Усова Татьяна - Острогорский, Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Острогорский
Имя при рождении:Александр Яковлевич Острогорский
Дата рождения:1868 год
Место рождения:Санкт-Петербург Российская империя
Дата смерти:1 октября 1908
Место смерти:Санкт-Петербург, Российская империя
Гражданство: Российская империя
Род деятельности:Писатель, переводчик,журналист, педагог
Алекса́ндр Я́ковлевич Острого́рский (1868, Санкт-Петербург — 1 октября 1908 Санкт-Петербург) — педагог, писатель журналист, общественный деятель. Организатор отделов по народному образованию на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Н. Новгороде и Всемирной парижской выставке, редактор-издатель журнала «Образование», Директор Тенишевского училища, младший брат Острогорского Содержание [убрать]
Биография
Родился в 1868 году, образование получил на юридическом факультете Петербургского университета. Начав службу в департаменте торговли и мануфактур, он увлекся вопросом образования и с удовольствием принял на себя поручение организовать отделы министерства финансов по народному образованию сперва на нижегородской выставке, затем на парижской международной в 1900 году. Когда князь В. Н. Тенишев решил основать в Петербурге частное среднее учебное заведение, он пригласил в 1899 году Острогорского на должность директора училища.
С этого времени Александр находился во главе училища, преподавал в нем русский язык и старался осуществить в жизни училища педагогические приёмы воспитания и образования, чуждые школьной рутине. Он обратил особенное внимание на индивидуальность учащихся, отменил оценку познании учеников отметками и обычные приемы наказании, заменив их нравственными убеждениями провинившихся. При училище были организованы им родительские собрания и основано после смерти князя Танишева общество для содействия образованию учащихся. Кроме того, им издан учебник Русское правописание, составлена хрестоматия Живое Слово в двух частях, а также издано несколько переводных работ.
Педагогическая деятельность его не удовлетворяла и он занимался общественной работой. Принимал деятельное участие сперва в педагогических организациях, затем в городском хозяйстве и в так называемом освободительном движении. Вошел в состав Петербургской думы гласным по квартиронанимательскому цензу и там примкнул к оппозиции стародумской партии вместе с гласным Кедриным и Фальборком. Во время начавшихся забастовок занялся организацией союза учителей, примкнул к кадетам и выступал на митингах оратором, содействуя в то же время сдаче зала Тенишева под устроиство политических собрании.
Желание сохранить директорство в Тинишевском училище заставило его впоследствии выйти из союза учителей и других незаконных организации, но тем не менее он всегда заботился словом и делом об успехе оппозиционных партии. Острогорский был учредителем высших юридических курсов. Умер он в полном расцвете сил, на 40-м году жизни, оставив по себе хорошую память среди своих многочисленных единомышленников, ценивших в нем его политические убеждения, педагогическую опытность и ораторские способности. Хоронили его на Смоленском кладбище. На отпевании присутствовали и члены литературного фонда с председателем Н. И. Караевым во главе. Венков было так много, что их пришлось сгруппировать на двух колесницах. Наиболее выдающиеся венки были от Петербургского общественного управления, где он нес обязанности гласного; от Общества народных университетов, от бывших слушателей юридических курсов, от педагогического совета гимназии Таганцевой, Лучшему другу наших детей от родителей, и ещё много венков от различных учреждении и частных лиц.
Труды
Живое слово : кн. для изучения родного языка / сост. А. Я. Острогорский; с ориг. рис. И. Билибина и снимками с картин О. Васильева; с предисл. Нестора Котляревского
Коммерческое образование, его современная организация на Западе и возможная постановка в России : [Ч. 1]
Русское правописание : Руководство к его нагляд. изуч.
История культуры : В 3 отд. / [Соч.] Ю. Липперта; Пер. с нем. А. Острогорский и П. Струве
Этика и политическая экономия / Фр. Иодль, проф. Праж. ун-та; Пер. с нем. Александра Острогорского
19. Феон Сюзанна –К.Д.УШИНСКИЙ"Человек как предмет воспитания. "2 часть
3. Цель воспитания по У.: развитие и укрепление характера. "...Важнее и полезнее всех этих открытий и изобретений, часто не делающих человека ни на волос счастливее прежнего, потому что он внутри самого себя носит многочисленные причины несчастья, было бы открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты" [с. 17-18].
4. Необходимость педагогических факультетов в университетах: "Общественное воспитание совсем не такое малое дело, чтобы не заслуживало особого факультета" [с.15]. Целью педагогического (антропологического) факультета было бы изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания. Эти факультеты служили бы не для приготовления всех учителей, в которых нуждается страна, но для развития самого искусства воспитания и для приготовления тех лиц, которые или своими сочинениями, или прямым руководством могли бы распространять в массе учителей необходимые для воспитателей познания.
Требования к воспитателю:
· "Но если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совешенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобресть всесторонниесведения о человеческой природе, за воспитание которой берется" [с.22]. В педагогической практике вредно одностороннее мышление - т.е. воспитатель, который глядит на человека сквозь одну какую-то призму, например, физиологии, политической экономии, психологии.
· педагогический такт - частный случай психологического такта - полусознательное собрание воспоминаний разнообразных психических актов, пережитых человеком, на основании которого человек полагает возможным действовать на душу другого человека и избирает для этого те средства, действенность которых он опробовал на себе. Педагогический такт незаменим в практике потому, что действует быстро, мгновенно, тогда как положения науки припоминаются и обдумываются медленно. Педагогический такт не есть что-то врожденное, он формируется с опытом.
· педагогический опыт очень важен, но его сложно оценить из-за отдаленности последствий от причин - т.е. сложно отследить, что именно (действия воспитателя либо что-то иное) стало причиной перемен в воспитаннике, ведь на развитие человека имеет влияние не одна лишь школа.
Основная идея: человек своими корнями неразрывно связан со всем биологическим миром, составляет его высшую ступень и вместе с тем обладает такими свойствами, которые качественно отличают его от всего предыдущего ряда развития жизни. Человеческий организм, как и растительный организм существует благодаря процессам питания и размножения. Вместе с тем, человеческий организм, как и организм животного обладает способностью ощущения, в основе которой - деятельность нервной системы. Основные свойства нервной системы - впечатлительность (способность ощущать), способность рефлексировать и усваивать привычки. Чрезвычайно усложнившаяся в процессе эволюции нервная деятельность является основой психической деятельности (деятельности души по терминологии У.). Психическая деятельность (ощущение, восприятие, память, воображение и т.д.) свойственна и человеку и животным. Но только человеку свойственна такая специфическая область душевной деятельности (нравственность, например), которую У. назвал духовной.
5. Виды организмов:
· единичные: растения, животные, человек: их органы материально связаны между собой в пространстве и времени. Их органы живут только для выполнения назначения целого существа.
· общественные: семья, племя, народ, государство, человечество: их органы представляются нам отдельными органическими существами в пространстве и времени, связанными между собой не материально, а условиями развития и жизни. Целое живет исключительно для своих материально отдельных органов, для того, чтобы дать им возможность жизни и развития. Так, "семья, племя, народ, государство, человечество имеют свою цель в личности отдельных людей" [с.44].
Физическое воспитание: раздел теории искусства воспитания. На развитие растительного организма в индивидуальном человеке может оказывать произвольное влияние другой человек посредством координации процесса питания воспитанника - пищи, воздуха, света, температуры. Правила этого влияния и составляют воспитание физическое, которое специально разрабатывается медициной.