Методы воспитания – насущная проблема перестройки образования

… Метод выступает и как способ реализации целей и содержания нравственного воспитания учащихся, и как способ взаимосвязи цели и результата, и как способ воздействия и взаимодействия учителя, мастера, учащихся, педагогического, производственного, ученического коллективов, и как способ достижения единства сознания, чувств и поведения учащихся, и как способ актуализации нравственных норм и ценностей.

Прежде всего, подчеркнем: метод воспитания, чтобы отвечать характеру гуманных, демократических отношений между педагогом и учащимися, должен иметь деятельностную основу и быть обращен к личности и воспитателя, и воспитуемого, к той их совместной деятельности, в которой он, метод, реализуется. Тогда метод становится механизмом регуляции и саморегуляции поведения в разных видах деятельности - учебной, профессионально-трудовой, общественной.

Заметим также, что взаимосвязь цели и методов воспитания может быть рассмотрена на широком социальном уровне (на уровне социального заказа общества), на уровне требований существующей системы образования и воспитания и, наконец, на уровне социальных потребностей конкретного региона, учреждения.

Исходя из сказанного, рассмотрим ту систему методов нравственного воспитания, воспитания ответственности, которая выведена нами аналитико-синтетическим путем из потребностей практики в современной общеобразовательной и профессиональной школе.

Данная система включает в себя:

1. Метод целеполагания (метод достижения воспитательных целей, задач и путей их достижения).

2. Ориентационно-трудовой метод.

3. Информационно-просветительский метод.

4. Метод общения (коммуникативный метод).

5. Метод оценки.

Каждый из названных методов имеет двусторонний характер воспитательного воздействия: предполагает воздействие, с одной стороны, на процесс осознания социально-нравственных норм, которые усваиваются учащимися, с другой — на мотивацию и разностороннюю практическую активность учащихся в разных видах их деятельности. Это исключает разделение методов на словесные и практические. Действие каждого метода и всей системы, совокупности на­правлено на формирование сложных личностных образований — мировоззрения, идеалов, нравственных качеств личности, ценностных нравственных и профессиональных ориентации.

…В чем преимущество данной системы методов нравствен­ного воспитания перед давно сложившейся и еще поныне действующей? Данная система, как нам представляется, охватывает целостный воспитательный процесс — от начала за­мысла цели деятельности в основных ее видах до ее завершения к оценки полученного результата. При действии этой системы методов каждым участником воспитательного процесса — и воспитателем и воспитуемым — определяются цели и задачи нравственного воспитания (целеполагание), способы их реализации (ориентационно-трудовой, информационно-просветительный и коммуникативный методы), производится оценка достигнутого результата к его соотношения с поставленными целями (метод оценки). Логично? Думается, что да.

Метод целеполагания включает в себя три основных структурных элемента: выдвижение цели, определение путей ее достижения и ожидаемого результата. Можно сказать, что метод целеполагания «указывает» направление движения воспитательного процесса, активными участниками которого являются и воспитатели, и воспитанники.

Возникающее противоречие — расхождения в целях воспитателей и воспитанников — снимается именно при встречном, совмещающемся целеполагании. В этом и состоит эффект данного метода.

Ориентационно-трудовой метод как метод нравственного воспитания представляет собой включение каждого ученика в преобразовательную деятельность. Использование ориента-ционно-трудового метода предполагает: осознание целей и смысла труда, его социальной значимости и необходимости, организацию труда как целесообразной и целенаправленной деятельности, формирование и развитие нравственно ценных мотивов профессионального труда. Ведущая функция данного метода состоит в обеспечении единства целей, мотивов и способа деятельности (поведения) учащихся в основные видах труда; учении, производительном и общественно полезном труде, общественной работе, деятельности в сфере досуга.

Воспитательная эффективность учения и труда возрастает, если в сочетании с ориентационно-трудовым методом будет применен информационно-просветительный метод, с помощью которого учащиеся овладевают знаниями о нравственных требованиях, о том, какие нравственные качества необходимы человеку. Использование этого метода имеет самое прямое отношение к форми­рованию и становлению нравственных убеждений. Применяемый в единстве с методом целеполагания информационно-просветительный метод содействует программированию осознанного поведения, выработке жизненных планов и ценностных ориентации личности.

Выделим два обязательных и взаимосвязанных компонента информационно-просветительного метода — познавательный и практический, обеспечивающих в их единстве.

Использование общения как метода нравственного воспи­тания определяется наличием деловых и межличностных от­ношений учащихся, которые складываются в основных видах труда и свободном общении (общении с товарищами по учебной группе, с педагогами, родителями, наставниками и другими людьми). В общении в большей мере, чем где-либо, происходит самовыражение и самоутверждение личности, определяется ее реальное положение в коллективе, т. е. формальный и неформальный статус в учении и труде. Использование рассматриваемого метода окажется эф­фективным только при условии индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Использование метода оценки содействует выработке готовности критически относиться к себе и окружающим людям и, что важнее всего, побуждает к нравственному само­воспитанию, самосовершенствованию.

…Применение рассматриваемого метода предполагает оценку, взаимооценку, самооценку, коллективную оценку (общественное мнение), которая составляет основу оценочной деятельности. Эффективность оценки как метода нравственного воспитания определяется прежде всего тем, в какой мере она влияет на формирование общественного мнения в коллективе и ценностных ориентации каждой личности. Другими словами, эффективность оценки определяется ее влиянием на выработку в коллективе и у каждой личности отно­шения к принципам, нормам, идеалам подлинно нравственно­го поведения человека как ценностям его духовной жизни.

Объектом оценки могут быть конкретные дела, их результаты, отношение учащихся к коллективу, друг другу, отношение каждого к себе самому. Объектом оценки, следовательно, должны стать продукт учебно-производительного труда, поступки и в целом все поведение учащихся, мотивы этого поведения.

(Цитаты из работы: Васильева З.И.. Методы воспитания - насущная проблема перестройки образования//Формула воспитания: личность, деятельность, коллектив/Под ред. Титовой Е.В.- СПб.,2006. С.330-343).

Вопросы для самоконтроля

1. Какова суть педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника?

2. Существует мнение, что метод воспитания зависит от особенностей ребенка. Так ли это? Почему вы так думаете?

3. Для чего нужна классификация методов?

4. Какова структура метода?

5. Дайте определение средствам воспитания.

6. Какие уровни развития средств вы знаете?

7. При каких условиях средство может переходить в метод?

8. Если бы из системы методов убрали метод наказания, это сделало бы применение методов более оптимальным? Ответ обоснуйте.

9. С чем связано более частое употребление на практике вербальных методов воспитания?

Тема 8. Организационные формы воспитания

Организационные формы воспитания как элемент целостной системы воспитания. Многообразие форм воспитательной работы. Традиционные и инновационные формы воспитания. Характеристика основных форм. Формы коллективной творческой деятельности: коллективные творческие дела и воспитательные дела. Стадии разработки КТД. Игры в воспитательном процессе и их роль в становлении личности младших школьников. Классные часы, праздники, экскурсии, прогулки, спортивные мероприятия как элементы разнообразия форм воспитания.

Наши рекомендации