Она имеет два уровня:
первый (2-3 года обучения) осуществляет подготовку по общеобразовательным, фундаментальным и гуманитарным дисциплинам и общей психологии. Необходима основательная переработка содержания существующих учебных планов.
Окончание первого уровня удостоверяется свидетельством установленной формы: бакалавр педагогики (учеб. план № 1).
Дальнейшая профессиональная подготовка, окончивших первый уровень, может осуществляться через дополнительную программу по специальности сроком до полутора лет в стенах университета или за его пределами.
После сдачи экзаменов лицам, усвоившим полностью программу первого уровня и получившим положительные оценки, выдается сертификат установленной формы с присвоением квалификации специалиста. Специалист по социальной педагогике (учеб. план №2).
5. Вышесказанное требует разработки квалификационных требований младших специалистов и открытие сети профессиональных курсов на базе вузов и за их пределами, а также срочного рассмотрения необходимого перечня должностей, которые бы соответствовали первому уровню первой ступени обучения.
6. Второй уровень первой ступени завершает базовое высшее университетское педагогическое образование (2-3 года обучения).
В его учебных планах особо тщательно определяется соотношение блоков гуманитарной, общенаучной и профессиональной (психолого-педагогической) подготовки.
В рамках факультативов вводятся физвоспитание, изучение основ медицинских знаний, прикладное искусство, музыка, пение и т. п.
3аочная и вечерняя формы обучения предусматриваются только для второго уровня первой ступени университетского педагогического образования.
7. Обучение на первой ступени заканчивается сдачей госэкзаменов специальности и выдачей диплома о базовом высшем образовании.
Выпускникам, показавшим хорошие и отличные знания и имеющим результаты в научно-исследовательской работе (итоги выполнения курсовых работ), решением ГЭК может быть присвоена ученая степень и выдан диплом БАКАЛАВРА соответствующих наук. 8. Выпускники университета с четырехлетним базовым образованием должны продолжить в течение года обучение в университете по программам профессиональной (психолого-социологической и педагогической) подготовки для получения сертификата преподавателя.
После защиты выпускной научной работы по психолого-педагогическим и социологическим проблемам, при условии положительных оценок по всем дисциплинам выдается сертификат по специализации.
9. Выпускник первой ступени имеет право продолжить образование на второй ступени (в магистратуре) на конкурсной основе ( с учетом результатов обучения на первой ступени). 10. Вторая ступень включает блоки фундаментальной (по избранному направлению обучения), гуманитарной, по специализации и психолого-педагогической подготовки, а также обязательное свободное владение, как минимум, одним иностранным языком. Выпускник второй ступени разрабатывает определенную научную тему по исследованию как теоретических, так и прикладных проблем с учетом профиля специальности и возможной апробацией результатов.
11. При успешном выполнении учебного плана выпускникам выдается диплом о полном высшем образовании и сертификат по специализации.
Желающим дается право на выполнение выпускной квалификационной работы и при успешной ее защите решением ГЭК присваивается выпускнику степень МАГИСТРА педагогики.
12. На третью ступень обучения (2-3 года), соответствующую современной аспирантуре, зачисляются (индивидуально) выпускники второй ступени на конкурсной основе.
Обучение заканчивается защитой кандидатской диссертации и сдачей диплома об окончании аспирантуры, который предоставляет возможность получить степень кандидата наук, присваиваемую аттестационной комиссией, а также преимущественное право распределения на вакантные должности в вузах, ИПК и научных учреждениях.
13. Четвертая ступень обучения (2-3 года) соответствует современной докторантуре. На нее зачисляются в индивидуальном порядке выпускники третьей ступени. Обучение заканчивается защитой докторской диссертации и выдачей диплома об окончании докторантуры, что предоставляет возможность получить степень доктора наук, присваиваемую аттестационной комиссией. Окончившие докторантуру, имеют преимущественное право распределения на вакантные педагогические должности в вузах, ИПК, научных учреждениях.
Учитывая, что обучена на первой ступени является государственной задачей удовлетворения образовательной потребности личности, считаем, что финансирование на этой ступени должно вестись за счет государственного финансирования (на уровне госзаказа). Стоимость обучения должна быть обоснована конкретным экономическим расчетом и корректироваться в соответствии с политикой цен.
14. На второй, третьей и четвертой ступенях образования подготовка педагогических кадров должна обеспечиваться государственной программой и финансироваться за счет госбюджета.
7) Общая логика проектирования образовательного процесса:
1). Анализ исходных данных, конкретизация образовательных целей.
2). Генерирование идей: составление вариантов технологических способов обучения, то есть систем приемов учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием образования.
3). Оценка каждого варианта и выбор оптимального - создание общей модели проектируемого образовательного процесса.
4). Разработка приемов реализации выбранного технологического способа, то есть системы дидактической деятельности учителя по управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся.
5). Подбор необходимого материально-технического оснащения образовательного процесса.
6). Мысленное экспериментирование - проигрывание будущего процесса, установление и уточнение пространственно-временных характеристик процесса.
7). Документальное оформление проекта.
Данная логическая последовательность действий может быть по-разному реализована проектировщиком - учителем. Это различие выражается в стратегии проектирования как определенной последовательности действий, выбираемой проектировщиком с целью преобразования исходного задания в готовый проект. Выделяются несколько возможных стратегий: линейная, циклическая, разветвленная, адаптивная стратегии, стратегия приращения и случайный поиск. Каждая из них или их сочетания могут быть использованы учителем в зависимости от его индивидуального стиля.
5. Мы вводим понятие «технологический способ обучения», которое означает совокупность приемов учебно-познавательной деятельности, направленную на освоение учащимся отрезка содержания образования и основанную на определенной психологической теории обучения. Технологический способ обучения представляет собой проект процесса преобразования личности учащегося и является частью образовательной технологии.
Образовательную технологию мы определяем как проект образовательного процесса. Образовательная технология - это описание предварительно спроектированного и всесторонне обоснованного развития личности учащихся в учебно-познавательной деятельности под руководством учителя или самостоятельно при решении тех или иных образовательных задач. Основные характеристики образовательной технологии как проекта: законосообразность, системность, алгоритмичность, оптимальность.
6. Процедура проектирования образовательного процесса является вариативной. Инвариантную часть процедуры составляет общая логика проектирования, а вариативную часть - набор действий учителя, основанный на разных стратегиях проектирования: линейной, циклической, разветвленной, адаптивной и стратегии приращения.
В проектировании образовательного процесса проявляется индивидуальный стиль деятельности учителя. Структурные компоненты индивидуального стиля учителя в проектировании образовательного процесса: мотиваци-онный, операциональный и рефлексивный.
Принятие учителем технологического подхода к образовательному процессу и освоение им процедур проектирования обеспечивает системное видение будущего процесса и позволяет выстраивать его «вокруг ученика», ориентируясь на индивидуальные учебные возможности и учитывая конкретные условия обучения. Овладение проектировочной деятельностью можно рассматривать как элемент развития профессионального мастерства, а также как условие формирования авторской системы деятельности учителя.
7. Необходимость обучения студентов педвузов проектированию образовательного процесса обоснована требованиями государственного образовательного стандарта, сложностью проектировочной деятельности, а также затруднениями учителей в ее реализации. Процесс обучения студентов проектированию образовательного процесса включает пять этапов: пропедевтический, информационный, формирующий, адаптационный, рефлексивный.
Для педагогического процесса, направленного на формирование профессиональной компетентности в области проектирования образовательного процесса, необходима реализация совокупности психолого-педагогических условий: знания о сущности и процедурах проектирования образовательного процесса, осознание собственного индивидуального стиля проектировочной деятельности; убеждение в значимости и необходимости проектирования образовательного процесса в школе; способность и умение осуществлять проектирование образовательного процесса в условиях общеобразовательных учреждений; целеполагание педагогического процесса в вузе с ориентацией на овладение проектировочной деятельностью учителя; включение в содержание педагогического образования (общепрофессиональный блок) информации о сущности, закономерностях, принципах и процедурах проектирования образовательного процесса; выбор методов и средств обучения студентов, адекватных структуре и способам проектировочной деятельности учителя.
Выполненное диссертационное исследование не может охватить всех аспектов проблемы. Дальнейшие перспективы мы видим в научно-практической разработке технологий проектирования образовательного процесса с учетом особенностей предметного содержания обучения, исследовании и классификации индивидуальных стилей учителей в проектировании, исследовании влияния проектировочной деятельности на развитие личност-но-профессиональных качеств учителя, разработке новой модели педагогического образования, основанной на проективной парадигме.
Основные положения теории проектирования образовательного процесса в школе.
1. В современных условиях технологизации образовательного процесса необходим новый подход к его проектированию, адекватно отражающий технологическую структуру образовательного процесса. Главная идея технологического подхода - проектирование системы деятельности учащихся в процессе их перехода с одного уровня обученности на другой, более высокий уровень.
2. Принципы проектирования образовательного процесса в школе: центрация проектирования на ведущем элементе - модели деятельности учащихся в технологическом процессе, рефлексивность, оптимальность, многофакторность, адаптация образовательного процесса к личности учащихся.
3. Образовательная технология - это описание предварительно спроектированного и всесторонне обоснованного развития личности учащихся в учебно-познавательной деятельности под руководством учителя или самостоятельно при решении тех или иных образовательных задач. Образовательная технология есть проект образовательного процесса; она всегда конкретна, отражает особенности содержания образования, личностей учащихся и условий обучения.
Эмпирический базис теории проектирования образовательного процесса. Эмпирическим базисом любой теории являются научные факты. Для теории проектирования образовательного процесса в школе - это: факты проектировочной деятельности учителя, цель которой - мысленное предвосхищение будущего образовательного процесса; факты учения как освоения различных видов деятельности.
Инструментарий теории проектирования образовательного процесса, то есть средства и методы познания. К ним относятся: диалектический метод, метод анализа научных систем знаний, технологический, системно-деятельностный, задачный, личностный и культурологический подходы, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса, наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, опытно-экспериментальная работа, методы математической статистики.
Следствия теории проектирования образовательного процесса и их проверка. Прикладными следствиями нашей теории являются общая процедура и набор стратегий проектирования образовательного процесса учителем. Общая процедура проектирования представляет собой логическую последовательность необходимых действий учителя при проектировании образовательного процесса. Стратегии проектирования (линейная, циклическая, разветвленная, адаптивная и стратегия приращения) показывают возможные варианты применения общей процедуры проектирования. Проверка процедуры и стратегий проектирования образовательного процесса проведена в процессе опытно-экспериментальной работы с учителями и студентами педвуза.
В качестве следствия теории проектирования образовательного процесса выступает также система профессиональной подготовки учителя к проектировочной деятельности, ее содержание, методы, психолого-педагогические условия. Апробация этой системы проведена автором в процессе опытно-экспериментальной работы в Шуйском государственном педагогическом университете.
Границы применимости теории проектирования образовательного процесса: образовательный процесс в школе (общеобразовательном учреждении) на уровне дидактической деятельности учителя.